Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С.Обобщение опыта работы с родителями учителя начальных классов Максимовой Ю. С. МБОУ СОШ №2

г. Петушки

Владимирской обл.



Обобщение опыта работы

с родителями

учителя начальных классов

Максимовой Ю. С.











г. Петушки

2014 г. Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия - уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
Направления работы с родителями: 1. Проводить систематически родительские собрания 2.Приглашать на собрания преподавателей-предметников. 3.По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы. 4. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса. 5. Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе. 6. Систематически встречаться с родителями детей группы риска 7. Проводить консультации.

Задачи работы с родителями:


  • Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
  • Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;
  • знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;
  • отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;
  • привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  • формирование у родителей потребности в самообразовании.
Воспитывая культуру отношений между детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя. Нельзя разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость. Когда родители перестают интересоваться жизнью детей, у ребёнка исчезает потребность рассказывать о своих горестях, радостях, сомнениях. Нередко уставшие на работе родители отмахиваются от своих детей: «Да перестань ты со своей школой, надоел уже!» Так постепенно для отца и матери внутренний мир ребёнка оказывается навсегда закрытым. А когда дети подрастают и становятся неуправляемыми, родители недоумевают: «Совсем отбился от рук, и когда он стал таким?» Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей. Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?

консульти-рование

собрания

семейный клуб

совместные праздники

совместные поездки






тренинги



конференции

Формы работы с родителями



лекции



беседы




посещение семей

педагогичес-кий всеобуч

выставки работ учащихся

ведение родительских дневников


Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители. Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса (Приложение 1), намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы. После этого мы вместе с родителями оформляем родительские дневники (Приложение 2), в которых первую страницу, содержащую сведения о ребёнке, заполняют сами родители. А на остальных страницах содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. В этих же дневниках для родителей пишутся рекомендации и памятки, целью которых является - помощь в осуществлении воспитательного процесса. Здесь же родители имеют право написать претензии к учителю по воспитанию и обучению, вопросы, на которые они хотели бы услышать ответы на следующем собрании (или в ближайшее время), пожелания учителю. Ведение родительских дневников - очень полезный, на мой взгляд, вид работы. Он помогает более продуктивно сотрудничать как учителю с родителями, так и учителю с родителями. Кроме того, помогает провести хорошую рефлексию. Этот вид работы снимает напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может задать вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность не быть застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя вопрос. Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебно-воспитательную деятельность и в план работы с родителями. Родительский дневник делает собрания более полезными и содержательными для родителей. Кроме того, учителю не приходится озвучивать вслух перед всеми родителями замечания для каждого конкретного ребёнка, то есть, помогает избежать родителям неблагополучных детей неловкой ситуации перед родителями ребят благополучных. Наличие дневников помогает учителю хранить диагностику родителей, даёт возможность обратиться к данной информации при необходимости. Полезной формой работы с родителями является проведение тренингов (Приложение 3). Так, например, в моём классе была выявлена группа ребят, отличающихся агрессивным поведением. С целью снятия этой агрессивности мною был проведён совместный тренинг для этих детей с участием их родителей. Тренинг состоял из 5 занятий, где родителям и детям предлагался ряд упражнений для совместного выполнения. Результатом стало снижение уровня агрессивности ребят, сплочение родительско-детского коллектива, повышение уровня взаимопонимания между ними. Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге они получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в по-лемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, ра-ботающие в школе и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее мнение следует высказывать учителю, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции. Полезность таких встреч состоит ещё и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса. Темы родительских рингов могут быть, например, такими: - Плохие привычки - наследственность или влияние социума? - Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной своего ребёнка? - Можно ли наказывать ребёнка собственным домом? - Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребёнка? - Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком? - Радости и горести 6-летнего обучения. - Соблазны и пути их преодоления. - «За и против» школьной формы. - Нужны ли ребёнку праздники? - Трудности школьного урока. В чём они состоят? Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (Приложение 4), в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся: «День Знаний» (1 сентября); «Конкурс поделок из природных материалов»(3-4 неделя сентября); «Осенний бал» (первая неделя октября); «День матери» (ноябрь); «Новый год» (последняя неделя декабря); «8 Марта»; «Окончание учебного года» (последний учебный день года). Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями. Со своими учениками мы часто путешествуем - посещаем музеи, театры, цирк, выставки, зоопарк и т.д. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в поездках, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы. Общаясь с родителями своих учеников, я сделала вывод, что с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы помочь им в этом. И все вышеперечисленные формы, на мой взгляд, помогают достичь этой цели. Хорошей формой работы с родителями является создание тематических «Семейных клубов» (Приложение 5). Так, нами начата работа «Клуба молодой семьи». В него вошла группа родителей 25-28 лет, у которых в школе учится первый ребёнок. Естественно, они испытывают ряд трудностей, связанных с обучением и воспитанием. Цель клуба - помощь таким семьям. Обычно мы проводим две-четыре встречи в год. Проводятся они как заранее запланированные, так и по мере необходимости. На заседаниях такого клуба нами рассматривались такие проблемы: «Ваш ребёнок - первоклассник»; «Помощь ребёнку в подготовке домашних заданий»; «Ребёнок и компьютер»; «Ребёнок и вредные привычки»; «Как научить ребёнка самостоятельности». Встречи проводятся в форме круглых столов, мини-конференций, тестирований, тренинговых упражнений и т.д. Родителям выдаются общие рекомендации. Для них ежемесячно оформляются информационные странички. Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через сайт «Одноклассники». Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком. Наряду с новыми формами основной, всё же, остаётся форма родительских собраний и консультаций. По проведённым родительским собраниям ведётся специальная документация (Приложение 6). Однако, как и вся система обучения детей, форма родительского собрания тоже требует определённой коррективы. Так, пассивное прослушивание родителями нотаций учителя или зачитывание информации по определённой теме, постепенно уходит в историю. В настоящее время работа с родителями должна, на мой взгляд, так же, включать в себя интерактивные формы и ИКТ. Как и детям, родителям не стоит сразу предлагать готовый материал по теме, а необходимо подвести их к тому, чтобы они сами убедились, что это для них является проблемой. Поможет родителям лучше прочувствовать новую информацию, более продуктивно усвоить её и просмотр различных презентаций по теме собраний. Огромную помощь в работе с родителями оказывает родительский комитет. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания: одни следят за успеваемостью; другие помогают наладить связи с семьями учащихся, третьи налаживают внеклассную и внешкольную работу, четвёртые помогают в работе с трудными семьями и т.д. Совместно с членами родительского комитета мы посещаем семьи неблагополучных детей, составляем акты. Одной из эффективных форм совместной работы с родителями и детьми - это работа с традициями каждой семьи. Проводим такую работу мы следующим образом. Дети пишут сочинения о семейных традициях. В классе создаются свои традиции (проводятся дни именинников, вечера, праздники). Ребята вместе с родителями работают над составлением герба своей семьи. Проводится серия классных часов, куда приглашаются родители. Они рассказывают детям о своих профессиях, об истории семьи, рода. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от психолого-педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей (Приложение 7). С этой целью проводятся занятия родительского всеобуча, открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников. Интересна и родителям, и детям такая форма работы, как организация выставок работ. Причём, интерес вызывают, как отдельные детские выставки, так и выставки совместного семейного творчества. Благодаря организации таких мероприятий, дети и родители имеют возможность проанализировать работы, как свои, так и своих одноклассников. Такая форма способствует развитию творческих способностей и эмоционального мира. Позволяет почувствовать гордость за свою работу или даёт стимул к созданию более интересной работы. Способствует сплочению семьи. В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в особом журнале (Приложение 8). Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам. Родители отмечают раскованность детей, снижение у них уровня школьной тревожности. Дети быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в школе и дома, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться со взрослыми, задавать им вопросы, изменилось и отношение родителей к жизни класса, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается хорошая посещаемость. Родители стали обращаться за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале обучения активно работал только родительский комитет в составе трёх человек, то в 3 классе почти все родители хотят принимать посильное участие. Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания. Таким образом, быть родителями - длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.









Приложение 1

Социальный паспорт класса

Социальный паспорт _____ класса

на 20__ - 20__ учебный год

классный руководитель ______________________, класс __________,

количество учащихся _____ человек.

ФИО

Дата

рожде-

ния

Домашний

адрес

Категория семьи

Родители:

жилищные условия




Полная

Неполная

Неблагоприят. обст-ка

Малообеспеченная

Многодетная (кол-во детей

до 18 лет)

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители - безработные

Воспитывают опекуны

Благоустроенная квартира

Общежитие

Частичные удобства

Частный дом

1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















11


















12


















13


















14


















15


















16


















17


















18


















19


















20


















21


















22


















23


















24


















25


















26


















27


















28


















29


















30


















Приложение 2

Родительские дневники

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

I страница - титульный лист (заполняется родителями)

Фамилия, имя, отчество ребёнка: ……………………………………………….

Дата рождения: …………………………

Адрес (прописка): …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Адрес (проживание): ……………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

Телефоны (домашний): ………………………………………….

(мобильный): …………………………………………



II страница - сведения о родителях (заполняется родителями)

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Дата рождения: ……………………..

Образование:………………………..

Место работы: ………………………

Должность: …………………………..

Моб. телефон: ……………………….

Дата рождения: ……………………..

Образование:………………………..

Место работы: ………………………

Должность: …………………………..

Моб. телефон: ……………………….





III страница - дополнительные сведения о семье ребёнка (заполняется родителями)

Жилищно-бытовые условия: …………………………………………………

Количество детей в семье: …………………………………………..

Увлечения ребёнка: ………………………………………………….

Что посещает кроме школы: ………………………………………..

Какие обязанности по дому имеет ребёнок: …………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Какие общие увлечения (занятия) есть у членов семьи: ………………………..

……………………………………………………………………………………….

IV страница - дополнительные сведения о ребёнке (заполняется родителями)

Какие растения есть дома: ……………………………………………………….

Какие домашние животные есть у ребёнка: …………………………………….

Как ребёнок относится к своим домашним растениями и животным: ………

………………………………………………………………………………………

V страница - сведения о здоровье ребёнка (заполняется родителями)

Какие заболевания были у Вашего ребёнка в раннем и дошкольном детстве:

………………………………………………………………………………………

Группа здоровья ребёнка: ………………………………………………………..

Физкультурная группа: …………………………………………………………..

Есть ли у ребёнка хронические заболевания: ………………………………….

Какие хронические заболевания имеются: ……………………………………..

Состоит ли ребёнок на учёте у какого-либо врача? ……………..

Если да, то у какого? ……………………………………………………………..

VI - X страницы - Родительские собрания

Родительское собрание №1.

Дата: …………

Тема: ………………………………………………………………………………

Вопросы к учителю: ………………………………………………………………

Анкета №1.

  1. Есть ли у Вас дома компьютер? …………………………………..

  2. Допускаете ли Вы к компьютеру ребёнка? ………………………

  3. Что умеет делать ребёнок на компьютере? ………………………

  4. Сколько времени проводит ребёнок за компьютером? …………

  5. Есть ли у Вас дома интернет? …………………………………….

  6. Разрешаете ли Вы ребёнку пользоваться интернетом? …………

  7. Почему? …………………………………………………………….

  8. Пользуетесь ли компьютером Вы сами? …………………………

  9. С какой целью используете компьютер Вы лично? ……………..

  10. Сколько времени Вы проводите за компьютером? ……………...

Пожелания учителю: …………………………………………………………….

Претензии к проведению родительского собрания: …………………………..

Получили ли Вы полезную информацию на данном родительском собрании?

……………………………………………………………………………………..

Оцените собрание по 5-балльной шкале: ……………………………………….

Какая проблема обучения и воспитания волнует лично Вас? ………………..

…………………………………………………………………………………….

Родительское собрание №2.

Дата: …………

Тема: ………………………………………………………………………………

Вопросы к учителю: ………………………………………………………………

Анкета №2.

  1. Чем Ваш ребёнок любит заниматься в свободное время? ……………

  2. Какие игры предпочитает? ……………………………………………..

  3. Какие виды спортивных развлечений больше любит? ……………….

  4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?..............................

  5. Как ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)? ………………………………………………………………………

  6. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка? …...

  7. Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет ребёнок дома? …………………………………………………………………….

  8. Что вас больше всего затрудняет в воспитании ребёнка? …………..

Пожелания учителю: …………………………………………………………….

Претензии к проведению родительского собрания: …………………………..

Получили ли Вы полезную информацию на данном родительском собрании?

……………………………………………………………………………………..

Оцените собрание по 5-балльной шкале: ……………………………………….

Какая проблема обучения и воспитания волнует лично Вас? ………………..

…………………………………………………………………………………….

Родительское собрание №3.

Дата: …………

Тема: ………………………………………………………………………………

Вопросы к учителю: ………………………………………………………………

Анкета №3.

  1. Легко ли рассмешить Вашего ребёнка?

  2. Как часто он капризничает?

  3. Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет?

  4. Часто ли он выходит из себя?

  5. Можете ли Вы оставить его одного дома?

  6. Хорошо ли ведёт себя со сверстниками?

  7. Легко ли вступает в контакт с незнакомыми детьми?

  8. Теряется ли в присутствие незнакомых взрослых?

  9. Драчлив ли Ваш ребёнок?

  10. Стремиться ли Ваш ребёнок к уединению?

Пожелания учителю: …………………………………………………………….

Претензии к проведению родительского собрания: …………………………..

Получили ли Вы полезную информацию на данном родительском собрании?

……………………………………………………………………………………..

Оцените собрание по 5-балльной шкале: ……………………………………….

Какая проблема обучения и воспитания волнует лично Вас? ………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………..

Родительское собрание №4.

Дата: …………

Тема: ………………………………………………………………………………

Вопросы к учителю: ………………………………………………………………

Анкета №4.

  1. Какие новые личностные качества приобрёл Ваш ребёнок за этот учебный год? ………………….

  2. Какие проблемы возникали в процессе учёбы? ……………………..

  3. Какие темы оказались наиболее сложными для изучения именно Вашему ребёнку:

По математике: ………………………………………………………..

По русскому языку: ……………………………………………………

По чтению: ……………………………………………………………..

По окружающему миру: ……………………………………………….

По технологии: …………………………………………………………

По изо: …………………………………………………………………..

По музыке: ………………………………………………………………

По физ-ре: ……………………………………………………………….

По английскому языку: ………………………………………………..

  1. Какие совместные мероприятия в этом году Вам показались наиболее удачными? …………………………………………………..

  2. Какие поездки в этом году понравились Вашему ребёнку больше всего? …………………………………………………………………..

  3. Какие экскурсии показались Вашему ребёнку наиболее интересными? …………………………………………………………

  4. Какие проекты в этом году Вам показались наиболее полезными? …………………………………………………………………………..

  5. Какие поездки, выставки, проекты, экскурсии посоветовали бы включить в план воспитательной работы на следующий учебный год? ……………………………………………………………………..

Пожелания учителям-предметникам: ………………………………………….

Пожелания классному руководителю: …………………………………………

Претензии к проведению родительского собрания: …………………………..

Получили ли Вы полезную информацию на данном родительском собрании?

……………………………………………………………………………………..

Оцените собрание по 5-балльной шкале: ……………………………………….

Как Вы считаете, какую тему необходимо рассмотреть на родительском собрании в следующем учебном году? ……………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………..









Приложение 3.

Тренинг для родителей и детей.

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Занятие первое Задание № 1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. Время выполнения: 5-6 минут. Задание № 2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем остальным участникам. Каждый выбирает себе имя, которое наиболее понравилось. Время: 6-7 минут. Задание № 3.Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить. Например, в детстве можно… (драться, играть, весело жить, плакать и т. д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «нельзя». Время: 5-6 минут. Задание № 4. В круг поочерёдно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1-2-3 - слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время: 10 минут. Задание № 5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему: м»Жила-была кошка». Время: 5-6 минут. Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

Занятие второе

Задание № 1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой «Это мой тебе приветик». Время: 3 минуты. Задание № 2. Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ «Жила-была кошка». Время: 10 минут. Задание № 3. Участникам предлагается пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полёт на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевлённый предмет, один неодушевлённый и одну памятную вещь. Время: 10 минут. Задание № 4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шёл по улице и, не заметив яму, свалился в неё. Проходящий мимо другой человек … Участникам надо изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время: 6-7 минут. Задание № 5. «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время: 3-4 минуты. Ритуал прощания

Занятие третье


Задание № 1. Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается. Мяч передаётся друг другу по кругу над головой. Время: 6-7 минут. Задание № 2. Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда …» и «Я люблю, когда …». Время: 5 минут. Задание № 3. «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определённые эмоции и чувства, например, радость, печаль, злобу, доброту и т.д., которые необходимо не только повторить другому, но и определить, какая эмоция выражалась другим участником. Время: 7-8 минут. Задание № 4. «Праздник в доме». Участникам группы необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю ёлку и совместными усилиями украсить её к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время: 10 минут. Задание № 5. Участники разделяются на две команды: родители и дети. Детская команда поёт «взрослые» песни, а взрослая - «детские». Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время: 7 минут.

Ритуал прощания.

Занятие четвёртое


Задание № 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому бы он хотел подарить по одному лучику и почему. Время: 8 минут. Задание № 2. Игра «Королевство». С помощью группы ведущий определяет ведущие роли и должности в королевстве. Затем группа определяет, кто из членов группы какую должность должен занимать в королевстве и приводит своё обоснование выбора. Время: 10 минут. Задание № 3. Игра «Колдовство». Игра проводится в парах по выбору. Один из членов группы играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время: 6 минут. Задание № 4. Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача - уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы - помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы не потерять в пути. Время: 10 минут. Задание № 5. «О чём я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идёт по кругу. Время: 5-6 минут. Ритуал прощания.

Занятие пятое


Задание № 1. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: Мне радостно, когда … Мне грустно, когда … Время: 6-7 минут. Задание № 2. «Подарок на память». Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память. Это может быть рисунок, песня, стихотворение и т.д. Время: 10 минут. Задание № 3. Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади человек. Время: 10 минут. Задание № 4. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Результаты совместного рисования детей и родителей анализируются. Время: 15 минут. Задание № 5. Участникам группы предлагается вспомнить и перечислить самые счастливые события в жизни. Время: 6-7 минут. Ритуал прощания. Участники группы, получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень важное и значимое для каждого человека слово. Такими словами могут быть, например: «Держись!», «Не робей!», «Будь добрее!» и др. Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изме-нить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более откры-тым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых зна-ний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастёт и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включать в себя 5-8 занятий. Если в воспитании отдельных детей учитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даёт возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуа-ции глазами самого ребёнка и открыть для себя мир, в котором он живёт. Та-кой тренинг называется тренингом родительской эффективности. В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одарённых детей, и детей, переживающих тяжело семейные драмы, часто болеющих детей. Практика показывает, что после тренингов многие ребята меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться.







Приложение 4

Совместные с родителями мероприятия, конкурсы, праздники

8 МАРТА

СЦЕНАРИЙ СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА «СУПЕР МАМА» Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Всех бабушек, мам и девочек мы поздравляем с праздником! Желаем вам быть красивыми и здоровыми, весёлыми и счастливыми не только в Женский день, а всегда, потому что мы вас любим! А сейчас я приглашаю на сцену участников конкурсной программы, посвященной празднику 8 Марта - Международному женскому дню.

1. Идет весна по свету,
И вот уж нет зимы,
По радостным приметам
Весну узнали мы.
2. Узнали по окошкам,
Распахнутым везде
Узнали по дорожкам,
По снеговой воде.
3. Март хоть чуть и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в слезинках
А в лучах другой.
4. Первые подснежники
Март в дубраве рвет,
И венок весенний
Март искусно вьет.
5. В марте солнце заиграло на снегу,
Вместе с солнцем заглянула к нам весна
Дети к мамам с поздравлением бегут,
Мамин праздник отмечает вся страна.
6. 8 марта - день торжественный
День радости и красоты
На всей земле он дарит женщинам
Свои улыбки и цветы
7. Чудесные подарки, на праздник мамам дарим
Цветов букетов яркие,
Воздушный красный шарик
(вручаем подарки мамам)
8. Еще мы дарим песенку,
Звенит она и льется.
Пусть маме будет весело
Пусть мама засмеется.
Песня «Лучше друга не найти» 1. Моя мама лучше всех! К этому конкурсу дети готовятся дома. Ребёнку предоставляется 2 минуты, чтобы рассказать о достоинствах своей мамы и убедить зрителей и жюри в том, что именно его мама - лучше всех на свете. Жюри оценивает текст рассказа и актёрское мастерство от 1 до 5 баллов. 2.Уа-уа! По краю сцены поставить ряд стульев, на которых будут сидеть мамы. Дети стоят в глубине сцены. Ведущий: Дорогие наши мамочки! Сколько бессонных ночей вы провели у детских кроваток! Вы вскакивали с постели, услышав голосок своего ребёнка. И уж как никто другой, вы запомнили голоса своих любимых чад. Поэтому вам не составит большого труда узнать своего плачущего ребёнка. Сейчас ваши детишки будут плакать, как в детстве, то есть говорить «уа-уа!», а ваша задача - узнав голос своего дитяти, поднять вверх руку. Прошу ассистентов надеть мамам маски-цилиндры. Я не буду обижать ваших детишек, а только буду командовать своей указкой, кому за кем «плакать». Жюри будет внимательно наблюдать за действиями мам. Если мамы узнают своих малышей, то получат 10 баллов, если будут ошибаться, то получат, соответственно, меньше баллов (в зависимости от числа ошибок). 3.Конкурс «Мотальщицы» Приглашаются по одной девочке от каждой команды. Предлагается перемотать нитки с одного клубка на другой и отгадать загадку, написанную на листочке, вложенном в клубок. Длина ниток во всех клубках одинакова. Нитки перематываются по команде. Кто первой перемотает нитки, поднимает руку и ей присуждается очко. Дополнительное очко получает участница, если отгадает загадку.


Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит,
Конец себе находит.
(Иголка с ниткой)

По реке взад, вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
(Утюг)

Какую строчку не может прочитать ни один ученый?
(Швейную)

Пляшу по горнице с работой моею,
Чем больше верчусь, тем больше толстею.
(Веретено)

Сижу верхом, не знаю, на ком,
Знакомого встречу - соскочу, привечу.
(Шапка)

Надену - ободом сведет,
Сойму - змеей упадет,
Тепло не дает,
А без него холодно.
(Пояс)

Упрятались голышки во лохматые мешки:
Четверо вместе, одна на шесте.
(Рукавички)

Скорчится с кошку,
Растянется - с дорожку.
(Веревка)

Без рук, без ног, под лавку скок.
(Клубок)

Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
(Ножницы)

(Частушки про девочек)

  1. Как весною снег растает,
    Получается вода.
    Мы споем вам про девчонок -
    Горе с ними да беда.

  2. Наша Настя - хохотушка,
    И смеяться ей не лень.
    Насте пальчик покажите
    Смеху будет целый день.

  3. Лиза лечит всех зверей,
    Со шприцами ходит.
    Кошке сделала «манту»,
    Привязала бинт к хвосту.

  4. Любит Света управляться,
    Кормит все хозяйство.
    Дала уткам колбасы -
    Утки свесили носы.

  5. А Алина шьет да вяжет -
    Прямо мастерица.
    Шила маме сарафан -
    Вышла рукавица.

  6. Наденька все танцы любит,
    Перед зеркалом кружит.
    Если скажут: «Танцы в школе» -
    Быстро в школу побежит.

  7. Катя любит кашеварить
    Борщ варить и булки печь.
    Все у ней в квартире в тесте,
    Даже негде в спальне лечь.

  8. Ну, а Света так серьезна
    С книжкой не расстанется.
    С книжкой ест и с книжкой спит
    Учит все, старается

  9. Любит Лена обижаться
    Обижается на всех
    Скажешь ей плохое слово
    Будут слезы целый день.

10)Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались.

4. Семейная хроника На сцене в ряд сидят мамы, перед ними на расстоянии пары метров стоят их дети. У мам в руках бумага и ручки для письменных ответов.
Ведущий: Родившись, дети сохраняют невидимую связь с мамой. Общение в семье позволяет детям и родителям лучше узнать друг друга, у них появляются общие воспоминания о совместной жизни, поэтому наши участники легко смогут ответить на вопросы конкурса «Семейная хроника». Конкурс будет проходить следующим образом: ребёнок берёт, не глядя, вопрос из шкатулки, я читаю этот вопрос, обращённый к юному участнику. Мама тут же пишет на листочке ответ, то есть, она должна отгадать, что ответит её ребёнок, и отдаёт листок мне. Пока мама пишет, ребёнок может обдумывать ответ на этот вопрос. Потом на этот вопрос отвечает устно ребёнок, я зачитывают мамин ответ. Если ответы мамы и ребёнка совпадут полностью, то жюри оценит их в 5 баллов, если совпадения частичны, то от 1 до 4 баллов. А если все ответы будут разными, то команда получит 0 баллов. Готовы? Начинаем!

ВОПРОСЫ (обращение к участникам-детям):

1. Как зовут дедушку* твоей мамы?

2. Вспомни 1 сентября, когда ты пошёл (пошла) в первый класс. Какого цвета брюки (юбка) были на тебе в тот день?

3. Сколько родных братьев и сестёр у твоей мамы?

4. Представь, что у твоей мамы появилось свободное время для чтения. Как ты думаешь, что она возьмёт с полки (выбери вариант ответа):
А) сборник кроссвордов,
Б) энциклопедию,
В) детектив,
Г) журнал.

5. Как зовут бабушку* твоей мамы?

6. Какие цветы больше всего любит мама?

7. Назови любимый мамин цвет.

8. Представь себе, что мама собирается на родительское собрание в школу. В шкафу у неё есть четыре платья одного фасона, но разных цветов. Какого цвета платье выберет мама:
- белого,
- красного,
- черного,
- голубого.

9. По двум каналам телевидения одновременно идут:
- концерт классической музыки,
- информационная программа,
- реклама,
- сериал.
Какой канал выберет для просмотра мама?

10. Если в кафе маме предложить на выбор одно из блюд - мороженое или пиццу, то что выберет мама?

11. Что больше любит мама: мармелад, зефир или вафли?

12. Предположим, что твоя мама выиграла путёвку за границу, и ей предлагают на выбор отдых на горнолыжном курорте или отдых на берегу тёплого моря. Какую путёвку выберет мама?

Жюри подводит итоги




Приложение 5

Тематический «Семейный клуб»

КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

(1 класс)

Дата проведения занятия

Тема занятия

План занятия

Октябрь «Ваш ребёнок - первоклассник»

  1. Индивидуальные особенности детей 6-7 лет
  2. Проблемы адаптации ребёнка к школьному обучению
  3. Рекомендации по организации режима дня первоклассника

Ноябрь


«Помощь ребёнку в подготовке домашних заданий»

  1. Презентации родителей «Как я помогаю своему ребёнку готовить домашние задания»
  2. Обсуждение презентации, выявление «+» и «-»
  3. Рекомендации учителя для родителей по оказанию помощи в приготовлении ребёнком домашних заданий

Январь «Ребёнок и компьютер»

  1. Анкета «Мой ребёнок и компьютер»
  2. Беседа «Компьютер - друг или враг»
  3. Рекомендации учителя родителям по организации работы ребёнка на компьютере
  4. Разучивание комплекса упражнений за компьютером

Март «Ребёнок и вредные привычки»

  1. Анкета «Вредные привычки»

  2. Упражнение «Вредными привычками я считаю…»

  3. Упражнение «У моего ребёнка вредные привычки …»

  4. Мозговой штурм «Как бороться с вредными привычками»

  5. Рекомендации учителя родителям по борьбе с вредными привычками детей

Апрель «Как научить ребёнка самостоятельности»

  1. Беседа «Что такое детская самостоятельность»

  2. Упражнение «Я считаю своего ребёнка самостоятельным (несамостоятельным) потому что …»

  3. Мини-тренинг формирования самостоятельности

  4. Рекомендации учителя родителям по формированию самостоятельности у детей























Приложение 6

Родительские собрания. Документация.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Состав родительского комитета

1



2



3



4



5




План работы родительского комитета


№ п/п

МЕРОПРИЯТИЕ

ответственные





































Краткий план родительского собрания № ____



















Протокол

родительского собрания № _____

от «___» _____________ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек


Приглашены:

Отсутствовали:

По теме собрания выступили:

Решение собрания


Классный

Председатель

руководитель

родительского комитета

Листок учета посещений родительских собраний № ФИО родителей, семья Даты проведения родительских собраний

























































































































































































































































Приложение 7

Психолого-педагогическое просвещение родителей

ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дата

Тема занятия

Ответственные

Форма занятия

Сентябрь

Организация оптимального режима дня ребёнка в условиях учебной нагрузки

Классный руководитель, медицинский работник

Беседа, презентация

Октябрь

Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста

Классный руководитель, педагог-психолог

Беседа, презентация

Ноябрь

Проблемы обучения детей младшего школьного возраста

Классный руководитель, учителя-предметники

Беседа, просмотр фрагментов уроков математики и русского языка

Декабрь

Профилактика простудных заболеваний

Классный руководитель, медицинский работник, учитель физкультуры

Беседа, просмотр открытого урока физической культуры

Январь

Правила организации детского питания в семье

Классный руководитель, медицинский работник

Беседа

Февраль

Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у детей

Классный руководитель, медицинский работник, педагог-психолог

Беседа, презентация

Март

Формирование благоприятного психологического климата в семье

Классный руководитель, педагог-психолог

Беседа, анкетирование, мини-тренинг совместно с детьми

Апрель

Ознакомление родителей с результатами психолого-педагогического обследования

Классный руководитель, педагог-психолог

Беседа, презентация, анкетирование

Май

Организация детского летнего отдыха

Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник, педагог-организатор

Беседа, презентация, концерт учащихся для родителей

























Приложение 8

Журнал консультаций родителей

ЖУРНАЛ УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ

Дата обращения родителя

Фамилия, имя, отчество родителя

Проблема

Итоги консультирования

































© 2010-2022