Тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Окружающему мир», разработана на основе: - авторской программы «Окружающий мир» под рук. Н.Ф.Виноградовой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: «Вентана-Граф», 2013.; - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ); -Основной образовательной программы по реализации ФГОС в 1- 4 классах МБОУ Грузиновской СОШ 2015-2016 уч.год; - Устава МБОУ Грузиновская СОШ.

Общая характеристика учебного предмета. Основная цель обучения - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;
  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. 4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, художественный, исторический музеи и т. п. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
  • Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Это содержание представлено темой: «Человек - биологическое существо (организм)».
  • Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Это содержание представлено темой: «Человек и общество».
  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Это содержание представлено темой: «Человек - живое существо (организм)»
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Человек среди людей».
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Человек - творец культурных ценностей».
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Эти уроки систематизируют знания, полученные за все четыре года обучения, создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия. Содержание курса в соответствии с ФГОС . Содержание программы Человек и природа. Что такое окружающий мир. Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения - важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Признаки и свойства предметов. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Живая природа. Отличие живых существ от тел неживой природы. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества почвы). Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Дикорастущие растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Первые представления о растении как организме. Развитие цветкового растения из семени. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Способы распространения семян. Размножение растений другими способами. Значение растений для природы и и человека. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними. Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как выращивают культурные растения. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Растения, выращиваемые в родном крае. Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Разнообразие животных. Условия, необходимые для жизни животных. Млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение разных групп животных (насекомые, птицы, рыбы, звери). Стадии развития земноводных. Значение животных в природе и в жизни человека. Домашние и дикие животные. Необходимость сохранения дикорастущих растений и диких животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга. Наиболее распространенные домашние животные родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу России (региона). Человек - часть природы. Отличия человека от животных. Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Общее представление об организме человека. Части тела и внутренние органы. Тело человека и его развитие (строение, осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Первые представления о системах органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная). Основные части скелета и их назначение. Правильная осанка и здоровье. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Кровеносная система. Кровь и её роль в организме. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Предупреждение инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания. Вред курения. Питание и состав пищи. Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Органы выделения. Функции кожи и почек. Гигиена кожи. Нервная система и её значение в организме. Роль головного и спинного мозга. Органы чувств (значение зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания в жизни человека). Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Как лечились наши предки. Тела и вещества. Примеры тел и веществ. Первые представления о строении вещества. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Значение воздуха для живых существ. Воздух - смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства чистого воздуха (бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, летуч, занимает весь предоставленный объём, сжимаем, упруг, поддерживает горение). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Необходимость сохранения чистоты воздуха. Значение воды для живого. Три состояния воды (лёд, пар, вода). Свойства воды (солёная и пресная; текучая, бесцветная, прозрачная, практически несжимаемая, принимает форму сосуда, растворяет некоторые вещества). Облака, туман, роса, изморозь, иней. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Необходимость сохранения чистоты водоёмов, бережного использования питьевой воды. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений и по материалам краеведения). Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы (песок, глина, вода, воздух, минеральные соли, перегной). Плодородие почвы - главное отличие почвы от горной породы. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Обитатели почвы. Как обрабатывали почву наши предки. Погода и её характеристики (температура воздуха, состояние облачности, осадки, ветер). Движение воздуха. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы). Гроза, правила безопасного поведения во время грозы. Термометр. Измерение температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Смена времен года. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы (низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня, мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь). Зимний период в жизни и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной (более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов). Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Космические тела (звёзды, созвездия, планеты). Солнце - ближайшая к Земле звезда. Общее представление о Солнечной системе. Земля - планета в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи на Земле. Обращение Земли вокруг Солнца, смена времён года на Земле. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли, вращение Земли вокруг своей оси и счет времени. Первый полет человека в космос, первый космонавт мира - Ю.А. Гагарин. Искусственные спутники Земли. Первые космические полеты на Луну. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе и карте полушарий Земли. Земная поверхность (общее представление о соотношении воды и суши на Земле). Океаны и материки Земли (названия и расположение на глобусе). Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, компасу, местным признакам. Представление о географической карте и плане местности (масштаб, топографические знаки, условные обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ территорий). Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Формы земной поверхности, их обозначение на плане местности и физической карте (гора, равнина, холм, овраг). Разнообразие водоёмов, их обозначение на карте. Естественные, искусственные водоёмы (океан, море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал). Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Полезные ископаемые и их использование (строительные материалы, металлические руды, горючие полезные ископаемые). Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы, полезные ископаемые родного края. Важность бережного отношения к природным ресурсам. Природные зоны России (зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь). Природные условия (климат, растительный и животный мир), занятия людей и экологические проблемы, связанные с деятельностью человека в природных зонах России. Значение для охраны природы заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Особенности природы родного края. Правила поведения в природе. Представление о природном сообществе. Природные сообщества моря, озёра, леса, луга, болота. Взаимосвязи живой и неживой природы, взаимосвязи растений и животных в природных сообществах. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот. Природные сообщества родного края (на основе наблюдений). Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здоровый образ жизни. Личная ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья - выполнение правил гигиены. Режим дня младшего школьника. Чередование труда и отдыха. Важность пребывания на свежем воздухе, тренировки мышц и закаливания организма. Спорт и здоровье. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, правила для пешехода) Правила безопасного поведения (дома, во дворе, в природе). Что опасно в природе (ядовитые растения, ядовитые грибы, опасные животные, действие солнечных лучей, гроза, купание в неизвестном водоёме). Значение органов чувств, важность их сохранения. Первая помощь при лёгких травмах (порез, ожог, обморожение). Номера телефонов экстренной помощи. Основные правила пожарной безопасности, обращения с газовой плитой и электрическими приборами. Важность заботы о чистоте питьевой воды. Забота о безопасности других людей.

Место учебного предмета в учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану школы на изучение предмета окружающий мир в 4 классе отводится 67 часов из расчета 2 часа в неделю.

Содержание учебного предмета



Раздел

Основное содержание

Кол-во часов

Проектная деятельность

Человек - живое существо (организм) Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце - главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.


16 ч

Проект. Пищеварительная система



(14.09)











Проект. Органы чувств

(21.10)


Твоё здоровье Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными

12

16.11 Проект «Вредные привычки» (серия плакатов)


Человек - часть природы Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.


2


Человек среди людей Доброта, справедливость, забота о больных и стариках - качества культурного человека. Правила культурного человека. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.


5


Родная страна от края до края Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия, и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).


10


Человек - творец культурных ценностей Что такое культура? Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

12

Человек - защитник своего Отечества Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха». Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора. Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

5


Гражданин и государство Россия - наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.


3




. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

  1. Предметные результаты обучения:
Называть (приводить примеры):
  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
  • основные органы и системы органов человека и их функции;
  • правила здорового образа жизни;
  • права гражданина и ребёнка в России;
  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  • народы, населяющие Россию.
Различать (соотносить):
  • год и век, арабские и римские цифры;
  • полезные и вредные привычки;
  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  • события, деятели и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек - биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
  • объяснять значение понятий «человек - живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права и обязанности ребёнка»;
  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
  1. Метапредметные результаты обучения:



формирование УУД к концу 4 года обучения:

Название раздела УУД Человек - живое существо (организм)
характеризовать человека как живое существо, организм; раскрывать особенности деятельности различных органов; объяснять особую роль нервной системы в организме; Твоё здоровье
раскрывать принципы здорового образа жизни, объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя; различать ядовитые грибы и растения; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; Человек - часть природы характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного; устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; Человек среди людей различать положительные и отрицательные качества человека; приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми. Человек и общество, в котором он живёт. Родная страна от края до края. описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон; моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв; находить на карте равнины и горы России (своего края); выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям); обобщать информацию о странах - соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран - соседей России. Человек - творец культурных ценностей. ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами; составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства; называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена); называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Человек - защитник своего Отечества. называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания. Гражданин и государство. характеризовать права и обязанности граждан России; обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.









Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»

п/п

Тема урока

Дата

Оборудование

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовленности

учащихся

УУД

Вид контроля


1

Человек - живое существо (организм)

Общее строение организма человека

2.09

карточки

Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия организм

Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

текущий

2

Нервная система. Головной и спинной мозг

7.09

таблица

Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.

Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек - живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Текущий

3

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения)

9.09

таблица

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

Текущий

4

Пищеварительная система. Значение пищеварительной системы

Проект.

14.09

таблица

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Текущий

Работа над проектом

5

Дыхательная система. Значение дыхательной системы.

16.09

таблица

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания

Знать и уметь применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

6

Кровеносная система. Кровь и ее значение

Практическая работа с микроскопом

21.09

таблица

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции

Уметь:

- называть основные органы кровеносной системы и их функции;

- раскрывать значение кровеносной системы человека

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Практическая работа с микроскопом.

7

Сердце - главный орган кровеносной системы

Опыт «Измерение пульса».

23.09

Таблица

карточки

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Опыт «Измерение пульса».

8

Органы выделения. Их роль в организме.

28.09

таблица

Органы выделения, их роль в организме. Почки - главный орган выделения

Иметь представление о строении кожи.

Уметь:

- называть органы выделения;

- раскрыть значение органов человека

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

текущзий

9

Кожа. Ее строение и значение.

30.09

карточки

Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

Закаливание

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

текущзий

10

Зрение. Гигиена зрения

Опыт «Рассмотрим предметы».

5.10

карточки

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств

Ознакомить с органом зрения.

Знать правила гигиены органов зрения.

Знать правила гигиены органов слуха.

Знать о роли органов обоняния и осязания в жизни человека.

Уметь самостоятельно применять знания

Знать о значении эмоций в общении людей.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Опыт «Рас-смотрим предметы».

11

Слух. Гигиена слуха

7.10

таблица

Знать правила гигиены органов слуха.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

текущий

12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

Опыты

«Проверим своё обоня-ние»; «Проверим свой вкус».

12.10


Знать о роли органов обоняния в жизни человека.

Знать о роли органов осязания в жизни человека.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Опыты

«Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».

13

Урок обобщения. Проверочная работа по теме: «Человек - живое существо»

14.10


Уметь самостоятельно применять знания.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

КИМ

14-

Органы чувств, их значение в жизни человека

19.10

карточки

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека

Знать о значении эмоций в общении людей.

Уметь:

- различать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

- видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

текущий

15

Органы чувств, их значение в жизни человека

Проект.

21.10


Проект.

16

Условия развития внимания и памяти.

26.10

карточки

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития

Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Уметь выполнять упражнения по тренировке памяти, внимания. Знать отличия человека от других объектов живой природы. Знать об этапах развития человека.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

текущий

17

Условия развития внимания и памяти.

28.10


текущий

18

Ты и твоё здоровье.

Правила здоровой жизни.

Составление режима дня.

9.11

картинки

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Режим дня. Здоровый сон. Правильное питание.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья, правила здорового образа жизни. Соблюдать режим дня.

Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

текущий

19

Закаливание организма.

11.11

презентация

Польза закаливания для организма человека. Правила закаливания.

Можно ли снять усталость.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Знать, что такое здоровье, компоненты его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека.

Уметь выполнять правила здорового образа жизни Знать об угрожающих здоровью вредных привычках.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

текущий

20

Вредные привычки.

Проект «Вредные привычки» (серия плакатов)

16.11

презентация

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков

Их вред для организма и предупреждение

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Проект «Вредные привычки» (серия плакатов)

21

Опасные ситуации в доме. Причины их возникновения.

18.11

презентация

Поведение во время пожара. Огонь- друг и враг.

Как уберечь себя от ожогов.

Как дышать, если кругом дым.

Острые предметы - это опасно.

Как пользоваться газовой плитой. Работа на компьют

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах).

Знать, как уберечь себя от опасности

Знать и соблюдать правила дорожного движения

Уметь работать с дополнительной литературой

Оценка жизненных ситуаций и поступков.

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

текущий

22

Правила поведения на дороге.

23.11

таблица

Какие опасности подстерегают детей на дороге. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика

Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях

Уметь:

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Знать съедобные и ядовитые грибы, ядовитые растения.

Уметь отличить ядовитые грибы.

Анализировать, сравнивать, группировать

различные объекты, явления, факты.

текущий

23

Первая помощь при несчастных случаях.

Практическая работа

«Правила оказания первой медицинской по-мощи».

25.11

Принадлежности для оказания первой помощи

ОБЖ Помощь при травме. Перелом.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Практическая работа

«Правила оказания первой медицинской по-мощи».

24

Ядовитые грибы и растения.

30.11

картинки

Съедобные и ядовитые грибы. Как отличить ядовитые грибы.

Ядовитые растения.

текущий

25

Правила поведения во время грозы.

2.12

Если гроза застала тебя на прогулке, как поступить.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

текущий

26

Человек - часть природы.

Отличие человека от животных.

7.12

презентация

Отличие человека от животных: умение думать и говорить

Знать отличия человека от других объектов живой природы.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

текущий

27-

Развитие человека от рождения до старости.

9.12


Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.
Права ребенка

Знать об этапах развития человека.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

28

Условия роста и развития ребенка.

Опыт

«Измерение роста и веса младшего школьника».

14.12

Сантиметровая лента, весы

Опыт

«Измерение роста и веса младшего школьника».

29

Нравственные нормы человека (доброта)

16.12

Кн. «Азбука нравственности»

Обсуждение историй. Качества человека: внимательность, неравнодушие. Отзывчивость

Знать правила нравственного поведения

Уметь работать с дополнительной литературой

Знать правила нравственного поведения

Знать правила общения

Уметь писать письма.

Знать правила общения,

правила нравственного поведения

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

текущий

30

Нравственные нормы человека (справедливость)

21.12

Кн. «Азбука нравственности»

Понятие о справедливости. Учимся быть справедливым.

Обсуждение историй

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

текущий

31

Нравственные нормы человека (общение, письма)

23.12

Обсуждение историй. Диалоги учащихся.Учимся вести беседу

Сравнение писем. Адресат. Учимся писать письма.

Общение с незнакомыми людьми

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

текущий

32

Нравственные нормы человека (общение, письма)

28.12

текущий

33

Правила общения с незнакомыми людьми.

11.01

текущий

34

Родная страна: от края до края.

Природные зоны России. Арктика.

13.01

карта

Природные зоны России: ледяная зона, зона тундры, тайга, зона смешанных лесов, зона степей, пустынь, влажные субтропики.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

Знать, что такое природные зоны. Знать особенности каждой зоны.

Уметь характеризовать природные зоны России по плану:

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир.

Занятия населения.

Уметь работать по плану, самостоятельно составлять план действий, составлять связный рассказ.

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

текущий

35

Природные зоны России. Тундра.

18.01

Карта, презенятаци

текущий

36

Природные зоны России. Тайга.

20.01

Карта, презенятаци

текущий

37

Природные зоны России. Смешанные леса.

25.01

Карта, презенятаци

текущий

38

Природные зоны России. Зона степей.

27.01

Карта, презенятаци

текущий

39

Природные зоны России. Зона пустынь.

1.02

Карта, презенятаци

текущий

40

Природные зоны России. Влажные субтропики.

3.02

Карта, презенятаци

текущий

41

Почва - среда обитания растений и животных. Почвы России.

Опыт «Состав почвы».

8.02

почва

Почва, ее значение для жизни человека.

Почва. Охрана природных богатств

Наблюдения в природе. Сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Плодородие как главное свойство почвы.

Знать значение почвы в природе и в жизни людей.

Знать, как охраняются природные богатства

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом. Описывать объекты наблюдения.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Опыт «Состав почвы».

42

Рельеф России.

10.02

Макет,

презенятаци

Что такое рельеф. Равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская. Урал - каменный пояс.

Уметь работать с картой. Показывать на карте, глобусе равнины.

Уметь работать с картой

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Удовлетворять познавательные интересы, находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете.

текущзий

43

Возникновение и строительство городов.

15.02

таблица

Что означает слово город. Как выбиралось место для строительства города.

«Кремлёвские» города,

Знать, как возникали и строились города, как появились улицы.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

текущзий

44

Возникновение и строительство городов.

17.02

понятие «исторический центр», бережное отношение к культурному наследию наших предков

Для чего нужны названия улицам.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы. Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

текущзий

45

Россия и её соседи. Япония, Китай.

22.02

презентация

Границы России.

Границы соседних стран.

Знакомство с Японией- Страной восходящего солнца, Китаем- страной природных контрастов.

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране. Уметь показывать на карте, глобусе границы России, некоторые города России (столицу, родной город). Знать Границы соседних стран. Уметь находить и показывать на карте Россию, Японию, Китай, Финляндию, Данию.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

текущзий

46

Россия и её соседи. Финляндия, Дания.

24.02

Презента-ция

Границы России.

Границы соседних стран.

Знакомство с Финляндией- нашим северным соседом, Королевством Дания.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

текущзий

47

Человек - творец культурных ценностей.

Возникновение письменности. Культурное наследие.

29.02

Презента-ция

Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.

Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Уметь работать с дополнительной литературой

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Слушать и понимать речь других.

текущий

48

Образование- часть культуры общества.

2.03

Презента-ция

Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

текущий

49

Просвещение в России при Петре I и

во второй половине XVIII века.

9.03

Презента-ция

Просвещение в России при Петре I во второй половине XVIII века. Знакомство с реформами в образовании. Первые университеты в России

М.В.Ломоносов и его заслуги.

Школа в 19 веке.

Работа с дополнительной литературой.

Уметь:

- различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе;

- составлять связный рассказ на темы раздела;

Знать М.В.Ломоносова и его заслуги.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий.

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

текущий

50

Русское искусство

до 18 века.

Проверь себя.

14.03

текст

Русские иконы.

Художественные ремёсла в Древней Руси.

Знакомство с фольклорным творчеством русского народа.

Знать особенности русского искусства до 18 века.

Знать особенности музыки Древней Руси.

Обрядовые праздники

Уметь работать с дополнительной литературой

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

тест

51

Искусство России 18века. Архитектура. Живопись.

16.03

презентация

Архитектура. Живопись. Государственный публичный театр.

Иметь представление

об архитектуре, живописи 18 века.

Уметь работать с дополнительной литературой Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

текущий

52

Искусство России 18века. Государственный публичный театр.

28.03

презентация

текущий

53

Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. А.С. Пушкин.

30.03

презентация

Расцвет в литературе, музыке, архитектуре, живописи.

А.С.Пушкин- «солнце русской поэзии».

Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Творчество отечественных писателей и поэтов: Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого.

Работа с дополнительной литературой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Знать поэтов и писателей 19 века.

Расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстова.

Знать великих композиторов 19 века: М.И.Глинка, П.И.Чайковский. Расширить знания о их жизни и творчестве.

Знать художников 19 века. Расширить знания о их жизни и творчестве

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

текущий

54

Поэты и писатели 19 века. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой.

4.04

Портреты, презентация

текущий

55

Композиторы 19 века. М.И.Глинка.

П.И.Чайковский.

6.04

Портреты, презентация

Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский

текущий

56

Художники 19 века. В.А.Тропинин.

И.Е. Репин. И.И.Левитан.

11.04

Портреты, презентация

Знакомство с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана, В.А.Тропинина, И.Е. Репина. История изобразительного искусства XIX века

текущий

57

Искусство России 20 века.

13.04

презентация

Достопримечательности.

Художники, писатели, музыканты 20 века.

Знать художников, композиторов, писателей 20 века.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

текущий

58

Человек - защитник своего Отечества.

Героические страницы истории нашей Родины.

18.04

репродукции

Человек - воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины.

Куликовская битва. Дмитрий Донской

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

- раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

- узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;
- составлять связный рассказ на темы

раздела;

- работать с географической и исторической картами;

- выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

текущий

59

Шведские захватчики. Битва на Чудском озере.

20.04

карта

текущий

60

Куликовская битва.

25.04

61

Отечественная война 1812 года.

27.04

текущий

62

Итоговая комплексная работа за 4 класс

4.05

текст

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

ким

63

64

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.


11.05



16.05


репродукции

Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками

Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали ВОВ

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость.

Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные периоды.

Знать литературные произведения, посвящённые борьбе русского народа с иноземными захватчиками.

Уметь работать с картой.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

текущий

65

Гражданин и государство.

Российское государство. Права и обязанности граждан России.

18.05

конгсьтитуция

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России. Государственная символика - герб, флаг, гимн родной страны.

Декларация прав человека. Ознакомление.

Знать: государственные праздники

Уметь:

- называть права и обязанности гражданина России;

- составлять связный рассказ на темы раздела;

- работать с географической картой

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Знать государственную символику России. . Герб, флаг, гимн.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

текущий

66

Символы нашего государства.

23.05

Флаг, гимн, герб, презентация

Символы нашего государства.

Герб, флаг, гимн.

текущий

67

Повторение и обобщение. Россия 18-20 век.

25.05

Повторение и систематизация знаний

текущий



Контрольно-измерительный материал по окружающему миру в 4 классе № урока Дата Вид контроля и тема Четверть 4 14.09 Проект. Пищеварительная система 1 6 21.09 Практическая работа с микроскопом. 1 7 23.09 Опыт «Измерение пульса». 1 10 5.10 Опыт «Рассмотрим предметы». 1 12 12.10 Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». 1 13 14.10 Проверочная работа по теме: «Человек - живое существо» 1 15 21.10

Проект. Органы чувств
1 20 16.11 Проект «Вредные привычки» (серия плакатов) 2 23 25.11 Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». 2 51 14.03 Тест «Русское искусство до 18 века» 3 63 4.05 Итоговая комплексная работа 4

Методическое обеспечение программы. Учебный комплект для учащихся: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. Методические пособия для учителя: Диск. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. Окружающий мир. Контрольные измерительные материалы. 4 класс. Е. М. Тихомирова.-2-е изд.,- М.: Издательство «Экзамен», 2014. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания/Е. Г. Каткова. -Издательство «Экзамен». 2012.





Таблицы. Окружающий мир (природоведение) Ядовитые грибы Съедобные грибы Ядовитые растения Лекарственные растения Сорные растения Культурные растения Размножение растений Защитные механизмы растений Многообразие растений Растения-паразиты, растения-хищники Дикие звери Домашние животные Зимующие птицы Перелётные птицы Многообразие беспозвоночных Многообразие позвоночных Редкие и вымирающие животные Пищевая цепь Внешнее строение человека Голова человека Внутренние органы Скелет Мускулатура человека Органы пищеварения Кровеносная система Нервная система Тундра Тайга Лес Луг Степь Пустыня Лето Осень Зима Весна Солнечная система Планета Земля Распорядок дня школьника Ориентирование на местности Гербарии Плоды Дикорастущие растения Сельскохозяйственные растения Коллекции Голосеменные Лён Муляжи овощей Муляжи фруктов Демонстрационная модель «Солнце-Земля-Луна» Диски Детская энциклопедия растительного мира Природа и человек Лупа Компас Глобус Набор картинок «Грибы» Таблицы «Дневные бабочки Ростовской области» Датчики Датчик температуры Датчик атмосферного давления Датчик света Датчик температуры поверхности Датчик силы Адаптер Цифровой беспроводной микроскоп Карты Российская Федерация Природные зоны Карта полушарий Ростовская область Физическая карта России

Таблицы «Окружающий мир» Деревья Цветы Грибы Фрукты и овощи Ягоды Животные Обитатели морей Птицы















Планируемые результаты обучения.

К концу обучения в 4 классе ученик научится: называть:

  • любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и обратном порядке;
  • классы и разряды многозначного числа;
  • единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
  • пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели;
сравнивать:
  • многозначные числа;
  • значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
  • цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
  • любое многозначное число;
  • значения величин;
воспроизводить:
  • устные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления в пределах сотни;
  • письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
моделировать:
  • разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
  • многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
  • значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
  • структуру составного числового выражения;
  • характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
  • алгоритм решения составной арифметической задачи (в 2 - 3 действия);
  • составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «ели…, то…», «неверно, что…»;
контролировать:
  • свою деятельность: правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;
решать учебные и практические задачи:
  • записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
  • решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
  • формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
  • вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.



К концу обучения в 4 классе ученик может научиться: называть:
  • координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
  • величины, выраженные в разных единицах;
различать:
  • числовые и буквенные равенства;
  • виды углов и виды треугольников;
  • понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
  • способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
  • истинных и ложных высказываний;
оценивать:
  • точность измерений;
исследовать:
  • задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
  • информацию, представленную на графике, диаграмме;
решать учебные и практические задачи:
  • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
  • исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
  • измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
  • сравнивать углы, способом наложения, используя модели.










































© 2010-2022