Статья на тему Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности и сформировать навыки активной жизненной позиции. Младший школьный возраст является самоценным периодом развития, в котором происходит активная социализация ребенка, расширение круга его общения, формируется личностная позиция, определяющаяся принятыми нравственными ценностями. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, младший школьник осваивает нравственный опыт, духовно- нравственную культуру общества [5, с.158]. Однако на пути духовно-нравственного становления личности младшего школьника нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в духовно-нравственном развитии. Непосредственно в поведении таких детей ярко проявляется нежелание подчиняться общественным правилам, порядкам; не утруждают себя ни в учебе, ни в труде, ни в отношениях с окружающими; практически полная центрация на себе; своенравие, выражающиеся в желании быть «лидером» во всем и над всем, диктовать свою волю, проявлять власть, возникает агрессивность. В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом. Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время - инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. [6, с.30] В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о духовно-нравственном облике подрастающего поколения, помочь семье и обществу в целом предотвратить его моральную деградацию. Духовно-нравственное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и ведущие направления воспитательного процесса в начальной школе. Создание современной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения не может быть спонтанным процессом, для этого нужен научно-обоснованный подход, учитывающий особенности российской ментальности, а также социальные, исторические, экономические и иные факторы. При решении данной проблемы необходимо принять во внимание механизмы духовно-нравственного воспитания. Внутреннюю сторону нравственного воспитания составляет организованный процесс усвоения детьми социального морального опыта и его интериоризация во внутренний нравственный план личности, в нравственные качества. Последовательность процесса воспитания нравственных качеств должна определяться идеей преобразования внутренней нравственно-психологической сферы личности младшего школьника на основе специальной воспитательной деятельности учителя и определяемой им деятельности учащегося, направленной на усвоение им социального морального опыта. Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что нравственное формирование личности происходит по-разному в одних и тех же условиях под влиянием одних и тех же педагогических воздействий. Внешние условия и воспитательные воздействия учителя на личность младшего школьника являются, как правило, лишь источником и предпосылкой формирования нравственных качеств. Личность младшего школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания; формирование нравственных качеств зависит от вида деятельности, в которую личность включается, и активности, которую проявляет ребенок в этой деятельности. Следовательно, процесс воспитания будет эффективным только в том случае, когда воспитательная деятельность учителя направлена на организацию соответствующей деятельности детей, обеспечивает усвоение школьниками социально-нравственного опыта, а также стимулирует активность учеников в этой деятельности. Развитие личности есть процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с окружающим зависит процесс развития личности. В педагогике идут поиски новых путей и средств формирования моральных качеств в личности школьников: складывается современная доктрина духовно-нравственного воспитания и разрабатывается его теория, содержание и технологии. Процесс духовно-нравственного воспитания и развития школьника происходит в условиях социальной ситуации развития, для которой характерны деятельности учения, общения, самоопределения [1, с.240]. Исследования А.С. Дусавицкого, с точки зрения которого «развитие личности есть, прежде всего, становление субъекта нравственного действия» [2, с.208], подтверждают косвенное, но сильное влиянии учения на духовно-нравственную сферу (мотивы поведения, представления о духовно-нравственных нормах, адекватная самооценка, наличие идеала и др.). Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребенком самого себя, развитие личностных механизмов поведения, развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки, возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребенка, становлением целостной личности. Результатом духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников становится нравственная воспитанность - система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах [3, с.15]. Духовно-нравственный мир младшего школьника подразумевает процесс удовлетворения различных его потребностей. Внешним показателем удовлетворения определенной потребности является свойство (качество, черта) характера младшего школьника, выражающееся в конкретном поступке, действии через нравственный выбор. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» [4, с.331]. Продолжая мысль С.Л. Рубинштейна, Б.Ф.Ломов считает, что поступок - это общественно значимый акт, который вызывает поступки других людей, либо их содействие, либо противодействие. Человек должен предвидеть возможные последствия своих поступков и нести ответственность за них [4, с.332]. Стержнем духовно-нравственного воспитания и развития является духовно-нравственный поступок. Духовно-нравственный поступок является результатом совокупности «внутренних условий» младшего школьника, к которым мы отнесли: пространственно-средовую атмосферу, потребностно-мотивационную, интеллектуально - волевую (когнитивную), эмоционально-волевую и коммуникативную сферы, составляющие модель духовно-нравственного развития младших школьников. (см. рис.1) Статья на тему Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника Рис.1.Модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника. Духовно-нравственный поступок как ядро духовно-нравственного развития личности младшего школьника определяет совокупность этических ценностей и ценностной ориентации, которые проявляются через нравственный выбор в поведении человека, его деятельности. Духовно-нравственный поступок зависит от сформированности всех компонентов, которые в свою очередь, непосредственно зависят от духовно-нравственной атмосферы культурно-образовательного пространства школы. Особо следует помнить о сензитивности младшего школьного возраста к воздействию общества на развивающуюся личность, когда ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике. Ребенок, не имея собственной жизненной позиции и системы взглядов на жизнь, развивается под влиянием окружающих его людей, в потребностно-средовой атмосфере. Основным инструментом духовно-нравственного воспитания являются обычно задания, которые учитель ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. Традиционные методы духовно-нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. [ 7]:
  • методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Но кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности младшего школьника оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка накладывает отпечаток на формирование личности. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем духовно-нравственного воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Таким образом, духовно-нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.




Список литературы
  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 372с.
  2. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 437с.
  3. Ефимепкова, С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.А. Ефименкова. - Курск, 2004. - 24 с.
  4. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ М.: Наука, 1984 - 586с.
  5. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография/ Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.
  6. Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: поблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 28-32.
  7. kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html


© 2010-2022