Рабочая программа по курсу ВД Жить здорово! с 1 - 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу ВД Жить здорово! с 1 - 4 классРабочая программа по курсу ВД Жить здорово! с 1 - 4 классРабочая программа по курсу ВД Жить здорово! с 1 - 4 классРабочая программа по курсу ВД Жить здорово! с 1 - 4 классМуниципальное общеобразовательное учреждение -

гимназия г. Переславля-Залесского



Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов___________ Торопова Т.С.

Проведена экспертиза на МО

протокол № _____________

от «___» __________ 2015 г.

Утверждена

Приказ по гимназии

от «____»____________2015 г.

Директор гимназии

_______________________

Чистякова М.А.

Согласовано

Председатель МС

___________________Захарова М.М.

Рассмотрена на заседании МС

протокол № _____________

от «___» __________ 2015 г.



Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Жить здорово!»

(спортивно - оздоровительное направление)
для 1 - 4 классов



Составила: Коморина О. В

учитель начальных классов

первой категории

г. Переславль - Залесский, 2015 г.

1.Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Цель конкретизирована следующими задачами:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Жить здорово!» Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» для обучающихся начальных классов. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования. В программе внеурочной деятельности отражена межпредметная связь с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Таблица №1.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Жить здорово!»

Литературное чтение

Чтение произведений Ю. Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок».

Устное народное творчество.

Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.

Окружающий мир

Сезонные изменения в природе.

Организм человека.

Опора тела и движение.

Наше питание.

Экскурсия «У природы нет плохой погоды».

Осанка - это красиво.

Умеем ли мы питаться.

Технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.

Изобразительное искусство

Мир фантазии.

Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка».

Физическая культура

Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.

Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».

Музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа жизни, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год, 2-4 классы по 34 часа в год (всего 135 часов). Режим занятий: занятия курса ВД проходят после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут - 1 класс, 40 минут - 2, 3, 4 классы. Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале и на спортивной площадке гимназии. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Таблица №2.

формы проведения занятия

Формы и виды деятельности

Тематика игры

Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим

"Я б в спасатели пошел"

«Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека» беседы

Полезные и вредные продукты

Гигиена правильной осанки

«Доброречие»

Мой внешний вид -залог здоровья

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

Мода и школьные будни

Как защититься от простуды и гриппа тесты и анкетирование

Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»

Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

«Мои отношения к одноклассникам»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» круглые столы

«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений школьные конференции

В мире интересного просмотр тематических видеофильмов

«Как сохранить и укрепить зрение»

«Быстрое развитие памяти»

«Человек»

«Мышление и мы»

Клещевой энцефалит

Вредные и полезные растения. экскурсии

«Сезонные изменения и как их принимает человек»

«Природа - источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды» дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Хочу остаться здоровым»

. «За здоровый образ жизни» конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

В здоровом теле здоровый дух

«Моё настроение»

Вредные и полезные растения.

Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»

«Продукты для здоровья»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Нет курению!»

Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» решение ситуационных задач

Культура питания.

Этикет.

Лесная аптека на службе человека

Вредные привычки театрализованные представления, кукольный театр

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»

Спектакль С. Преображенский «Капризка»

Спектакль «Спеши делать добро» участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»

«Разговор о правильном питании»

«Вкусные и полезные вкусности»

«Хлеб всему голова»

«Что даёт нам море»
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Методы и приёмы работы. Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. Курс ВД «Жить здорово!» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др. Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др. Результативность работы по программе курса ВД «Жить здорово!» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса ВД «Жить здорово!» Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  1. Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
  • поиск и выделение необходимой информации (добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии);
  • построение логической цепи рассуждений в результате совместной работы всего класса;
  • знаково - символические действия: преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Коммуникативные УУД:
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других.
  • умение договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

4. Предметные результаты:
  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.



IV. Содержание курса ВД «Жить здорово!»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» состоит из 7 разделов:

  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
  • «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» состоит из четырёх частей:
  • 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
  • 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
  • 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
  • 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Раздел 1. Введение. «Вот мы и в школе».(16 ч.) Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. 1 класс 4 часа Тема 1. Дорога к доброму здоровью. Тема 2. Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Тема 3. В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» Тема 4. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль-праздник) 2 класс 4 часа Тема 1. Что мы знаем о ЗОЖ. Тема 2. По стране Здоровейке. Тема 3. В гостях у Мойдодыра. Тема 4. Я хозяин своего здоровья (текущий контроль- КВН) 3класс - 4 часа Тема 1. «Здоровый образ жизни, что это?» Тема 2. Личная гигиена. Тема 3. В гостях у Мойдодыра. Тема 4. «Остров здоровья» (текущий контроль знаний - игра) 4 класс- 4 часа Тема 1. «Здоровье и здоровый образ жизни» (1ч.). Тема 2. Правила личной гигиены(1ч) Тема 3. Физическая активность и здоровье(1ч) Тема 4. Как познать себя (Текущий контроль знаний - За круглым столом)
Раздел 2. Питание и здоровье (20ч.) Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. 1 класс - 5 часов Тема 1. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) Тема 4. Как и чем мы питаемся Тема 5. Красный, жёлтый, зелёный. (Текущий контроль знаний- викторина) 2 класс- 5 часов Тема 1. Правильное питание - залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь. Тема 2. Культура питания. Этикет. Тема 3. Спектакль «Я выбираю кашу» Тема 4. «Что даёт нам море» Тема 5. Светофор здорового питания. (Текущий контроль знаний- викторина) 3 класс- 5 часов Тема 1. Игра «Смак» Тема 2. Правильное питание - залог физического и психологического здоровья. Тема 3. Вредные микробы. Тема 4. Что такое здоровая пища и как её приготовить. Тема 5. «Чудесный сундучок». Текущий контроль знаний - КВН 4 класс- 5 часов Тема 1. Питание - необходимое условие для жизни человека. Тема 2. Здоровая пища для всей семьи. Тема 3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Тема 4. Секреты здорового питания. Рацион питания. Тема 5. «Богатырская силушка». Текущий контроль знаний -КВН
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (28ч.) Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. 1 класс (7 часов) Тема 1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Тема 2. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Тема 3. Кукольный театр. Стихотворение «Ручеёк» Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». Тема 5. Как обезопасить свою жизнь. Тема 6.День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим». Тема 7. В здоровом теле здоровый дух. Текущий контроль знаний(Викторина) 2 класс (7 часов) Тема 1. Сон и его значение для здоровья человека. Тема 2. Закаливание в домашних условиях. Тема 3. День здоровья «Будьте здоровы» Тема 4. Иммунитет Тема 5. Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье". Тема 6. Спорт в жизни ребёнка. Тема 7. Слагаемые здоровья Текущий контроль знаний- за круглым столом 3 класс (7 часов) Тема 1. Труд и здоровье Тема 2. Наш мозг и его волшебные действия Тема 3. День здоровья «Хочу остаться здоровым» Тема 4. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья Тема 5. Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье". Тема 6. Экскурсия «Природа - источник здоровья» Тема 7.«Моё здоровье в моих руках» Текущий контроль знаний-викторина 4 класс (7 часов) Тема 1. Домашняя аптечка Тема 2. «Мы за здоровый образ жизни» Тема 3. Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» Тема 4.«Береги зрение смолоду». Тема 5. Как избежать искривления позвоночника Тема 6. Отдых для здоровья Тема 7. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье. Текущий контроль знаний-викторина Раздел 4. Я в школе и дома (36ч.) Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. 1 класс (6 часов) Тема 1. Мой внешний вид - залог здоровья. Тема 2. Зрение - это сила Тема 3. Осанка - это красиво Тема 4. Весёлые переменки Тема 5. Здоровье и домашние задания Тема 6. Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим. Текущий контроль знаний. 2 класс (6 часов) Тема 1. Я и мои одноклассники Тема 2. Почему устают глаза? Тема 3. Гигиена позвоночника. Сколиоз Тема 4. Шалости и травмы Тема 5. «Я сажусь за уроки». Переутомление и утомление Тема 6. Умники и умницы .Текущий контроль знаний 3 класс (6 часов) Тема 1. Мой внешний вид - залог здоровья Тема 2. «Доброречие» Тема 3. Спектакль С. Преображенский «Капризка» Тема 4.«Бесценный дар- зрение» Тема5. Гигиена правильной осанки Тема6.«Спасатели , вперёд!»Текущий контроль знаний 4 класс (6 часов) Тема 1.«Мы здоровьем дорожим - соблюдая свой режим» Тема 2. «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!» Тема 3. Кукольный спектакль «Спеши делать добро» Тема 4. Что такое дружба? Как дружить в школе? Тема 5. Мода и школьные будни Тема 6. Делу время , потехе час. Текущий контроль знаний- игра викторина
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (16ч.) Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". 1 класс (4 часа) Тема 1. Хочу остаться здоровым Тема 2. Вкусные и полезные вкусности Тема 3. День здоровья «Как хорошо здоровым быть» Тема 4.«Как сохранять и укреплять свое здоровье». Текущий контроль знаний- круглый стол 2 класс (4 часа) Тема 1. С. Преображенский «Огородники» Тема 2. Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков) Тема 3. День здоровья «Самый здоровый класс» Тема 4 .«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний- конкурс«Разговор о правильном питании» 3 класс (4 часа) Тема 1. Шарль Перро «Красная шапочка» Тема 2. Движение это жизнь Тема 3. День здоровья «Дальше, быстрее, выше» Тема 4.«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности .Текущий контроль знаний - конкурс «Разговор о правильном питании» 4 класс (4 часа) Тема 1.Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься Тема 2. День здоровья «За здоровый образ жизни». Тема 3. Кукольный спектакль Преображенский «Огородники» Тема 4.«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Текущий контроль знаний - конкурс «Разговор о правильном питании»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (15 ч.) Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. 1 класс (3 часа) Тема 1. Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» Тема 2. Вредные и полезные привычки. Тема 3. Я б в спасатели пошел". Текущий контроль знаний- ролевая игра 2 класс (4 часа) Тема 1. Мир эмоций и чувств Тема 2. Вредные привычки Тема 3. «Веснянка» Тема 4. В мире интересного. Текущий контроль знаний- Научно -практическая конференция 3 класс (4 часа) Тема 1. Мир моих увлечений Тема 2. Вредные привычки и их профилактика Тема 3. Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Тема 4. В мире интересного. Текущий контроль знаний- Научно -практическая конференция 4 класс (4 часа) Тема 1 . Размышление о жизненном опыте Тема 2. Вредные привычки и их профилактика Тема 3 . Школа и моё настроение Тема 4 . В мире интересного. Текущий контроль знаний- итоговая диагностика
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (16ч.) Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. 1 класс (4 часа) Тема 1. Опасности летом (просмотр видео фильма) Тема 2. Первая доврачебная помощь Тема 3 . Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» Тема 4 . Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний- диагностика. 2 класс (4 часа) Тема 1. Я и опасность. Тема 2. Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» Тема 3. Первая помощь при отравлении Тема 4. Наши успехи и достижения. Итоговый контроль знаний- диагностика 3 класс (4часа) Тема 1. Я и опасность. Тема 2. Лесная аптека на службе человека Тема 3. Игра «Не зная броду, не суйся в воду» Тема 4. Чему мы научились и чего достигли. Итоговый контроль знаний- диагностика. 4 класс (4часа) Тема 1. Я и опасность. Тема 2. Игра «Мой горизонт» Тема 3. Гордо реет флаг здоровья Тема 4. «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». итоговый контроль знаний- Диагностика.
№ темы Темы экскурсий Часы 3.4. «Сезонные изменения и как их принимает человек» 1 3.6 «Природа - источник здоровья» 1 3.6. «У природы нет плохой погоды» 1
ИТОГО:


Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


V. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности

1 класс

«Первые шаги к здоровью»

Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

Категория слушателей: обучающиеся 1 класса (7 - 8 лет)

Срок обучения:1 год

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год

Перечень разделов

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности

Примечание

общее

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение «Вот мы и в школе».

4

2

2

праздник

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

Моё здоровье в моих руках

7

4

3

Викторина

Я в школе и дома

6

3

3

Игра - викторина

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Круглый стол

Я и моё ближайшее окружение

3

1

2

Ролевая игра

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика

Итого:

33

14

19

2 класс

«Если хочешь быть здоров»

Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Категория слушателей: обучающиеся 2 класса

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)

Перечень разделов

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности

Примечание

Общее

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

КВН

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

Моё здоровье в моих руках

7

4

3

За круглым столом

Я в школе и дома

6

3

3

КВН

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

«Разговор о правильном питании» конкурс

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Школьная научно - практическая конференция

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика

Итого:

34

16

18

3 класс

«По дорожкам здоровья»

Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.

Категория слушателей: обучающиеся 3 класса (34 часа).

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю

Перечень разделов

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности

Примечание Общее Теоретические занятия Практические занятия

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

Праздник

Питание и здоровье

5

3

2

Викторина

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

Я в школе и дома

6

3

3

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Соревнование

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика

Итого:

34

16

18

4 класс

«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»

Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Категория слушателей: обучающиеся 4 класса

Срок обучения: 1год

Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)

Перечень разделов

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности

Примечание Общее Теоретические занятия Практические занятия

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

Круглый стол

Питание и здоровье

5

3

2

КВН

Моё здоровье в моих руках

7

4

3

Викторина

Я в школе и дома

6

3

3

Игра- викторина

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

«Разговор о правильном питании»

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Научно- практическая конференция

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика «Книга здоровья»

Итого:

34

16

18



  1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Поурочное планирование


1 класс

«Первые шаги к здоровью»


№ п/п

Что пройдено на уроке

Формы обучения (индивидуальная - И, групповая - Г, фронтальная - Ф)

Описание основных видов деятельности

Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Дата

I

Введение «Вот мы и в школе».

Личностные УУД
Самоопределение:
- формирование ценностного отношения к своему здоровью
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни
Смыслообразование:
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно - гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к подвижным играм, участие в спортивных соревнованиях.
^ Нравственно - этическое оценивание:
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
^ Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
^ Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

1.1

Дорога к доброму здоровью

Ф, И

Просмотр презентации, беседа, ответы на вопросы

1.2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

Ф, И

1.3

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль

К. Чуковский «Мойдодыр»

Ф, И, Г

Кукольный спектакль

1.4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Ф, И

Праздник

II

Питание и здоровье

2.1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Ф, И

Рисование по теме. Выставка

2.2

Культура питания

Приглашаем к чаю

Ф, И, Г

Беседа, просмотр презентации, вопросы, чаепитие

2.3

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Ф, И

Кукольный спектакль

2.4

Как и чем мы питаемся

Ф, И

Просмотр презентации, беседа, вопросы

2.5

Красный, жёлтый, зелёный

Ф, И

Викторина

III

Моё здоровье в моих руках

3.1

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.2

Полезные и вредные продукты.

Ф, И

3.3

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

Ф, И

Кукольный спектакль

3.4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

Ф, И

Экскурсия

3.5

Как обезопасить свою жизнь

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.6

День здоровья

«Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»

Г

Спортивное мероприятие

3.7

В здоровом теле здоровый дух

Ф, И

Викторина

IV

Я в школе и дома

4.1

Мой внешний вид -залог здоровья

Ф, И

Беседа, вопросы

13,01

4.2

Зрение - это сила

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

20,01

4.3

Осанка - это красиво

Ф, И

4.4

Весёлые переменки

Ф, И

4.5

Здоровье и домашние задания

Ф, И

4.6

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.

Ф, И, Г

Игра-викторина

V

Чтоб забыть про докторов

5.1

"Хочу остаться здоровым".

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

5.2

Вкусные и полезные вкусности

Ф, И

5.3

День здоровья

«Как хорошо здоровым быть»

Г

Спортивное соревнование

5.4

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Ф, И

Круглый стол

VI

Я и моё ближайшее окружение

6.1

Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

Ф, И

Рисование рисунков по теме

6.2

Вредные и полезные привычки

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

6.3

"Я б в спасатели пошел"

Ф, И

Ролевая игра

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

7.1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

Ф, И

Просмотр видеофильма, беседа

7.2

Первая доврачебная помощь

Ф, И

Практика оказания первой медицинской помощи

7.3

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

Ф, И

Кукольный спектакль

7.4

Чему мы научились за год.

Ф, И

Диагностика

Итого: 33 часа


2 класс

«Если хочешь быть здоров»

№ п/п

Перечень разделов

Формы обучения (индивидуальная - И, групповая - Г, фронтальная - Ф)

Виды деятельности обучающихся

Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Дата

I

Введение «Вот мы и в школе». Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

1.1

Что мы знаем о ЗОЖ

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

1.2

По стране Здоровейке

Ф, И

1.3

В гостях у Мойдодыра

Ф, И

1.4

Я хозяин своего здоровья

Ф, И, Г

КВН

II

Питание и здоровье

2.1

Правильное питание - залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

2.2

Культура питания. Этикет.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Практика демонстрации этикета за столом (в столовой школы)

2.3

Спектакль «Я выбираю кашу»

Ф, И

Спектакль

2.4

«Что даёт нам море»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

2.5

Светофор здорового питания

Ф, И, Г

Викторина

III

Моё здоровье в моих руках

3.1

Сон и его значение для здоровья человека

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Оформление выставки рисунков

3.2

Закаливание в домашних условиях

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.3

День здоровья

«Будьте здоровы»

Г

Спортивное соревнование

3.4

Иммунитет

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.5

Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье".

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.6

Спорт в жизни ребёнка.

Ф, И, Г

Самопрезентация. Оформление детского журнала»

3.7

Слагаемые здоровья

Ф, И

«За круглым столом»

IV

Я в школе и дома

4.1

Я и мои одноклассники

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

4.2

Почему устают глаза?

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

4.3

Гигиена позвоночника. Сколиоз

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Оформление детского журнала

4.4

Шалости и травмы

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

4.5

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы, оформление листовок

4.6

Умники и умницы

Ф, И, Г

КВН

V

Чтоб забыть про докторов

5.1

С. Преображенский «Огородники»

Ф, И

Чтение произведения, ответы на вопросы

5.2

Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)

Ф, И

Рисование по теме. Выставка рисунков

5.3

День здоровья

«Самый здоровый класс»

Ф, И

Спортивное эстафета

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Ф, И

«Разговор о правильном питании»

Презентация, беседа, вопросы

VI

Я и моё ближайшее окружение

6.1

Мир эмоций и чувств.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

6.2

Вредные привычки

Ф, И

6.3

«Веснянка»

Ф, И

6.4

В мире интересного

Ф, И

Школьная научная конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

7.1

Я и опасность.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

7.2

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

Ф, И

Кукольный спектакль

7.3

Первая помощь при отравлении

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

7.4

Наши успехи и достижения

Ф, И

Диагностика

Итого: 34 часа



3 класс

«По дорожкам здоровья»

№ п/п

Что пройдено на уроке

Формы обучения (индивидуальная - И, групповая - Г, фронтальная - Ф)

Виды деятельности обучающихся

Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Дата

I

Введение «Вот мы и в школе». Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

1.1

«Здоровый образ жизни, что это?»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

1.2

Личная гигиена

Ф, И

1.3

В гостях у Мойдодыра

Ф, И

1.4

«Остров здоровья»

Ф, И

Праздник

II

Питание и здоровье

2.1

Игра «Смак»

Ф, И, Г

Игра

2.2

Правильное питание -залог физического и психологического здоровья

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

2.3

Вредные микробы

Ф, И

2.4

Что такое здоровая пища и как её приготовить

Ф, И

2.5

«Чудесный сундучок»

Ф, И,Г

Викторина

III

Моё здоровье в моих руках

3.1

Труд и здоровье

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.2

Наш мозг и его волшебные действия

Ф, И

3.3

День здоровья

«Хочу остаться здоровым»

Г

Спортивное соревнование

3.4

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

3.5

Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье".

Ф, И

3.6

Экскурсия «Природа - источник здоровья»

Ф, И, Г

Экскурсия

3.7

«Моё здоровье в моих руках»

Ф, И

Самопрезентация

IV

Я в школе и дома

4.1

Мой внешний вид - залог здоровья

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

4.2

«Доброречие»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

4.3

Спектакль С. Преображенский «Капризка»

Ф, И

Спектакль

4.4

«Бесценный дар- зрение».

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Оформление детского журнала

4.5

Гигиена правильной осанки

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

4.6

«Спасатели, вперёд!»

Ф, И, Г

Игра

V

Чтоб забыть про докторов

5.1

Шарль Перро «Красная шапочка»

Ф, И

Чтение сказки, вопросы

5.2

Движение это жизнь

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

5.3

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше»

Г

Спортивная эстафета

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

VI

Я и моё ближайшее окружение

6.1

Мир моих увлечений

Ф, И

Самопрезентация

6.2

Вредные привычки и их профилактика

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

6.3

Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ф, И

Кукольный спектакль

6.4

В мире интересного.

Г

Спортивное соревнование

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

7.1

Я и опасность.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

7.2

Лесная аптека на службе человека

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Создание листовок.

7.3

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

Ф, И, Г

Игра

7.4

Чему мы научились и чего достигли

Ф, И

Диагностика

Итого: 34 часа


4 класс

«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»

№ п/п

Что пройдено на уроке

Формы обучения (индивидуальная - И, групповая - Г, фронтальная - Ф)

Виды деятельности обучающихся

Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Дата

I

Введение «Вот мы и в школе». Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

1.1

«Здоровье и здоровый образ жизни»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

01,09

1.2

Правила личной гигиены

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

08,09

1.3

Физическая активность и здоровье

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

15,09

1.4

Как познать себя

Ф, И

«Круглый стол»

22,09

II

Питание и здоровье

2.1

Питание необходимое условие для жизни человека

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

29,09

2.2

Здоровая пища для всей семьи

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

06,10

2.3

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

13,10

2.4

Секреты здорового питания. Рацион питания

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

20,10

2.5

«Богатырская силушка»

Ф, И

КВН

27,10

III

Моё здоровье в моих руках

3.1

Домашняя аптечка

Ф, И, Г

Презентация, беседа, вопросы. Создание листовок

10,11

3.2

«Мы за здоровый образ жизни»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Оформление выставки рисунков

17,11

3.3

Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»

Г

Спортивное соревнование

24,11

3.4

«Береги зрение смолоду».

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

01,12

3.5

Как избежать искривления позвоночника

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

08,12

3.6

Отдых для здоровья

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

15,12

3.7

Умеем ли мы отвечать за своё здоровье

Ф, И

Викторина

22,12

IV

Я в школе и дома

4.1

«Мы здоровьем дорожим - соблюдая свой режим»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

13,01

29,12

4.2

«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Оформление листовок

20,01

12,01

4.3

Что такое дружба? Как дружить в школе?

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

27,01

19,01

4.4

Кукольный спектакль

«Спеши делать добро»

Ф, И

Кукольный спектакль

03,02

26,01

4.5

Мода и школьные будни

Ф, И

Самопрезентация

10,02

02,02

4.6

Делу время, потехе час.

Ф, И

Игра-викторина

17,02

09,02

V

Чтоб забыть про докторов

5.1

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

Ф, И

Самопрезентация

24,02

16,02

5.2

День здоровья

«За здоровый образ жизни».

Г

Спортивная эстафета

02,03

01,03

5.3

Кукольный спектакль

Преображенский «Огородники»

Ф, И

Кукольный спектакль

09,03

15,03

5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Ф, И

«Разговор о правильном питании». Презентация, беседа, вопросы

16,03

VI

Я и моё ближайшее окружение

6.1

Размышление о жизненном опыте

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

6.2

Вредные привычки и их профилактика

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы

6.3

Школа и моё настроение

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Выставка рисунков

6.4

В мире интересного.

Ф, И

Научно - практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

7.1

Я и опасность.

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Оформление листовок

7.2

Игра «Мой горизонт»

Ф, И

Игра

7.3

Гордо реет флаг здоровья

Ф, И

Презентация, беседа, вопросы. Самопрезентация

7.4

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

Ф, И

Диагностика «Книга здоровья»

Итого: 34 часа

VII. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения курса «Жить здорово!» Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня. Для реализации программы «Жить здорово!» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  • измерительные приборы: весы, часы и их модели.
  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, документ - камера и др.

Литература 1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с. 2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2001 - № 12 - С. 3-6.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012

4. Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 6.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 7. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с. 8. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78. 9. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c. 10. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 11. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с. 12. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 13. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с. 14. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с. 15. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57. 16. Тихомирова Л. Ф. «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей, Ярославль, 1997 г. 17. Тихомирова Л. Ф. «Школа - территория здоровья». Монография, Ярославль, 2011 г. 18. Фатеева Л. П., Трубач Е. Ю. «Физкультурные минутки на уроках в начальной школе», 1997 г.



VI. Формы подведения итогов реализации программы курса ВД

«Жить здорово!»

Основными формами учёта знаний и умений будут:

-анкетирование детей;

-мониторинг состояния здоровья;

-практические работы;

- реализация проектов;

- коллективные творческие дела;

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция, выставки, соревнования.

Описание диагностических процедур по отслеживанию запланированных результатов Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Лист наблюдения

Лист оценки формирования коммуникативных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО

  • Достаточно полно и точно выражает свои мысли


Слушает и понимает речь других.

Договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им

Выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень

Лист оценки формирования личностных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Уровень сформированности ценности здорового и безопасного образа жизни

2.


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень

Лист оценки формирования познавательных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО Поиск и выделение необходимой информации (добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии) Построение логической цепи рассуждений в результате совместной работы всего класса
Преобразовывает информацию из одной формы в другую, (знаково - символические действия)

2.


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень

Лист оценки формирования регулятивных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО Определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью учителя Проговаривают последовательность действий на уроке

Высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

Работают по предложенному учителем плану

2.


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень


Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось _________________________________ Я думаю, это потому, что ____________________________________________ Самым интересным было______________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________
Все - или наиболее значимые - результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

Планируемые результаты В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Жить здорово!» у обучающихся будут сформированы знания:

  • основных вопросов гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенностей влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенностей воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основ рационального питания;
  • правил оказания первой помощи;
  • способов сохранения и укрепление здоровья;
  • своих прав и прав других людей;
  • значения физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Получат возможность формирования умений:
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать "полезные" и "вредные" продукты;
  • заботиться о своем здоровье;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.





































Приложение 1

Тестовый материал

1 класс Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?

а) Три раза в день.

б) Два раза.

в) Один раз.

2. Всегда ли Вы завтракаете?

а) Всегда.

б) Не всегда.

в) Никогда.

3. Из чего состоит Ваш завтрак?

а) Каша и чай.

б) Мясное блюдо и чай.

в) Чай.

4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом
ужином?

а) Никогда.

б) Один-два раза в день.

в) Три раза и более.

5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?

а) Три раза в день.

б) Один-два раза в день.

в) Два-три раза в неделю.

6. Как часто Вы едите жареную пищу?

а) Один раз в неделю.

б) Три-четыре раза в неделю.

в) Каждый день.

7. Как часто Вы едите выпечку?

а) Один раз в неделю.

б) Три-четыре раза в неделю.

в) Каждый день.

8. Что Вы намазываете на хлеб?

а) Маргарин.

б) Масло с маргарином.

в) Только масло.

9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?

а) Три-четыре раза.

б) Один-два раза.

в) Один раз и реже.

10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?

а) Менее трёх раз в неделю.

б) От 3 до 6 раз в неделю.

в) За каждой едой.

11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?

а) Одну-две.

б) От трёх до пяти.

в) Шесть и более.

12. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с
мяса нужно:

а) убрать весь жир;

б) убрать часть жира;

в) оставить весь жир.

Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

14 -17 баллов - надо улучшить питание;

18 - 24 балла - отличный режим и качество питания

2 класс диагностика «Что мы знаем о здоровье»

1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?

а) инфекция

б) эпидемия

в) аллергия

2. Как не передаются кишечных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с грязными руками

3. Что вредит здоровью?

а) игры на свежем воздухе

б) малоподвижный образ жизни

в) плавание, катание на лыжах

4.Что не вредит здоровью?

а) курение

б) закаливание

в) спиртное

5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с водой

6. Какое заболевание не относится к инфекционным?

а) грипп

б) дизентерия

в) ветрянка

7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?

а) никотин

б) алкоголь

в) наркотики

8. Что не поможет организму стать сильнее?

а) занятие спортом

б) закаливание

в) вкусная пища

9. Какое питание нельзя назвать здоровым?

а) регулярное

б) без спешки

в) однообразное

Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)

8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье

5-6 баллов - тебе надо задуматься о здоровье

Меньше 5 - твоё здоровье в опасности.

3 класс Тест «Ваше здоровье»


1. Как известно, нормальный режим питания - это плотный завтрак,
обед из трёх блюд и скромный ужин. А какой режим питания у Вас?

а) Именно такой, к тому же Вы едите много овощей и фруктов.

б) Иногда бывает, что Вы обходитесь без завтрака или обеда.

в) Вы вообще не придерживаетесь никакого режима.

2. Курите ли Вы?

а) Нет.

б) Да, но лишь 1 -2 сигареты в день.

в) Курите по целой пачке в день.

3. Употребляете в пищу:

а) много масла, яиц, сливок;

б) мало фруктов и овощей;

в) много сахара, пирожных, варенья

4.Пьёте ли Вы кофе?
а) Очень редко.

б) Пьёте, но не больше 1 -2 чашек в день.

в) Вы не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.

5.Регулярно ли Вы делаете зарядку?

а) Да, для Вас это необходимо.

б) Хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить.

в) Нет, не делаете.

6.Вам доставляет удовольствие ходить в школу?

а) Да, Вы идёте обычно с удовольствием.

б) Школа Вас в общем-то устраивает.

в) Вы идёте без особой охоты.

7.Принимаете ли Вы постоянно какие-то лекарства?

а) Нет.

б) Только при острой необходимости.

в) Да, принимаете каждый день.

8.Страдаете ли Вы от какого-то хронического заболевания?

а) Нет.

б) Затрудняетесь ответить.

в) Да.

9.Используете ли Вы хотя бы один выходной для физической ра боты, туризма, занятия спортом?

а) Да, а иногда и оба дня.

б) Да, но только когда есть возможность.

в) Нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.

10.Как Вы предпочитаете проводить свои каникулы?

а) Активно занимаясь спортом.

б) В приятной весёлой компании.

в) Для Вас это - проблема.

11.Есть ли что-то, что постоянно раздражает Вас в школе или дома?

а) Нет.

б) Да, но Вы стараетесь избежать этого.

в) Да.

12. Есть ли у Вас чувство юмора?

а) Ваши близкие и друзья говорят, что есть.

б) Вы цените людей, у которых оно есть, и Вам приятно их обще ство.

в) Нет.
Ключ: за каждый ответ «а» Вы получаете 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков. От 38 до 56 очков. У Вас есть шансы дожить до 100 лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у Вас хорошее самочувствие. Если Вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц! Но подумайте, не слишком ли много сил Вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не лишаете ли Вы себя при этом некоторых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими, без них жизнь может показаться Вам слишком пресной. А радость - это тоже здоровье! От 19 до 37 очков. Чашечка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У Вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают Вашу жизнь разнообразной. Но подумайте, не будут ли некоторые Ваши привычки с годами иметь последствия для Вашего здоровья? Пересмотрите Ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли Вы занимаетесь спортом, не слишком ли Вы увлекаетесь спиртным и сигаретами. И согласитесь: приятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компании, но и на теннисном корте, стадионе, в походе. От 0 до 18 очков. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от Вас. Но Вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, Вы уже жалуетесь на своё здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если Вы по ка не бегаете по врачам, то это «заслуга» только Вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.

4 класс Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»

1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:

а) Заводите будильник;

б) Доверяете внутреннему голосу;

в) Полагаетесь на случай.

2.Проснувшись утром, Вы:

а) Сразу встаёте;

б) Встаёте не спеша, затем - гимнастика;

в) Ещё немного нежитесь под одеялом.

3.Ваш завтрак:

а) Кофе или чай с бутербродом;

б) Мясное блюдо и чай;

в) Завтракаете не дома, а на работе.

4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?

а) Приход в школу в одно и тоже время.

б) В диапазоне плюс-минус 30 минут.

в) Гибкий график.

5.Вы бы предпочли за обед:

а) Успеть поесть в столовой;

б) Поесть не торопясь;

в) Поесть не торопясь и немного отдохнуть.

6.Курение:

а) Некурящий;

б) Менее 5 сигарет в день или периодически курите;

в) Курите регулярно;

г) Курите очень много;

д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).

7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а) Долгими дискуссиями.

б) Уходите от споров.

в) Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.

8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?

а) Не больше чем на 20 минут.

б) До часа.

в) Больше часа.

9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?

а) Общественной работе.

б) Хобби.

в) Домашним делам.

10.Что означают для Вас встречи с друзьями?

а) Возможность отвлечься от забот.

б) Потеря времени.

в) Неизбежное зло.

11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.

б) По настроению.

в) По окончании всех дел.

12. Употребляете в пищу:

а) Много масла, яиц, сливок;

б) Мало фруктов и овощей;

в) Много сахара, пирожных, варенья

13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

а) Роль болельщика.

б) Делаете зарядку.

в) Достаточно рабочей и физической нагрузки.

14. За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

а) Танцевали;

б) Занимались спортом;

в) Прошли пешком порядка 4 км.

15.Как Вы проводите летние каникулы?

а) Пассивно отдыхаете.

б) Физически трудитесь.

в) Гуляете и занимаетесь спортом.

16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:

а) Любой ценой стремитесь достичь своего;

б) Надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;

в) Намекаете окружающим на Вашу истинную цену.

Ключ

№ вопроса

Вариант ответа

а

6

в

1

30

20

0

2

10

30

0

3

20

30

0

4

0

10

20

5

0

10

20

6

30

10

0

7

0

10

30

8

30

20

0

9

10

10

30

10

30

0

0

11

30

30

0

12

20

30

0

13

0

30

0

14

30

30

30

15

0

20

30

16

0

30

20

Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.

Если Вы набрали:

менее 160-280 баллов - необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье;

290 - 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы;

более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.

© 2010-2022