Рабочая программа «Проектно - исследовательская деятельность» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа «Проектно - исследовательская деятельность» (3 класс)Рабочая программа «Проектно - исследовательская деятельность» (3 класс)Рабочая программа «Проектно - исследовательская деятельность» (3 класс)«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директор Директор МБОУ «СОШ №9

______/ Белова С.Н. / по УВР МБОУ «СОШ№ 9 имени М.И. Баркова»

Протокол № _______ от имени М. И. Баркова»

______ / Матюхова Г. Я. / ______/ Антонцева И.Г. /

«____» ________ 2014г. Приказ № _______ от

«____» __________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дорофеевой Светланы Георгиевны

II квалификационная категория


«Проектно - исследовательская деятельность»

3 класс



2014-2015 учебный год

Аннотация


Программа «Проектно - исследовательская деятельность» разработана на основе программ общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 - 4 классы. Учебно - методический комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в начальной школе. - М. Астрель, 2012. - 190, [2] c. - (Планета знаний). Рабочая программа «Проектно - исследовательская деятельность» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы и методику программы исследовательского обучения младших школьников Н.П.Кузнецовой, Е.М. Петровой, Л.Н.Новиковой, Н.А. Костенко, Е.Н. Бурыловой. Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Курс включает 134 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 32 занятия, во 2 - 4 классах - по 34 занятий за учебный год. Программа 1-3 классов реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом . Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска. В результате изучения курса «Проектно - исследовательская деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования: - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; - обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; - получат возможность осознать своѐ место в мире; - познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. - получит возможность научиться: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; - описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Пояснительная записка
Программа «Проектно - исследовательская деятельность» разработана на основе программ общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 - 4 классы. Учебно - методический комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в начальной школе. - М. Астрель, 2012. - 190, [2] c. - (Планета знаний). Программа «Проектно - исследовательская деятельность» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Перспективная начальная школа», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности, методику и программу исследовательского обучения младших школьников Н. П. Кузнецовой, Е. М. Петровой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н. Бурыловой. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД: - организационных (регулятивных), - интеллектуальных (познавательных), - оценочных (личностных), - коммуникативных. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет: - обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, - научиться применять полученные знания, - организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Основные принципы реализации программы- научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «Проектно - исследовательская деятельность»
Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи программы: - формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); - формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; - развитие познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы


Учебно - тематическое планирование

3 класс (34 часа)


Раздел

Тема


Количество

часов

1.

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. задание "Посмотри на мир чужими глазами".

1




1

2.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа"Что мне интересно?"

Обсуждение выбранной темы для исследования.

Памятка "Как выбрать тему?"

Подготовка проекта "Я - путешественник".

1



1



2

3.

Как выбрать друга по общему интересу? Группы по интересам.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

1

4.

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Проект. "Я - путешественник".

1


1

2

5.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Выдвижение гипотез.

Проектная деятельность.

"Я - путешественник".

1




1



2

6.

Планирование работы.

Составление плана работы над проектом.

"Великие имена в науке".

Игра "По местам".

Составление плана работы над проектом.

"Великие имена в науке".

Игра "По местам".

1




1




2

7.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Знакомство с методами и предметами исследования.

Определение предмета исследования в своём проекте.

"Великие имена в науке".

Эксперимент как форма познания мира.

Проектная деятельность.

"Великие имена в науке".

1


1




1





3

8.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов.

Проведение интервью в группах.

Проектная деятельность.

"Великие имена в науке".

1

1





2

9.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Экскурсия в библиотеку.

Выбор необходимой литературы по теме проектов.

"Великие имена в литературе".

1

1





2

10.

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.

"Великие имена в литературе".

Правильная запись литературы, используемой в проекте.

"Великие имена в литературе".

2



1



3

11.

Исследование объектов.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Проектная деятельность

"Великие имена в литературе".

1



1


2

12.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Мыслительный эксперимент.

"Кто такие меценаты России?"

Составить рассказ по готовой концовке.

1



1



2

13.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Игра "Найди ошибки художника".

Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Проект. "Что мы знаем о полководцах?"

1


1






2

14.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Проект. "Что мы знаем о полководцах?"

1




1

15.

Оформление работы.

Выполнение рисунков, поделок.

Проект. "Что мы знаем о полководцах?"

Проектная деятельность.

"Что мы знаем о полководцах?"

1



1


2

16.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работа на компьютере - создание презентации.

Проекты. "Космос".

"Как выглядит орбита планеты".

"Дорогой Гагарина".

"Дорогой Папанина".

1


1





2

17.

Мини конференции по итогам собственных исследований.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Проекты. "Космос".

"Как выглядит орбита планеты".

"Дорогой Гагарина".

"Дорогой Папанина".

1








1

18.

Анализ исследовательской деятельности.

Защита исследования.

Анализ своей проектной деятельности.

1



1



Итого:


34

Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям. Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей. Особенностью подхода к работе над проектами является двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами. Компонент 1.Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2.Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.

Выбор темы
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов -энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект.

Сбор сведений Обучающиеся, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, компакт диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

Выбор проектов


После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Реализация проектов


Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач).газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д. Обучающиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Презентация проекта


Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. Результат проектной деятельности- личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Место «Проектной деятельности» в учебном плане
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа - в 3 классах внеаудиторной занятости.

Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии


Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: - уровневая дифференциация; - проблемное обучение; - моделирующая деятельность; - поисковая деятельность; - информационно-коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: - с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; - с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; - с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. - с уроками окружающего мира.

Учебно-тематическое планирование

Предмет

«Проектно - исследовательская деятельность»

Класс

3 "б"

Количество часов всего

34

Количество часов в неделю

1

Плановых контрольных уроков

-

зачётов

-

тестов

-

Административных контрольных уроков

-

Планирование составлено на основе Программы внеурочной деятельности Н. П. Кузнецовой, Е. М. Петровой, Л. Н. Новиковой, Н. А. Костенко, Е. Н. Бурыловой, Москва

Учебник

Дополнительная литература 1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова 2012. 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 2012. 3. Планируемые результаты Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. 2012. 4. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. - М.: МИПКРО, 2011. 5. schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки раз вития образования МИОО. 6. issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты. 7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011. 8. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011. 9. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011. 10. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 11. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2011.

Тематическое планирование «Проектно - исследовательская деятельность»

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки

УУД

Формы контроля

Дата

1.

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание

"Посмотри на мир чужими глазами".

1

комбинированный

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные:

умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру.

Беседа

2.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа"Что мне интересно?"

Обсуждение выбранной темы для исследования.

1

комбинированный

Получит возможность:

развивать творческие способности, актёрское

мастерство, выразительность речи, умение громко

говорить со сцены, учить держаться на сцене

раскрепощено. Воспитывать стремление к победе,

дружелюбие, взаимовыручку.

Научится использовать

навыки совместной деятельности.

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные:

умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Беседа

3.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Памятка

"Как выбрать тему?"

Подготовка проекта

"Я - путешественник".

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные:

умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Беседа, практическая работа

4.

Как выбрать друга по общему интересу? Группы по интересам.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

1

комбинированный

Получит возможность:

развивать творческие способности, актёрское

мастерство, выразительность речи, умение громко

говорить со сцены, учить держаться на сцене

раскрепощено. Воспитывать стремление к победе,

дружелюбие, взаимовыручку.

Научится использовать

навыки совместной деятельности.

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные:

умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

Опыт участия в социально значимом труде.

Беседа, практическая работа

5.

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Проект.

"Я - путешественник".

1

комбинированный

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.

Беседа, практическая работа

6.

Какими могут быть проекты?

Проект.

"Я - путешественник".

1

комбинированный

Получит возможность:

развивать творческие способности, актёрское

мастерство, выразительность речи, умение громко

говорить со сцены, учить держаться на сцене

раскрепощено. Воспитывать стремление к победе,

дружелюбие, взаимовыручку.

Научится использовать

навыки совместной деятельности.

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Понимание единства и разнообразия природы, культуры

Беседа, практическая работа

7.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

1

комбинированный

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Беседа, практическая работа

8.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Выдвижение гипотез.

Проектная деятельность.

"Я - путешественник".

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Учить работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, практическая работа

9.

Планирование работы.

Составление плана работы над проектом.

"Великие имена в науке".

Игра "По местам".

1

комбинированный

Знать:

Л. М. Ломоносов, Мичурин, Менделеев, Циолковский, Королёв.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные:

умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

сформированность уважительного отношения к другому человеку, его мнению, традициям.

Беседа, практическая работа

10.

Планирование работы.

Составление плана работы над проектом.

"Великие имена в науке".

Игра "По местам".

1

комбинированный

Знать:

Л. М. Ломоносов, Мичурин, Менделеев, Циолковский, Королёв.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

сформированность доброжелательного отношения

к окружающим.

Беседа, практическая работа

11.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Знакомство с методами и предметами исследования.

1

комбинированный

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Социальная активность, освоение социальных норм.

Беседа, практическая работа

12.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Определение предмета исследования в своём проекте.

"Великие имена в науке".

1

комбинированный

Знать:

Л. М. Ломоносов, Мичурин, Менделеев, Циолковский, Королёв.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Способность к участию в решении школьных проблем с учетом возрастных особенностей и компетенций.

Беседа, практическая работа

13.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Эксперимент как форма познания мира.

Проектная деятельность.

"Великие имена в науке".

1

комбинированный

Знать:

Л. М. Ломоносов, Мичурин, Менделеев, Циолковский, Королёв.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

сформированность ответственности за свои поступки.

Беседа, практическая работа

14.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов.

1

комбинированный

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме

Беседа, практическая работа

15.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Проведение интервью в группах.

Проектная деятельность.

"Великие имена в науке".

1

комбинированный

Знать:

Л. М. Ломоносов, Мичурин, Менделеев, Циолковский, Королёв.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников.

Беседа, практическая работа

16.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Экскурсия в библиотеку.

1

комбинированный

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Социальная активность, освоение социальных норм.

Беседа, практическая работа

17.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Выбор необходимой литературы по теме проектов.

"Великие имена в литературе".

1

комбинированный

Знать:

А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Беседа, практическая работа

18.

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.

"Великие имена в литературе".

1

комбинированный

Знать:

А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

Опыт участия в социально значимом труде.

Беседа, практическая работа

19.

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.

"Великие имена в литературе".

1

комбинированный

Знать:

А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

Социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии и органичном единстве
природы, культуры.

Беседа, практическая работа

20.

Анализ прочитанной литературы.

Правильная запись литературы, используемой в проекте.

"Великие имена в литературе".

1

комбинированный

Знать:

А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

опыт участия в социально значимом труде

Беседа, практическая индивидуальная работа

21.

Исследование объектов.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Беседа, практическая индивидуальная работа

22.

Исследование объектов.

Проектная деятельность

"Великие имена в литературе".

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, практическая работа

23.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Мыслительный эксперимент.

"Кто такие меценаты России?"

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

сформированность доброжелательного отношения к окружающим.

Беседа, практическая работа

24.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Составить рассказ по готовой концовке.

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Беседа, практическая работа

25.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Игра "Найди ошибки художника".

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

социальная активность, освоение социальных норм.

Беседа, практическая работа

26.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Проект.

"Что мы знаем о полководцах?"

1

комбинированный

Знать:

А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, практическая работа

27.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Проект.

"Что мы знаем о полководцах?"

1

комбинированный

Знать:

А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, практическая работа

28.

Оформление работы.

Выполнение рисунков, поделок.

Проект.

"Что мы знаем о полководцах?"

1

комбинированный

Знать:

А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков.

- из каких источников можно взять материал по данной теме.

Расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира, привлечь внимание к изучению

своего исторического прошлого.

Воспитывать уважение

к старшим.

Учить работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

сформированность доброжелательного отношения к окружающим.

Беседа, практическая работа

29.

Оформление работы.

Проектная деятельность.

"Что мы знаем о полководцах?"

1

комбинированный

Знать:

А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков.

- из каких источников можно взять материал по данной

теме.

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- передавать свои знания другим.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Беседа, практическая работа

30.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работа на компьютере - создание презентации.

Проекты. "Космос".

"Как выглядит орбита планеты".

"Дорогой Гагарина".

"Дорогой Папанина".

1

комбинированный

Знать:

Гагарин, Папанин.

Получит возможность: расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира, привлечь внимание к изучению

своего исторического прошлого.

Воспитывать уважение

к старшим.

Учить работать во взаимодействии друг с

другом.

Научиться:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

опыт участия в социально значимом труде.

Беседа, практическая работа

31.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работа на компьютере - создание презентации.

Проекты. "Космос".

"Как выглядит орбита планеты".

"Дорогой Гагарина".

"Дорогой Папанина".

1

комбинированный

Знать:

Гагарин, Папанин.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Регулятивные: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

опыт участия в социально значимом труде.

Беседа.

Практическая работа

32.

Мини конференции по итогам собственных исследований.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Проекты. "Космос".

"Как выглядит орбита планеты".

"Дорогой Гагарина".

"Дорогой Папанина".

1

комбинированный

Знать:

Гагарин, Папанин.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников.

33.

Мини конференции по итогам собственных исследований.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Проекты. "Космос".

"Как выглядит орбита планеты".

"Дорогой Гагарина".

"Дорогой Папанина".

1

комбинированный

Знать:

Гагарин, Папанин.

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

научить работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- распределять задания в группе;

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- систематизировать найденный материал;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

сформированность ответственности за свои поступки.

Беседа, практическая работа

34.

Анализ исследовательской деятельности.

Защита исследования.

Анализ своей проектной деятельности.

1

комбинированный

Получит возможность:

расширять и обобщать знания, полученные на уроках

окружающего мира.

Научится работать во взаимодействии друг с

другом.

Научится:

- работать с различными источниками информации;

- отбирать нужный материал по теме;

- красиво оформлять найденный материал;

- объективно оценивать свою работу;

- получать информацию из общения со взрослыми

людьми.

Беседа, практическая работа

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Проектно - исследовательская деятельность»

Предметные УУД


Освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельности являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов; - Создавать рисунки в графическом редакторе; - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; - Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные УУД


Освоения обучащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Учащиеся научатся: - осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям России; - выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству; - различать произведения декоративно прикладного искусства и знать о роли этого искусства в жизни людей. - оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные УУД


Освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле - Умение находить несколько вариантов решения проблемы - Умение устанавливать причинно-следственные связи - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы - Умения и навыки работы в сотрудничестве: - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач - Умение выдвигать гипотезы

Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). - организовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); - выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи; - решать творческие задачи, используя известные средства. - анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы.

Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). - использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию, объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций - компьютерную графику; - понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов; - уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров.

Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Оборудование и кадровое обеспечение программы


Для осуществления образовательного процесса по программе «Проектно - исследовательская деятельность» необходимы следующие принадлежности: - компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор; - набор ЦОР по проектной технологии.

Литература


1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова 2012. 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 2012. 3. Планируемые результаты Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. 2012. 4. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. - М.: МИПКРО, 2011. 5. schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки раз вития образования МИОО. 6. issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты. 7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011. 8. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011. 9. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011. 10. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 11. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2011.

11


© 2010-2022