Рабочая программа кружка Занимательная грамматика

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка "Занимательная грамматика"

Автор-составитель: Медуница Т.Н., учитель начальных классов МОСШ № 3 г. Белоярский


Пояснительная записка
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса - в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью - это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерны, для младшего школьника. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнать о слове. Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном, использовании его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отводится развитию речи, работе со словом.
Цели:

  • · содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
  • · разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
  • · прививать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
  • · пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
  • · формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.
Педагогическая позиция: · сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика; · живое общение, содействие эмоциональному пробуждению разума; · обеспечение речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся; · создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи. Педагогические средства: · эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение); · занимательность, наглядность, игра, юмор.

1 класс


Содержание программы:
Ребенок и слово. Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня. Слова короткие и длинные. Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов. Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
Разноцветные слова. Словарный запас. Предметы, действия, признак. Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок - ассоциация. Когда я взрослым стану. Слова - мячики «антонимы», «синонимы» игра. Игра «шаги» деление на слоги. Слово - действие. Плохо - хорошо, из «плохого» в «хорошее». Общее предложение. Игра «Если вдруг». Родственные слова.
Грамматические навыки. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке. Множество предметов. Множество слов. Составные слова. Игра в слова. Роли слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение». Знакомство с текстом. Связная речь.
Фольклор. Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки. Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу». Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами. Сочини пословицу, шутку, прибаутку. Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку. Инсценировка сказки. Распределение ролей. Показ детям детского сада. Фразеологизмы. Фразеологизмы - антонимы. Сравнение и выводы. Сказки загадки. Развитие творческого воображения.
Слово - творчество. Общее слово. Фантастический префикс. Игра «Слово - сказка». Творческая ошибка. Анализ детских ошибок. Сказки наизнанку. Смешные истории. Азбука важных слов. Лингвистические кубики. Слово сказка. Учись писать стихи.


Программа занятий 1 класса

Вид

занятия

Содержание занятия

Количество часов

Ребенок и слово

4

Практическое

занятие

Звуковая культура речи.

Игры с буквами. Звуки вокруг меня.

1

Урок-игра

Слова короткие и длинные. Игра «Назови лишнее слово». Объяснение.

1

Урок-игра

Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов.

1

диалог

Игры со словами. Слово «друг» и «враг».

1

Разноцветные слова

6

Ролевые игры.

Словарный запас. Предметы, действия, признак.

1

Практическое занятие.

Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок - ассоциация.

1

Игра.

Когда я взрослым стану. Слова - мячики

( антонимы - синонимы) игра. Игра «Шаги»

(деление на слоги)

1

Урок - сочинялка

Слово - действие. Плохо - хорошо, из плохого в хорошее.

1

Экскурсия.

Общее предложение. Игра «Если вдруг».

1

Практическое занятие. Работа с картинками.

Родственные слова.

1

Грамматические навыки

5

Практическое занятие. Устно.

Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.

1

Игра.

Множество предметов. Множество слов.

1

Урок - диалог

Составные слова. Игра в слова.

1

диалог

Роль слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов.

1

Практическое занятие. Работа в паре.

Составление предложений по картинке.

Игра « Закончи предложение».

Слушание.

Знакомство с текстом. Связная речь.

1

Фольклор

13

Урок - слушание.

Устное народное творчество.

Загадки, песни, считалочки.

1

Урок - беседа.

Пословицы и поговорки.

Игра «Закончи пословицу».

1

Урок -

путешествие.

Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами.

1

Творчество

Сочини пословицу. Шутки, прибаутки.

1

Литературное слушание.

Знакомство со сказками народов.

Расскажи свою любимую сказку.

1

Практика.

Инсценировка сказки.

Распределение ролей.

4

Урок - праздник.

Показ сказки детям детского сада.

1

Диалог.

Фразеологизмы.

1

Практическое занятие.

Фразеологизмы - антонимы.

Сравнение и выводы.

1

Развитие речи.

Сказки - загадки. Развитие творческого воображения.

1

Слово творчество

5

Урок - фантазия.

Ролевая игра.

Общее слово. Фантастический префикс.

Игра « Слово - сказка».

1

Творческая ошибка. Анализ детских ошибок (Салолет, пришел вчер).

1

Урок творчества.

Сказки наизнанку. Смешные истории.

1

Творчество.

Азбука важных слов.

Лингвистические кубики.

1

Учимся сочинять.

Слово - сказка. Учусь писать стихи.

1

2 класс


Содержание программы:
Язык - самое удивительное, что есть на свете. Жили-были, или зачем отправляться в тридевятое царство. Каламбур. Игры со словами. Рифмы. Стихотворения для детей. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко». Слово - сказка. Можно ли сочинить свою сказку?
Учись говорить правильно и красиво. Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны? Что такое язык? Зачем он человеку? Как мы общаемся. Интонация. Эмоции. Слова помощники. Информация. Виды и способы ее получения. Как говорят другие? Способы общения. Знаковые системы. Рисуночное письмо.
Язык один. Речь разная. Ситуация. Цель речи. Акцент и ударение. Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин. Мышление и речь. Где и как рождается речь? Учусь выбирать слова. Кто учит нас говорить. История. Мифы. Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь. Иностранные языки. Переводчики. Могут ли машины переводить? Компьютерные программы.
Секреты орфографии. Дорога к письменности. А начинали все медведи… Рисуночное письмо и священные знаки. Как возникла наша письменность. Работа с древними письменами. Фонемы. Игры с фонемами. О кириллице и глаголице. Как придумали алфавит. О воображение. Что ты видишь, читая? Ошибкоопасные места. Зеркальные и незеркальные слова. Добрый волшебник - ударение. Выразительность и ее роль в предложении, в тексте. Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции? Память. Виды памяти. Память и грамотность. Вывески. Экскурсия в город. Наблюдение.








Программа занятий 2 класса

Вид занятия

Содержание занятия

Количество часов

Язык - самое удивительное, что есть на свете

6

Урок знакомство.

Жили - были, или зачем отправляться в тридевятое царство.

1

Урок игра.

Каламбур. Игры со словами.

1

Урок творчества.

Рифмы. Стихотворения для детей.

2

Диалог. Игра.

Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко»

1

Сочинялка.

Слово - сказка. Можно ли сочинить свою сказку?

1

Учусь говорить правильно и красиво

6

Диалог -рассуждалка.

Кто учит человека говорить?

Какие слова нам больше всего нужны?

1

Урок - практика.

Что такое язык. Зачем он человеку?

Как мы общаемся.

1

Наблюдение.

Интонация. Эмоции. Слова помощники.

1

Экскурсия.

Информация. Виды и способы ее получения.

1

Диспут.

Как говорят другие? Виды общения.

1

Эксперимент-

творчество.

Знаковые системы. Рисуночное письмо.

1

Язык один, речь разная

8

Занятие - наблюдение.

Ситуация. Цель речи. Акцент, ударение.

1

Слушание.

Устная и письменная речь.

Речь и ее хозяин.

1

Наблюдение.

Мышление и речь. Где и как рождается речь?

1

Практика.

Ролевая игра.

Учусь выбирать слова.

1

Урок - ознакомление.

Кто учит нас говорить? История.

Мифы.

1

Презентация.

Языки живые и мертвые.

Старославянский язык, латынь.

1

Диспут.

Иностранные языки. Переводчики.

1

Экскурсия.

Может ли машина переводить. Компьютерные программы.

1

Секреты орфографии

14

Беседа

Дорога к письменности. А начинали все

..медведи.

1

Урок - исследование.

Рисуночное письмо и священные знаки.

1

Урок - исследование.

Как возникла наша письменность?

Работа с древними письменами.

1

Урок - игра.

Фонемы. Игры с фонемами.

1

Урок - путешествие.

О кириллице и глаголице.

1

Урок - творчества..

Игра в слова. Слоги.

1

Урок - игра.

Добрый волшебник - ударение.

1

Анализ.

Смысловое ударение. Что это?

1

Слушание.

Как придумали алфавит?

1

Урок - слушание.

О воображении. Что ты видишь, читая?

1

Практическое занятие.

«Ошибкоопасные» места.

« Зеркальные» и «незеркальные» слова.

2

Урок - сочинялка.

Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции?

1


















3 класс


Содержание программы:


Мир слов. Как рождаются новые слова. Как слова стареют. Какие слова стареют и кто такие « архаизмы»? Путешествие по свету. Слово под копирку. Чужие слова. Можно ли без чужих слов? Слова-братья, слова-враги. Строим слова. Строительные блоки слова - морфема. Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний. Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии. Что такое «лингвистика». Приставки труженики. Обо всех приставках сразу. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками. Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
Слова родственники. Секреты родственных слов. Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение. Основа слова хранительница смысла. Строим предложения. Память и грамотность. Понятие «словосочетание». Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма. Повторяющийся узор. Попробую себя в стихах. Знакомство со словарями синонимов и их содержанием. Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
Текст и виды текстов. Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю. Устный пересказ. Виды пересказов. Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями. Письменное изложение близкое к тексту. Творческое изложение. Сочинения и их темы. Накопление материала для работы. План. Особенности работы над сочинениями различных видов. Речевые ошибки и их устранения.


Программа занятий 3 класса

Вид занятия

Содержание занятия.

Кол-во

часов

Мир слов

14

Урок - исследование.

Как рождаются новые слова? И как слова стареют.

1

Урок - загадка.

Беседа.

Какие слова стареют и кто такие «архаизмы».

1

Путешествие.

Путешествие по свету. Слово под копирку.

1

Расследование.

(Экскурсия в библиотеку)

Чужие слова. А можно ли без чужих слов?

1

Урок - игра.

Слова - братья.

Слова - враги.

1

Урок - игра.

Строим слова.

1

Рассуждение.

Строительные блоки слова - морфема.

1

Урок - исследование.

Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний.

1

Расследование.

(Экскурсия в библиотеку)

Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии.

1

Беседа.

Что такое «лингвистика».

1

Рассуждение.

Приставки труженики. Обо всех приставках сразу.

1

Урок - игра.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками.

1

Урок - игра.

Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками.

1

Рассуждение.

Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.

1

Слова родственники

Секреты родственных слов

9

Беседа.

Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение.

1

Рассуждение.

Основа слова хранительница смысла.

1

Урок - творчества.

Строим предложения.

1

Беседа.

Память и грамотность. Понятие «словосочетание».

1

Рассуждение.

Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма.

1

Урок - игра.

Повторяющийся узор.

1

Урок - творчества.

Попробую себя в стихах.

1

Расследование.

(Экскурсия в библиотеку)

Знакомство со словарями синонимов и их содержанием.

1

Урок - игра.

Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.

1

Текст и виды текстов

10

Беседа.

Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений.

1

Рассуждение.

Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю.

Устный пересказ. Виды пересказов.

1

Рассуждение.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

1

Урок- творчества.

Письменное изложение близкое к тексту.

1

Урок- творчества.

Творческое изложение.

1

Урок- творчества.

Сочинения и их темы. Накопление материала для работы.

2

Диспут.

План. Особенности работы над сочинениями различных видов.

1

Анализ.

Речевые ошибки и их устранения.

1






4 класс


Содержание программы: Кто я? Немного обо мне. Какого я роду, племени. Моя родословная. Как вас зовут. Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю, Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья.
Мой язык и его части. Двести тысяч слов - вся жизнь и история народа. Слова сравнивают и подмечают сходство. Метафоры. Метафоры в поэзии. Кто поможет навести порядок в словах. Название частей речи. Что сказать о существительном. Склонения. Особые правила склонения. Друг существительного - прилагательное. Всегда заодно. Как привести все в движение. Глагол это действие. Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах? У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие? Если что-то происходит, происходит в разное время? Наречия, Зачем наречия в стране чудес? Как ведут в предложении его члены?
Знаки на дорогах в мире слов. Где поставить точку. Восклицательный и вопросительный знаки. Дорога в речи. Что указывают знаки при движении. Зачем две точки одна под другой? На что похоже тире? Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это? Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко, будет…. Что можно строить из абзацев?
Мое словотворчество. «Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о …. Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю. Пофантазируем. Игра «Я начну, а ты продолжи» Проверь себя. Выбери себе задание сам. Праздник «Мой родной язык»
Чем могу, тем помогу. Изготовление карточек и тестов по русскому языку для 1-4 классов. Экскурсия в библиотеку, ремонт книг.










Программа занятий 4 класса

Вид урока

Тема занятия.

Кол-во часов

Кто я? Немного обо мне

3

Урок- творчества.

Какого я роду, племени?

Моя родословная.

1

Урок - исследование.

Как вас зовут? Тайна имени.

Гороскоп. Верю, не верю.

1

Урок - беседа.

Я и моя семья. Что такое «хорошо»?

Мои друзья.

1

Мой язык и его части

14

Урок - слушание.

Двести тысяч слов - вся жизнь и история народа.

1

Урок -игра.

Слова сравнивают и подмечают сходство.

Дождь идет, снег идет, время бежит, дни летят…

1

Урок - исследование.

«Метафоры» - от греческого перенесение.

Метафоры в поэзии.

1

Беседа.

Кто поможет навести порядок в словах?

Имена частей речи.

1

Практическая работа.

Что сказать о существительном? Склонения.

Особые правила склонения.

2

Наблюдение.

Друг существительного - прилагательное.

Всегда заодно.

1

Урок -творчества.

Как привести все в движение?

Глагол - это действие.

1

Рассуждение.

Когда все время что-то происходит.

Как не запутаться в глаголах?

1

Беседа.

У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие?

1

Наблюдение.

Сколько спряжений у русских глаголов?

Как их отличить?

1

Наблюдение.

Если что-то происходит, происходит в разное время?

1

Беседа.

Наречия.

Зачем наречия в стране чудес?

1

Беседа.

Как ведут себя в предложении его члены.

1

Знаки на дорогах в мире слов.

5

Урок -игра.

Где поставить точку? Восклицательный, вопросительный.

1

Урок - чтение -беседа.

Дорога в речи. Что указывают знаки при движении?

1

Диспут.

Зачем две точки, одна под другой?

На что похоже тире?

1

Наблюдение.

Хитрая пунктуация.

Точка с запятой, а что это?

1

Повторение.

Разделители и выделители.

Раз словечко, два словечко - будет ....

Что можно строить из абзацев.

1

Мое словотворчество

7

Урок - творчества.

«Круглый стол» вопросов и ответов.

Расскажи, что ты теперь знаешь о…

1

Ролевая игра

Сегодня я учитель.

Вижу, знаю, исправлю, нет - мне помогут.

1

Игра.

Пофантазируем.

«Я начну, а ты продолжи…»

1

Самоконтроль.

«Проверь себя» Выбери себе задание сам.

1

Урок -праздник.

«Мой родной язык»

3

Помогу, чем могу

5

Урок - творчества.

Изготовление карточек, тестов по русскому языку для 1 - 4 классов

4

Экскурсия.

Экскурсия в библиотеку, ремонт книг.

1















Литература


1. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990. 2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи - теория и практика обучения. М., 1992. 3. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990. 4. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994. 5. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. М., 1990. 6. Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992. 7. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992. 8. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997. 9. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995. 10. Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991. 11. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999. 12. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.



© 2010-2022