Выступление на родительском собрании Семейное чтение. Научите ребёнка любить книгу!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Алексеевская сош






Семейное чтение.

Научите ребенка любить книгу!

Выступление на родительском собрании Семейное чтение. Научите ребёнка любить книгу!

Учитель начальных классов

Кавалерист Н.А.









с.Алексеевка

2015 г.

Прошу зал хором отвечать на заданные вопросы:

Чтоб жила библиотека, надо,

Чтобы иногда

Заходил в нее читатель

Вы со мной согласны?

Да!!!

Чтоб страна была сильна,

Надо...

Чтоб дружная была!

Вы со мной согласны?

Да!!!

Чтоб страна была сильна,

Надо...

Я, он, ты, она...

Вы со мной согласны?

Да!!!

Чтоб страна была умна,

Надо...

Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Да!!!

Каждая семья, где есть дети, мечтает о том, чтобы их жизни сопутствовал успех, чтобы они выросли уважаемыми людьми, чтобы нашли свое достойное место в быстро меняющемся обществе. Эту мечту, я уверена, вынашиваете и вы, уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки. Но где искать тот заветный камень, который способен претворить ее в жизнь и сделать вашего ребенка счастливым? Для многих из вас ответ будет неожиданным: этим камнем является умение и желание ребенка читать.

Что нужно для счастья детям?

Чтоб солнце на всей планете,

Чтоб мячик и плюшевый мишка,

И добрая, добрая книжка!!!

Лаврова К.

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь - набирайтесь ума!


России сегодня как никогда раньше нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению - эти вопросы волнуют не только педагогов, библиотекарей, родителей. То, что забота о детском чтении - это забота о будущем России, сегодня понимают и на государственном уровне. Главная миссия чтения сегодня - воспитать таких людей. У руля этого воспитания стоите вы, уважаемые родители. Сегодня семья становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. В настоящее время задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творческих и трудоёмких заданий. СЛАЙД 3 Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки, дедушки - с этого начинается семейное чтение, и именно с этого начинается Читатель. «Телевизор и Интернет являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не даёт телевизор?» Одна из множества причин такая: в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору. И книга для чтения выбрана ВАМИ. Дорогие взрослые! Не жалейте времени, потраченного на чтение ребенку, отодвиньте в сторону дела, забудьте об усталости и почитайте сыну или дочери хорошую книгу! А ПОТОМ ЗАГЛЯНИТЕ В ГЛАЗА ЛЮБИМОМУ РЕБЕНКУ. Вы увидите, ЧТО В НИХ ПОЛНО СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ ОТ ОБЩЕНИЯ С ВАМИ И С ВОЛШЕБНЫМ МИРОМ ЧТЕНИЯ! СЛАЙД 4
Толстокоров С.

Если у ребенка слезы и капризы,

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Сын не разберется, что там, на экране,

И добрей и лучше от него не станет.

И не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое книга.

Объясните детям: злой всегда наказан.

Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.

Всюду торжествует правда, а не сила.

Если есть вопросы, задают их маме.

Мамы или папы, объясните детям:

Книга - дар бесценный, что как солнце, светит.

Пусть полюбят дети светлые страницы -

И улыбкой доброй озарятся лица.

Книга им поможет разобраться в жизни

И расти на радость маме и Отчизне.
Белоглазова Ж.

…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали - мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: - Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!



Три составляющие - семья, школа, библиотека - создают окружение, формирующее человека. Читающего человека XXI века. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению, библиотеке - кладезю знаний, идей, мудрости, опыта. На взаимодействие библиотеки с семьей возлагаются большие надежды. Семья, школа и библиотека должны быть союзниками. СЛАЙД 5 Семейное чтение как совместная деятельность семьи и библиотеки может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка. Он полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний. 1. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо - раз! 2. Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо - два! 3. Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо - три! Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребенок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У него еще слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребенок с упоением слушает «Робинзона Крузо», а сам одолеет лишь «Курочку Рябу». Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться. СЛАЙД 6 Разговаривайте так, чтобы ребенок чувствовал себя умными понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать. Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца XIX - начала XX вв. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно, неторопливая размеренность жизни... Вечерами за общим столом собирались вместе родители и дети: читали, беседовали о книгах, играли в литературные игры. Сегодня эта хорошая традиция стала возрождаться. Вспоминаются слова А.Н. Толстого о детстве: «Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа, отчим читал вслух Некрасова, Льва Толстого... Моя мать, слушая, вязала чулок. Я рисовал... Никакие случайности не могли потревожить тишину этих вечеров». В семьях, где существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется. Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам вашего ребенка. Если ребенок читает плохо, то книга должна быть такой, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие.(СЛАЙДЫ 7-11) Мы живем в совсем ином мире и порой не можем даже остановиться в нашем скоростном XXI веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может стать от общения, общения с добрыми людьми и, конечно, с хорошей книгой. Ведь «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», - говорил Цицерон. Сейчас многие родители жалуются на то, что их дети не хотят читать. И порою не задумываются о том, а что же они сами сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером - всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо. Не командуйте детьми, не подавляйте их свободы и самостоятельности, а чутко прислушивайтесь к духовным запросам и обогащайте интересы, помня, что чтение - праздник души. Хотя он существует не для всех. Задача взрослого - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату этой способности великий Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья. Если мы упустили ребенка в раннем детстве, не помогли ему стать читателем - это очень плохо. Но если подросток еще не умеет общаться с книгой - это уже трагедия.



Приложение

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре.

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.


  1. Как вы относитесь к чтению?

А) сами любите читать

Б) не очень любите

В) безразлично

2. Как часто вы читаете?

А) постоянно

Б) довольно часто

В) иногда

3. Есть ли в вашем доме детская библиотека? Да Нет

4. Часто ли вы покупаете книги ребёнку? Да Нет

5. Есть ли в семье традиции семейного чтения? Да Нет

6. Что на первом месте? Компьютер Книги Телевизор

7. Какова, по-вашему, роль книги в жизни ребёнка?

  • эмоциональное удовлетворение от слушания;

  • совместное общение со взрослым;

  • познавательный интерес.

Спасибо!


Анкета для учащихся «Любишь ли ты читать?»

  1. Любишь ли ты читать?_________________________________________________

  2. Какую книгу ты читаешь сейчас?________________________________________

  3. Читаешь ли ты вместе с родителями?____________________________________

  4. Любят ли в вашей семье читать взрослые?_______________________________

  5. Как ты думаешь, читать необходимо только потому, что надо для оценки, или потому, что интересно?________________________________________________

  6. Есть ли у вас дома интересные детские книги?____________________________

  7. Ходишь ли ты в библиотеку?___________________________________________

  8. Твоя любимая книга___________________________________________________



© 2010-2022