Урок русского языка УМК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Школа 2100». Русский язык. 3 класс


Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ

Зенкова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №37»

Цель урока:

Формирование понятия «единственное и множественное число» имён существительных. Задачи урока: 1. Формировать умения изменять имена существительные по числам.

2. Развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения.

3. Воспитывать культуру диалога и умение работать в парах.

Средства обучения: карточки, учебник УМК «Школа 2100»Р.Н. Бунееев , Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»3 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Содержание урока:

I.Организация класса на работу. Начинается урок, 2 мин

Он пойдет, конечно, впрок,

Если будете внимательны,

Все поймете обязательно.

II. Словарная работа 4мин

-Прочитайте слова: картинки, вагон, машина, балконы, праздник, девочка, огурец, пироги.

-Какие предметы лишние? (картинки, балконы, пироги)

- Почему лишние предметы - картинки ,балконы , пироги ?

(Их много)

- На какие две группы можно разделить эти слова? Почему? По какому признаку вы разделили слова?
(один предмет и много предметов) -Молодцы!

-Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквы, которые надо запомнить, поставьте ударение. Предположите, какова тема нашего урока- чему сегодня мы будем учиться?

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга. ( дети проверяют задание, ставят + или -.)

- Когда ставим +? -? По каким критериям оцениваем?(оценивание детей)

III.Актуализация знаний 8мин Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака - числа. Упр. 248. Коллективная работа: 1. Чтение текста, беседа по содержанию. - Как вы поняли, что такое шторм, а что - штиль?

( Шторм это когда дует ветер на море и волны сильно качаются

Штиль это когда море спокойное .) - Подходит ли другое заглавие?

(Заглавие «Шторм и штиль» тоже подходит к тексту) -Кто главный герой рассказа? (Волны.) 2. - Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя. (Волны, им, волна, обе, на них, на другую , следующая.) -Выпишите из них только имена существительные. (Запись: волна - волны.)

- Это разные слова или одно и то же слово? ( Формы одного слова)

-Как они называются?(Формы слова.) - Чем отличаются? (разбираем по составу- окончанием) - Есть ли ещё какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют? (волна- один предмет, волны- много предметов) - Что же это за признак у имён существительных? Как он называется? - На этот вопрос мы будем искать сегодня на уроке ответ. Запишем его на доске: Как называется новый признак имён существительных?

Физкультминутка

IV.Изучение нового материала 12мин Работа в учебнике. 1. Упр. 249стр.33 - Прочитайте информацию и назовите новый признак имён существительных. - Когда говорят о единственном числе (когда предмет один), а когда о множественном?(когда предметов много) - Прочитайте слова в упражнении. Какого они рода? (мужского рода) - Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.

- Чем они отличаются? ( в первом столбике слова в ед. числе- один предмет, во втором в множественном числе- их много) 2. Выполнение упр. 250-251. - Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных женского и среднего рода. Сделайте вывод: какие окончания у существительных во множественном числе?( м.р.-ы,-и ,а; ж.р. -и, -ы ; ср.р. -а, -и, -я) Сравните свои выводы с учебником на с. 35. (Ученики ещё раз, опираясь на схему, называют окончания существительных во множественном числе.) Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34). 1. Чтение определения. Работа в парах. - Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план. 1) Как изменяются имена существительные? 2) Что обозначает единственное число имён существительных? 3) Когда употребляется множественное число?) - Давайте вместе составим схему-опору (Запись на доске и в тетрадях.)

Ед.ч. Мн.ч.

-а -ы

-е -и

-о -а

Один Много 2. Чтение примеров (после определения). 3. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака. - Может ли одно и тоже имя существительное изменяться по числам? (может) - А по родам? (не может) - Какой это признак ?(постоянный) - А число какой признак? (непостоянный) - Такой признак, который у одного и того же слова может меняться, называется непостоянным. V.Первичное закрепление изученной темы 10мин 1. Работа по учебнику. 1. Упр. 252 - (развивается умение определять число имён существительных и группировать их по числам.) -Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число существительного? ( нет, нельзя) -Что ещё нужно знать? (что обозначает слово - один или много предметов) - Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (они) 2. (Дополнительно: историческая справка о двойственном числе.) - Запишите слова в столбик: бок, рог, рукав. - Запишите эти слова во множественном числе (бока, рога, рукава).

В русском языке различают два числа. Единственное - от слова един, что в старославянском языке значило один, множественное - от слова множество - много. Единственное число обозначается - ед.ч., множественное - мн. ч. (табличка на доску) - Сейчас в русском языке две формы числа: единственное и множественное. А когда-то было ещё и двойственное число, которое обозначало парные предметы. Его имели те слова, которые мы записали, прочитайте их. - Какая орфограмма есть в каждом из этих слов в форме единственного числа?(буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные на конце слова) 3.Работа в парах. Давайте повторим правила работы в парах.

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он - за тебя.

-Поставьте имена существительные в форму множественного числа.1вариант -мёд, молоко, лень, молодёжь, железо, золото, ловкость, трусость -У всех получилось?( не получилось) Какой вывод можем сделать?( эти существительные не могут быть во множественном числе) -Поставьте имена существительные в форму единственного числа.2вариант сутки, брюки, грабли, ножницы, каникулы, щипцы, шахматы, сливки, санки -У всех получилось? ( не получилось) Какой вывод можем сделать? ( Есть существительные , которые не могут быть в единственном числе) VI. Домашнее задание. 2мин Необ. уровень.Упр.1 стр.40.; составить рассказ о числе имен существительных с опорой на схему. * Повыш. уровень придумать по3 слова в м.р., ж.р, ср. р. в ед. числе и к ним же во множ.числе ,составить рассказ о числе имен существительных с опорой на схему.

VII.Итог урока 7мин - Ответьте на вопрос, сформулированный в начале урока.(новый признак имен существительных- изменение по числам) - Что теперь мы знаем об им. сущ.? Что такое имя существительное?( самостоятельная часть речи, обозначает предмет,отвечает на вопросы-кто? или что?,изменяется по родам м.р-он мой, ж.р.-она моя,ср.р.-оно моё, -Какой признак добавим ещё к правилу?(изменяется по числам ед.ч.-один, множ.число-много)

-Рефлексия

Поставьте знаки «+», «?» или продолжите предложение.

  1. Новая тема мне понятна

  2. Я хорошо понял алгоритм

  3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом

  4. Я сумею найти:

  5. В самостоятельной работе у меня всё получилось

  6. Я понял алгоритм ____,но в самостоятельной работе допустил ошибки:

  7. Мне необходимо дома…

  8. Я доволен своей работой на уроке

  9. На уроке я учился учиться:

-Итог урока.
- Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

-Какую отметку вы поставите своему соседу за работу на уроке ? Как оцените его труд? Поставьте отметку в тетрадь .



  • Что ты узнал на уроке?

  • Чему научился?

  • За что себя можешь похвалить?

  • Над чем еще надо поработать?

  • Какие задания тебе понравились?

  • Какие задания оказались трудными?

  • Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?









Список литературы

1.ФГОС Образовательная система « Школа 2100»,учебник «Русский язык 3 класс, часть 2» Р.Н.Бунеев , Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; г.Москва, БАЛАСС, 2013г.

2. ФГОС Образовательная система « Школа 2100» Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева « Русский язык, 3 класс» методические рекомендации для учителя; г.Москва, БАЛАСС, 2013г.

3.Интернет ресурс w.school2100.ru/pedagogam/lessons/

4.ФГОС Образовательная система « Школа 2100» Л.Ю.Комиссарова « Дидактический материал (упражнения) к учебнику « Русский язык» 3 класс» Р.Н.Бунеев , Е.В.Бунеева, О.В.Пронина ; г.Москва, БАЛАСС, 2012г.





Приложение

Карточка 1

Схема-опора

Ед.ч. Мн.ч.

-а -ы

-е -и

-о -а

Один Много





Карточка 2

Правила работы в парах.

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он - за тебя.





Карточка 3

Имя существительное- самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы- кто? или что?, изменяется по родам м.р.- он мой, ж.р.-она моя, ср. р.- оно моё.(изменяется по числам ед.ч.- один, множ. число- много,они)









Карточка 4

Рефлексия

- Самым полезным, интересным на уроке для меня было…
- Я встретился с трудностью при …
- У меня хорошо получилось …
- Мне это необходимо для …
- Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?



Карточка 5

Поставьте имена существительные в форму множественного числа

мёд, молоко, лень, молодёжь, железо, соль, золото, ловкость, трусость



Карточка 6

Поставьте имена существительные в форму единственного числа

сутки, брюки, грабли, ножницы, каникулы, щипцы, шахматы, сливки, санки









© 2010-2022