- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Занимательная грамматика
Рабочая программа кружка Занимательная грамматика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Медуница . . |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа кружка "Занимательная грамматика"
Автор-составитель: Медуница Т.Н., учитель начальных классов МОСШ № 3 г. Белоярский
Пояснительная записка
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса - в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью - это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерны, для младшего школьника. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнать о слове. Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном, использовании его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отводится развитию речи, работе со словом.
Цели:
- · содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
- · разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
- · прививать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
- · пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
- · формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.
1 класс
Содержание программы:
Ребенок и слово. Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня. Слова короткие и длинные. Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов. Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
Разноцветные слова. Словарный запас. Предметы, действия, признак. Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок - ассоциация. Когда я взрослым стану. Слова - мячики «антонимы», «синонимы» игра. Игра «шаги» деление на слоги. Слово - действие. Плохо - хорошо, из «плохого» в «хорошее». Общее предложение. Игра «Если вдруг». Родственные слова.
Грамматические навыки. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке. Множество предметов. Множество слов. Составные слова. Игра в слова. Роли слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение». Знакомство с текстом. Связная речь.
Фольклор. Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки. Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу». Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами. Сочини пословицу, шутку, прибаутку. Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку. Инсценировка сказки. Распределение ролей. Показ детям детского сада. Фразеологизмы. Фразеологизмы - антонимы. Сравнение и выводы. Сказки загадки. Развитие творческого воображения.
Слово - творчество. Общее слово. Фантастический префикс. Игра «Слово - сказка». Творческая ошибка. Анализ детских ошибок. Сказки наизнанку. Смешные истории. Азбука важных слов. Лингвистические кубики. Слово сказка. Учись писать стихи.
Программа занятий 1 класса
Вид
занятия
Содержание занятия
Количество часов
Ребенок и слово
4
Практическое
занятие
Звуковая культура речи.
Игры с буквами. Звуки вокруг меня.
1
Урок-игра
Слова короткие и длинные. Игра «Назови лишнее слово». Объяснение.
1
Урок-игра
Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов.
1
диалог
Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
1
Разноцветные слова
6
Ролевые игры.
Словарный запас. Предметы, действия, признак.
1
Практическое занятие.
Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок - ассоциация.
1
Игра.
Когда я взрослым стану. Слова - мячики
( антонимы - синонимы) игра. Игра «Шаги»
(деление на слоги)
1
Урок - сочинялка
Слово - действие. Плохо - хорошо, из плохого в хорошее.
1
Экскурсия.
Общее предложение. Игра «Если вдруг».
1
Практическое занятие. Работа с картинками.
Родственные слова.
1
Грамматические навыки
5
Практическое занятие. Устно.
Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.
1
Игра.
Множество предметов. Множество слов.
1
Урок - диалог
Составные слова. Игра в слова.
1
диалог
Роль слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов.
1
Практическое занятие. Работа в паре.
Составление предложений по картинке.
Игра « Закончи предложение».
Слушание.
Знакомство с текстом. Связная речь.
1
Фольклор
13
Урок - слушание.
Устное народное творчество.
Загадки, песни, считалочки.
1
Урок - беседа.
Пословицы и поговорки.
Игра «Закончи пословицу».
1
Урок -
путешествие.
Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами.
1
Творчество
Сочини пословицу. Шутки, прибаутки.
1
Литературное слушание.
Знакомство со сказками народов.
Расскажи свою любимую сказку.
1
Практика.
Инсценировка сказки.
Распределение ролей.
4
Урок - праздник.
Показ сказки детям детского сада.
1
Диалог.
Фразеологизмы.
1
Практическое занятие.
Фразеологизмы - антонимы.
Сравнение и выводы.
1
Развитие речи.
Сказки - загадки. Развитие творческого воображения.
1
Слово творчество
5
Урок - фантазия.
Ролевая игра.
Общее слово. Фантастический префикс.
Игра « Слово - сказка».
1
Творческая ошибка. Анализ детских ошибок (Салолет, пришел вчер).
1
Урок творчества.
Сказки наизнанку. Смешные истории.
1
Творчество.
Азбука важных слов.
Лингвистические кубики.
1
Учимся сочинять.
Слово - сказка. Учусь писать стихи.
1
2 класс
Содержание программы:
Язык - самое удивительное, что есть на свете. Жили-были, или зачем отправляться в тридевятое царство. Каламбур. Игры со словами. Рифмы. Стихотворения для детей. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко». Слово - сказка. Можно ли сочинить свою сказку?
Учись говорить правильно и красиво. Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны? Что такое язык? Зачем он человеку? Как мы общаемся. Интонация. Эмоции. Слова помощники. Информация. Виды и способы ее получения. Как говорят другие? Способы общения. Знаковые системы. Рисуночное письмо.
Язык один. Речь разная. Ситуация. Цель речи. Акцент и ударение. Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин. Мышление и речь. Где и как рождается речь? Учусь выбирать слова. Кто учит нас говорить. История. Мифы. Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь. Иностранные языки. Переводчики. Могут ли машины переводить? Компьютерные программы.
Секреты орфографии. Дорога к письменности. А начинали все медведи… Рисуночное письмо и священные знаки. Как возникла наша письменность. Работа с древними письменами. Фонемы. Игры с фонемами. О кириллице и глаголице. Как придумали алфавит. О воображение. Что ты видишь, читая? Ошибкоопасные места. Зеркальные и незеркальные слова. Добрый волшебник - ударение. Выразительность и ее роль в предложении, в тексте. Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции? Память. Виды памяти. Память и грамотность. Вывески. Экскурсия в город. Наблюдение.
Программа занятий 2 класса
Вид занятия
Содержание занятия
Количество часов
Язык - самое удивительное, что есть на свете
6
Урок знакомство.
Жили - были, или зачем отправляться в тридевятое царство.
1
Урок игра.
Каламбур. Игры со словами.
1
Урок творчества.
Рифмы. Стихотворения для детей.
2
Диалог. Игра.
Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко»
1
Сочинялка.
Слово - сказка. Можно ли сочинить свою сказку?
1
Учусь говорить правильно и красиво
6
Диалог -рассуждалка.
Кто учит человека говорить?
Какие слова нам больше всего нужны?
1
Урок - практика.
Что такое язык. Зачем он человеку?
Как мы общаемся.
1
Наблюдение.
Интонация. Эмоции. Слова помощники.
1
Экскурсия.
Информация. Виды и способы ее получения.
1
Диспут.
Как говорят другие? Виды общения.
1
Эксперимент-
творчество.
Знаковые системы. Рисуночное письмо.
1
Язык один, речь разная
8
Занятие - наблюдение.
Ситуация. Цель речи. Акцент, ударение.
1
Слушание.
Устная и письменная речь.
Речь и ее хозяин.
1
Наблюдение.
Мышление и речь. Где и как рождается речь?
1
Практика.
Ролевая игра.
Учусь выбирать слова.
1
Урок - ознакомление.
Кто учит нас говорить? История.
Мифы.
1
Презентация.
Языки живые и мертвые.
Старославянский язык, латынь.
1
Диспут.
Иностранные языки. Переводчики.
1
Экскурсия.
Может ли машина переводить. Компьютерные программы.
1
Секреты орфографии
14
Беседа
Дорога к письменности. А начинали все
..медведи.
1
Урок - исследование.
Рисуночное письмо и священные знаки.
1
Урок - исследование.
Как возникла наша письменность?
Работа с древними письменами.
1
Урок - игра.
Фонемы. Игры с фонемами.
1
Урок - путешествие.
О кириллице и глаголице.
1
Урок - творчества..
Игра в слова. Слоги.
1
Урок - игра.
Добрый волшебник - ударение.
1
Анализ.
Смысловое ударение. Что это?
1
Слушание.
Как придумали алфавит?
1
Урок - слушание.
О воображении. Что ты видишь, читая?
1
Практическое занятие.
«Ошибкоопасные» места.
« Зеркальные» и «незеркальные» слова.
2
Урок - сочинялка.
Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции?
1
3 класс
Содержание программы:
Мир слов. Как рождаются новые слова. Как слова стареют. Какие слова стареют и кто такие « архаизмы»? Путешествие по свету. Слово под копирку. Чужие слова. Можно ли без чужих слов? Слова-братья, слова-враги. Строим слова. Строительные блоки слова - морфема. Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний. Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии. Что такое «лингвистика». Приставки труженики. Обо всех приставках сразу. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками. Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
Слова родственники. Секреты родственных слов. Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение. Основа слова хранительница смысла. Строим предложения. Память и грамотность. Понятие «словосочетание». Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма. Повторяющийся узор. Попробую себя в стихах. Знакомство со словарями синонимов и их содержанием. Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
Текст и виды текстов. Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю. Устный пересказ. Виды пересказов. Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями. Письменное изложение близкое к тексту. Творческое изложение. Сочинения и их темы. Накопление материала для работы. План. Особенности работы над сочинениями различных видов. Речевые ошибки и их устранения.
Программа занятий 3 класса
Вид занятия
Содержание занятия.
Кол-во
часов
Мир слов
14
Урок - исследование.
Как рождаются новые слова? И как слова стареют.
1
Урок - загадка.
Беседа.
Какие слова стареют и кто такие «архаизмы».
1
Путешествие.
Путешествие по свету. Слово под копирку.
1
Расследование.
(Экскурсия в библиотеку)
Чужие слова. А можно ли без чужих слов?
1
Урок - игра.
Слова - братья.
Слова - враги.
1
Урок - игра.
Строим слова.
1
Рассуждение.
Строительные блоки слова - морфема.
1
Урок - исследование.
Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний.
1
Расследование.
(Экскурсия в библиотеку)
Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии.
1
Беседа.
Что такое «лингвистика».
1
Рассуждение.
Приставки труженики. Обо всех приставках сразу.
1
Урок - игра.
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками.
1
Урок - игра.
Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками.
1
Рассуждение.
Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
1
Слова родственники
Секреты родственных слов
9
Беседа.
Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение.
1
Рассуждение.
Основа слова хранительница смысла.
1
Урок - творчества.
Строим предложения.
1
Беседа.
Память и грамотность. Понятие «словосочетание».
1
Рассуждение.
Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма.
1
Урок - игра.
Повторяющийся узор.
1
Урок - творчества.
Попробую себя в стихах.
1
Расследование.
(Экскурсия в библиотеку)
Знакомство со словарями синонимов и их содержанием.
1
Урок - игра.
Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
1
Текст и виды текстов
10
Беседа.
Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений.
1
Рассуждение.
Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю.
Устный пересказ. Виды пересказов.
1
Рассуждение.
Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.
1
Урок- творчества.
Письменное изложение близкое к тексту.
1
Урок- творчества.
Творческое изложение.
1
Урок- творчества.
Сочинения и их темы. Накопление материала для работы.
2
Диспут.
План. Особенности работы над сочинениями различных видов.
1
Анализ.
Речевые ошибки и их устранения.
1
4 класс
Содержание программы: Кто я? Немного обо мне. Какого я роду, племени. Моя родословная. Как вас зовут. Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю, Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья.
Мой язык и его части. Двести тысяч слов - вся жизнь и история народа. Слова сравнивают и подмечают сходство. Метафоры. Метафоры в поэзии. Кто поможет навести порядок в словах. Название частей речи. Что сказать о существительном. Склонения. Особые правила склонения. Друг существительного - прилагательное. Всегда заодно. Как привести все в движение. Глагол это действие. Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах? У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие? Если что-то происходит, происходит в разное время? Наречия, Зачем наречия в стране чудес? Как ведут в предложении его члены?
Знаки на дорогах в мире слов. Где поставить точку. Восклицательный и вопросительный знаки. Дорога в речи. Что указывают знаки при движении. Зачем две точки одна под другой? На что похоже тире? Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это? Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко, будет…. Что можно строить из абзацев?
Мое словотворчество. «Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о …. Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю. Пофантазируем. Игра «Я начну, а ты продолжи» Проверь себя. Выбери себе задание сам. Праздник «Мой родной язык»
Чем могу, тем помогу. Изготовление карточек и тестов по русскому языку для 1-4 классов. Экскурсия в библиотеку, ремонт книг.
Программа занятий 4 класса
Вид урока
Тема занятия.
Кол-во часов
Кто я? Немного обо мне
3
Урок- творчества.
Какого я роду, племени?
Моя родословная.
1
Урок - исследование.
Как вас зовут? Тайна имени.
Гороскоп. Верю, не верю.
1
Урок - беседа.
Я и моя семья. Что такое «хорошо»?
Мои друзья.
1
Мой язык и его части
14
Урок - слушание.
Двести тысяч слов - вся жизнь и история народа.
1
Урок -игра.
Слова сравнивают и подмечают сходство.
Дождь идет, снег идет, время бежит, дни летят…
1
Урок - исследование.
«Метафоры» - от греческого перенесение.
Метафоры в поэзии.
1
Беседа.
Кто поможет навести порядок в словах?
Имена частей речи.
1
Практическая работа.
Что сказать о существительном? Склонения.
Особые правила склонения.
2
Наблюдение.
Друг существительного - прилагательное.
Всегда заодно.
1
Урок -творчества.
Как привести все в движение?
Глагол - это действие.
1
Рассуждение.
Когда все время что-то происходит.
Как не запутаться в глаголах?
1
Беседа.
У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие?
1
Наблюдение.
Сколько спряжений у русских глаголов?
Как их отличить?
1
Наблюдение.
Если что-то происходит, происходит в разное время?
1
Беседа.
Наречия.
Зачем наречия в стране чудес?
1
Беседа.
Как ведут себя в предложении его члены.
1
Знаки на дорогах в мире слов.
5
Урок -игра.
Где поставить точку? Восклицательный, вопросительный.
1
Урок - чтение -беседа.
Дорога в речи. Что указывают знаки при движении?
1
Диспут.
Зачем две точки, одна под другой?
На что похоже тире?
1
Наблюдение.
Хитрая пунктуация.
Точка с запятой, а что это?
1
Повторение.
Разделители и выделители.
Раз словечко, два словечко - будет ....
Что можно строить из абзацев.
1
Мое словотворчество
7
Урок - творчества.
«Круглый стол» вопросов и ответов.
Расскажи, что ты теперь знаешь о…
1
Ролевая игра
Сегодня я учитель.
Вижу, знаю, исправлю, нет - мне помогут.
1
Игра.
Пофантазируем.
«Я начну, а ты продолжи…»
1
Самоконтроль.
«Проверь себя» Выбери себе задание сам.
1
Урок -праздник.
«Мой родной язык»
3
Помогу, чем могу
5
Урок - творчества.
Изготовление карточек, тестов по русскому языку для 1 - 4 классов
4
Экскурсия.
Экскурсия в библиотеку, ремонт книг.
1
Литература
1. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990. 2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи - теория и практика обучения. М., 1992. 3. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990. 4. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994. 5. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. М., 1990. 6. Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992. 7. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992. 8. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997. 9. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995. 10. Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991. 11. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999. 12. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.