Урок литературного чтения Люблю природу русскую. Осень

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Архангельская школа»











Люблю природу русскую. Осень.

УРОК-КОНЦЕРТ















Подготовила и провела

учитель начальных классов

Гончарова Ирина Анатольевна

Урок литературного чтения, 2 класс, "Школа России", ФГОС.

Учитель: Гончарова Ирина Анатольевна.

Цели: учить учащихся выразительно читать стихотворения, передавая интонацией настроение, анализировать произведения живописи; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

предметные: научатся выразительно читать и воспринимать на слух поэтическое произведение, передавая интонацией настроение, анализировать произведения живописи, получат возможность научиться оценивать результаты выполненных заданий.

Метапредметные:

познавательные - формулировать учебную задачу урока, планировать деятельность на уроке и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;

коммуникативные - развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мотивы учебной деятельности и смысла учения.

Оборудование: загадки, пословицы, рисунки учащихся на тему: «Осень»,

портреты русских поэтов, аудиозапись «Осень» Свиридов.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года…

- Как зовется?

- Правильно. Осенью зовется.

- Сегодня мы с вами вспомним произведения, которые мы прочитали в

разделе «Осень».

- Соедините линией название стихотворения и поэта, который его написал.

«Осень наступила» К.Д.Бальмонт

«Ласточки пропали» Ф.И.Тютчев

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» А.Н.Плещеев

«Закружилась листва золотая» А.А.Фет

«Сухие листья» А.К.Толстой

«Опустел скворечник» С.А.Есенин

«Хитрые грибы» И.П.Токмакова

«Сегодня так светло кругом» В.Д.Берестов

«Есть в осени первоначальной» В.Я. Брюсов

«Поспевает брусника» И.А. Бунин

3. Игра «Угадай-ка»

- Каждый из вас выбирает карточку, называет автора и название

стихотворения, выразительно его читает.

4. Беседа.

- Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому,

что кончилось теплое время года.

Но об осени говорят и по-другому: золотая, багряная, кормилица.

- А вы любите осень?

- Давайте послушаем стихотворения, которые вы сочинили сами.

- Великие русские поэты часто обращались в своих стихах к этой теме.

Читая эти стихотворения, можно почувствовать разное настроение:

восхищение грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда.

Особенно любил осень великий русский поэт А.С. Пушкин.

- Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Осень»

5. Чтение стихотворения. Анализ.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какие краски осени вы увидели, слушая стихотворение?

- Какие слова передают грусть, тоску?

- А восхищение, радость?

- Какой литературный прием использовал поэт в своем стихотворении?

- Какую иллюстрацию из представленных рисунков вы выберите к этому

стихотворению?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой, волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С.Пушкин)

6. Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунет ветер - полетим

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели

7. Закрепление.

- Как называется прием, который использует поэт для повторения в стихах

одних и тех же звуков, похожих на изображаемое явление?

- В каком стихотворении мы это услышали?

- Что такое рифма?

- Найдите пары слов, которые рифмуются?

холоднее грустнее

крика брусника

- Прочитайте пословицу: «Осень - перемен восемь».

- Как вы понимаете ее смысл?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- О каком месяце идет речь?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к вам пришел?

- Какие пословицы о сентябре вы знаете?

Ответы учащихся:

Сентябрь - первый месяц осени.

Сентябрь - отлетная пора.

В сентябре - одна ягодка, да и то горькая рябинка.

Сентябрь - чародей цвета.

Сентябрь - пора золотой осени.

- Что вы еще знаете о сентябре?

Ответы учащихся:

В сентябре осень то ласкает теплым солнышком, словно играя в лето, то

мелким холодным дождем напоминает: скоро зима.

- О каком месяце идет речь?

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

- Какие пословицы об октябре вы знаете?

Ответы учащихся:

Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

В октябре и лист на дереве не держится.

Что вы еще знаете об октябре?

Ответы учащихся:

Летят над полями последние стаи

Последние листья в лесу облетают

И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

Роняет последний негреющий лучик.

- О каком месяце идет речь?

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало.

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

- Какие пословицы о ноябре вы знаете?

Ответы учащихся:

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Холоден батюшка - октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

- Что вы знаете о ноябре?

Ответы учащихся:

Ветки голые стучат

Галки черные кричат

В тучах редко просинь

Наступила осень

Льдинка хрустнет звонко.

Крикнет птица тонко,

Будто есть попросит, -

Наступила осень.

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит:

Осень, осень, осень….

8. Прослушивание аудиозаписи «Осень» Свиридова.

- Какое настроение навеяла вам эта музыка?

- Что услышали?

9.Рефлексия

- Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко.

- А что не получалось? Почему?

10. Подведение итогов урока.

- Вам понравился урок?

- Что удалось? Что не удалось?

- Над чем нужно поработать?

11. Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам стихотворению.


© 2010-2022