- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по окружающему миру на тему
Конспект по окружающему миру на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казак Т.В. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект открытого урока
по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России» Тип урока - «Урок изучения новых знаний и способов действий» Тема урока: Экологическая безопасность. Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загрязнения, бытовой фильтр); создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала. Оборудование: Бытовой фильтр: колба, химические стаканы, стеклянные палочки, вата, воронки, бумажные фильтры. Крупный и мелкий песок. Карточки с терминами. Учебник «Окружающий мир 3 класс» и рабочая тетрадь.
Ход урока I. Организация урока. - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это- Земля. Жизнь начинается…(Откройте глаза). Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно...». Актуализация субъектного опыта учащихся. 1. Беседа. - Что подразумевается под всем живым? (человек, растения, животные) - Что необходимо для жизни? (вода, солнце, воздух, почва) - Как вы понимаете слово « охрана»? (защита) Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы узнаем, как защитить себя от вредного воздействия окружающей среды. - Тема урока «Экологическая безопасность». (Слайд № 1.)
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание. IV. Проверка домашнего задания. 1. Тест. 2. Самопроверка и взаимопроверка. 3. Проверка задания №6 в рабочей тетради (с.6) (Учащиеся рассказывают сообщения о растениях, ядовитых грибах и опасных животных, которые подготовили дополнительно). Слайд №2, слайд №3, слайд №4. -Ваши знания нам очень пригодятся для изучения новой темы. III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности III. Изучение новых знаний и способов действий. 1. Рассказ учителя. - Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
«Экос» - по-гречески значит «дом», «логос» - «учение, наука». - Что же означает слово «экология»? (Экология - это наука о нашем общем доме.) Слайд № 6. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.
Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье. -Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов. -Как загрязняющие вещества попадают в организм человека, мы узнаем из информации учебника. 2. Работа по учебнику (с.29-30). Учащиеся читают вслух текст «Экологическая безопасность» (с.29 - 30). Учитель: -Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты.) Слайд № 7. -Как защититься от грязного воздуха и воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества, вы узнаете, прочитав советы учебника I ряд - с.31, II ряд - с.32, IIIряд - с.33. - Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы? Слайд №8 (о продуктах) -Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы - это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки - смесь сахара, химии и газов - чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость. -Как вы думаете, полезны такие продукты? -Как можно определить, полезен продукт или вреден для здоровья? 3. Работа в рабочей тетради (с.17 №1). -Прочитайте. - Запишите определение «экологической безопасности». - Если это задание вызвало у вас затруднение, воспользуйтесь помощью учебника. (Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды.) Слайд №9
-С какими новыми терминами мы познакомились? («Экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»). -Давайте запишем их в словарик. -Обратите внимание, как выглядит бытовой фильтр с.32. -А сейчас мы с вами будем очищать грязную воду. 4. Практическая работа в парах «Как очистить грязную воду». Слайд №10 памятка «Помогай-ка».
План работы Соберите водяной фильтр: a) Возьмите пустой химический стакан, вставьте в него лейку, в лейку вложите фильтр. b) На фильтр положите слой ваты и слой песка. Проведи опыт: Вылейте на фильтр грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. - Что полилось в пустой стакан? (Совершенно чистая вода.) -Как вы думаете можно ее пить? (Нет) Она ещё не питьевая! Сделанный вами фильтр не способен очистить её от химических примесей. А только от механической грязи.
Физминутка.
5. Работа в группах. Слайд №11 Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания: 1) Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр» (термины записаны на карточках, стоят на столе.) 2) Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая - о воздухе, третья - о продуктах). Проверка того, как дети понимают термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр». От каждой группы выступает по одному человеку, остальные уточняют и добавляют его ответ. Далее проверяется составленные памятки экологической безопасности. Примеры: Воздух -не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей - во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов; -Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомобиля - ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении газом даже умереть; -не гуляй по улице во время тумана - это может быть смог; -разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух; очищает и увлажняет воздух кондиционер; попроси взрослых не курить в квартире.
Вода -нельзя купаться возле промышленных стоков; -пей только кипячёную или очищенную воду; -очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Продукты -не собирай грибы. Ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов; -перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде; -не ешь продукты, в которых истёк срок хранения; -все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца. -Вы отлично поработали в группах и постараетесь хорошо выполнить самостоятельную работу. IV. Первичная проверка понимания новых знаний и способов действий. 1. Самостоятельная работа Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
- Экономно относясь к продуктам, -Включая свет, -Сортируя мусор, Починив протекающий кран, -Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки. -Изучая природу, Охраняя растения,
…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения. …бережёшь чистую воду. …узнаешь, как её сберечь. …даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь плодородные земли и труд людей.
…бережёшь чистый воздух. …сохраняешь леса.
2. Самопроверка по карточке «Проверь». 3.Заполни телеграмму правильно.
Слайд №11. V. Информация о дифференцированном домашнем задании. 1. Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» С.29-33; Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.34. 2. Задание № 3,4,6 в рабочей тетради с.20 (дополнительное). (Придумай условные знаки к правилам личной экологической безопасности). При подготовке к домашнему заданию вы можете использовать различные источники информации: учебник «Мир вокруг нас», книгу «Первые экологические уроки», интернет. VI. Итог урока. Рефлексия. - Закончите предложение. Экологическая безопасность - это…. Слайд №12. «Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды».
- Поделитесь впечатлениями о нашем уроке. -Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшем? -Если пригодятся, то где? -Закончите предложение. Урок заставил меня задуматься над… -Что вы открыли для себя нового? -Выставление оценок.
Карточка №1
«Экологическая безопасность»
«Цепь загрязнения»
«Бытовой фильтр»
Карточка №2
«Проверь»
- Экономно относясь к продуктам, -Включая свет, -Сортируя мусор, Починив протекающий кран, -Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки. -Изучая природу, Охраняя растения,
…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения. …бережёшь чистую воду. …узнаешь, как её сберечь. …даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь плодородные земли и труд людей.
…бережёшь чистый воздух. …сохраняешь леса.
Карточка №3
Заполни телеграмму правильно
Приложение