Рабочая программа внеурочной деятельности Работа с портфолио

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10
Утверждено: Директор МОАУ СОШ №10 ______________/__________________ Приказ №___от «____»______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«РАБОТА С ПОРТФОЛИО»


уровень начального общего образования, 2 класс


2015 - 2016 учебный год


Составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
Количество часов всего: 34, в неделю: 1

Ф.И.О. учителя, составившего программу: Ульченко Лариса Анатольевна, первая квалификационная категория










Рассмотрено: Руководитель методического объединения ____________/_______________________ Протокол от _______ №_______________







Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________/ _____________ «___» ______________20____г.





г. Белогорск

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой портфолио» для учащихся 1 - 4 классов составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. - Информационного письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Данная программа разработана с целью помочь детям и их родителям подготовить портфолио выпускника начальной школы, который, согласно новым ФГОС, является оптимальным способом организации накопительной системы оценки. Позволит накопить и систематизировать полезную информацию об учебных и внеучебных достижениях ребенка, урочных и внеурочных результатах деятельности, развить навыки простого самоконтроля, самооценки и самоанализа. Рабочая программа составлена на основе брошюры А.В.Иванова «Мой портфолио». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Оно поможет детям и родителям в увлекательной форме узнать, что такое портфолио и для чего его собирают; отобрать работы для портфолио и красиво их оформить; хорошо учиться; оценить свои работы и достижения; научиться интересно общаться. Цель программы: социализация учащихся в ходе рефлексии и самооценки динамики личностных, метапредметных и предметных результатов урочной и внеурочной деятельности Задачи обучения: • поддержать высокую учебную мотивацию учащихся; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; • формировать умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • выявлять и развивать индивидуальные творческие способности ребенка;
  • стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ по итогам праздников, экскурсий, походов и др.

Общая характеристика программы Показатель динамики образовательных достижений - один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио учащегося. Портфолио представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в различных областях. Портфолио является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфолио используются при проведении аттестации педагогов. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учащимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. В портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются следующие материалы. 1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. 2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организаторы воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. 3. Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, среди которых значительное место занимают результаты проектной и исследовательской деятельности социальной направленности.

Место программы во внеурочной деятельности учащихся

В рамках внеурочной деятельности обучающихся 2 классов на «Мой портфолио» отводится 34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества. Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьников. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащихся, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в разных областях. Опыт использования портфолио показывает, что его можно отнести к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики достижений ученика в широком образовательном контексте. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. В ходе внеурочной деятельности по направлению социализации личности будут решены следующие задачи: ▪ развивать социальный опыт школьника, приобщать к нормам, установкам общества и социальных групп; ▪ включать социальные нормы и ценности во внутренний мир человека; ▪ обогащать ребенка опытом социального партнерства; ▪ развивать общественно значимые качества личности; ▪ создавать условия для личностной самореализации; ▪ формировать позитивную самооценку, самоуважение; ▪ формировать коммуникативные компетенции в сотрудничестве; ▪ учить вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; ▪ формировать доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; ▪ формировать социально адекватные способы поведения; ▪ участвовать в благотворительной деятельности; ▪ организовывать ученическое самоуправление; ▪ ориентировать на позитивный образ жизни; ▪ учить сотрудничать, работать, общаться, отдыхать.


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Мой портфолио» Программа построена с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета Личностные результаты обучения

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
  • способность к организации собственной деятельности и развитие готовности к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни и компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Метапредметные результаты. Коммуникативные универсальные учебные действия
  • коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество;
  • формирование умения продуктивного взаимодействия с другими участниками процесса, умения совместного принятия решения;
  • признание возможности существования различных точек зрения, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность и адекватно воспринимать оценку со стороны;
  • формирование готовности к преодолению трудностей.
Предметные результаты:
  • совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности;
  • уметь работать с анкетами, тестами, опросниками;
  • уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов;
  • уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио».


Учащиеся должны знать: свою родословную и семью; понятия: Родина, край, село, памятники старины и зодчества своего района; права и обязанности учащихся в школе; права и обязанности учащегося как гражданина; правила дорожного движения; основы математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, технологии, музыки, изобразительного искусства; правильность постановки цели на учебный год. Учащиеся должны уметь: выполнять мини-проекты по заданным темам; создавать коллажи; выполнять зарисовки и чертежи; подбирать цветовую гамму, применять знания правил безопасного поведения; искать пути достижения поставленных целей; оценивать свои работы и работы одноклассников; производить отбор лучших работ; анализировать, обобщать материал; осуществлять рефлексию с учетом своих целей; ставить задачи на будущее. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы: 1) о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе; 2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Формы и средства контроля уровня достижения планируемых результатов учащихся 1 - 4 классов по программе «Мой портфолио». Формы и средства контроля уровня планируемых результатов учащихся 1 - 4 классов по внеурочной деятельности определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в рамках безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003) и фиксируются в «Мой портфолио». Практически все составляющие курса «Мой портфолио» в настоящее время могут быть оценены только качественно. При их оценке целесообразно основываться на уровневом подходе к представленным результатам.

Содержание программы

1 раздел ««Знакомьтесь, я - ученик» Личные данные. Как я провел лето? Мой портрет, астрологический паспорт. Тайны моего характера. Моя семья и заповеди семейной жизни, а так же семейный этикет и дом моей мечты. Я и мои друзья, качества, которыми обладают настоящие друзья. Россия - страна, в которой я живу, символы страны и ее достопримечательности. Моя маленькая Родина. 2 раздел «Мое здоровье» Распорядок дня. Зарядка. Здоровый образ жизни, правильное питание, планирование своего времени. Правильное питание. Правила безопасности. Правила дорожного движения.
3 раздел «Моя школа, мой класс» Калейдоскоп для первоклассника. Первый учебный день второклассника и его портрет. Школьная мозаика. Даты рождения одноклассников. Традиции школы, класса. Законы общения. Законы школьной дружбы и жизни. Отношение к окружающим. Добрые дела. Жизненные принципы. 4 раздел «Мои учебные достижения» Что такое цель? Реальные цели. Установление времени достижения поставленной цели, а так же постановка цели на учебный год. Школьные достижения. Оценивание себя. Оценивание своих знаний, умений, навыков по основным разделам учебного курса: математика, русский язык, окружающий мир, технология, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка на начало изучения темы и на конец года. 5 раздел «Мои достижения» Положительные результаты каких-либо усилий. Конкурсы, мероприятия, соревнования, выставки, олимпиады в которых принял ученик участие. Награды, поощрения.Посещение кружков и секций. 6 раздел «Мои проектные и исследовательские работы» Участие в классных, школьных, социальных проектах. 7 раздел «Пожелания и отзывы» Практические работы, отмеченные в тематическом планировании в разделе способы деятельности учащихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала подразумевают собой заполнение печатных страниц портфолио по теме урока в классе под контролем учителя.








Разделы и темы программы

Количество часов во 2 классе

По РП

Практические работ

экскурсии 1 раздел «Знакомьтесь, я - ученик»

10

3

1

2 раздел «Мое здоровье»

8

2

1

3 раздел «Моя школа, мой класс»

4

1


4 раздел «Мои учебные достижения»

9

7

5 раздел «Мои достижения»

1

1


6 раздел «Мои проектные и исследовательские работы»

1

1

7 раздел «Отзывы и пожелания о портфолио»

1

1


И т о г о :

34

16















Тематическое планирование - 2 класс

№ п/п

Дата.

Тема занятия

Способы деятельности учащихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала

1.

07.09

Первый учебный день во 2-ом классе.

Я - второклассник.

Как правильно собирать свой портфель. Запись личных данных. Что мы можем рассказать о себе.

2.

14.09

Как я провел лето?

Обмен впечатлениями о проведенном лете. Практическая работа № 1.

3.

21.09

Мой портрет. Астрологический паспорт.

Изменения за год во внешнем виде учащегося.

4.

28.09

Как я отношусь к окружающим? Учимся ставить цели.

Стремление к чему-то хорошему. Достижение поставленной цели. Практическая работа № 2.

5.

05.10

Мои добрые дела. Мои цели на учебный год.

Какие дела можно называть добрыми. Могу ли я делать добрые дела. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 3.

6.

12.10

Мои жизненные принципы.

Почему так поступают люди. Каким быть? Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 4.

7.

19.10

Мои учебные достижения. Русский язык

Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса русского языка. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 5.

8.

26.10

Мои учебные достижения. Математика.

Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса математики. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 6.

9.

09.11

Мои учебные достижения. Литературное чтение.

Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса литературного чтения. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 7.

10.

16.11

Мои учебные достижения. Окружающий мир.

Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса окружающего мира. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 8.

11.

23.11

Тайны моего характера.

Черты характера человека. Практическая работа № 9.

12.

30.11

Моя семья. Дом моей мечты.

Члены семьи. Народные пословицы о семье. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 10.

13.

07.12

Под крышей дома моего.

Состав семьи. Практическая работа № 11.

14.

14.12

Семейный этикет. Учебные достижения.

Что такое семейный этикет. Пословицы о семье. Правила семейного этикета.

15.

21.12

Калейдоскоп для второклассника.

Что могу и что умею. Практическая работа № 12.

16.

28.12

Россия - страна в которой я живу.

Символы страны: герб, флаг, гимн. Достопримечательности страны.

17.

11.01

Моя маленькая Родина.

Экскурсия. Знакомство с основными историческими памятниками села. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 13.

18.

18.01

Я и мои друзья. Дерево дружбы.

С кем я дружу. Почему? Друзья. Черты характера. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 14.

19

25.01

Портрет второклассника. Мой любимый класс.

Дни рождения одноклассников. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 15.

20.

01.02

Жизнь и традиции моего класса.

Каким я хочу видеть свой класс. Что нужно изменить. Какие традиции создать. Индивидуальная и групповая работа.

21.

08.02

Законы школьной жизни и дружбы.

Составление своих законов жизни в классе и школе.

22.

15.02

Распорядок дня.

Основы здорового образа жизни в правильном режиме дня. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 16.

23.

22.02

На зарядку становись.

Самооценка своего физического развития. Разучивание физкультминуток.

24.

29.02

Здоровье - это здорово!

Компоненты, составляющие здоровье. Правильное питание. Каши.

25.

07.03

Я здоровье сберегу - сам себе я помогу.

Правила питания. Полезные продукты. Правильно ли ты питаешься. Практическая работа № 17.

26.

14.03

Правильное питание.

Ч то мы кушаем. (Проект.)

27.

04.04

Овощи и фрукты - лучшие продукты.

Что мы заем о фруктах и овощах. Практическая работа № 18.

28.

11.04

Правила безопасности.

Поведение на дороге. Правила поездки в автобусе. Индивидуальная и групповая работа.

29

18.04

Безопасный маршрут «Дом - школа».

Создание маршрутных листов «Безопасный путь в школу и домой». Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 19.

30

25.04

Мои учебные достижения.

Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса музыка, изобразительное искусство, тежнология. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 20.

31.

02.05

Мои результаты за год.

Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 21.

32.

09.05

Подведем итоги.

Итоги прошедшего года. Мини-проект выполнение коллажа «Мои успехи». Групповая работа. Практическая работа № 22.

33.

16.05

Вот и каникулы!

Итоги прошедшего года. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 23.

34.

23.05

Отзывы и пожелания.

Запись в портфолио отзывов родителей, учителей, друзей о портфолио. Пожелания хозяину портфолио. Практическая работа № 24.



















Материально - техническое обеспечение процесса N Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
1.2

Примерная программа начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
1.3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва. Просвещение. 2010г. 111стр. Д 1.4. Пособие для учащихся - Стандарты второго поколения. Портфолио учащегося начальной школы. Авторы составители Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. Москва. Планета, 2012г. 112стр. К 1.5. Методические пособия для учителя: Григорьев Л.В. и др. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Л.В.Григорьев, П.В.Степанов. Москва. Просвещение.2010 Умнова М.С. Портфолио школьника. Методические рекомендации.1-2 класс / Составитель М.С.Умнова. Москва. Планета, 2012

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1 Наборы сюжетных картинок по предметам учебного плана начальной школы Д 2.2. Репродукции картин по предметам учебного плана начальной школы Д
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1 Презентации по темам «Мой город», «История школы», «Детская школьная организация», «Семь чудес света» и др. Д
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
4.1 Видеофильмы по современным направлениям развития школы. Д
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1. Мультимедийный компьютер Д 5.2 Экран навесной Д




© 2010-2022