Конспект урока чтения На горке Н. Носова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Н. Носов. На горке»

Цели урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Н. Носова, его рассказом «На горке»; провести анализ данного произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом «На горке», его идейным смыслом;

  • продолжить работу по совершенствованию навыков осознанного, беглого, выразительного чтения;

  • научить составлять картинный план;

  • формировать читательские умения при работе с текстом.

Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление;

  • развивать артикуляционный аппарат, словарный запас, дикцию;

  • расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

  • учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей;

  • воспитывать интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с лексическим значением слов, картинки к картинному плану, снежинки.


Ход урока.

I. Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


  1. Проверка домашнего задания.

Близкий к тексту пересказ рассказа «Затейники» (Опрос 2 учеников и выставление оценок).

  1. Речевая разминка.

У.- Чтобы выразительно и грамотно читать, начнем урок с речевой разминки.

а) Игра "Зеркало".

У. - Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта.

[А, О, Л, Е, У, Ы, И.]

бКонспект урока чтения На горке Н.Носова) Работа по таблице гласных букв. ( Слайд №1)

У.- Работаем по таблице гласных букв. Произнесите их с различными эмоциональными интонациями.

  • У вас в руке мяч и вам надо бросить его как можно дальше, произнося звуки (дети хором читают буквы, которые показывает учитель).

  • А сейчас представьте, что у вас на парте маленький пушистый котенок и вы хотите его погладить. Гладим и произносим звуки.

  • Теперь на котенка напала собака, давайте отгоним ее. Как сейчас будут звучать гласные? (хором по таблице за указкой учителя).

  • Сейчас передадим голосом настроение испуганного человека (вывешивается иллюстрация - «лицо-испуг»).

в) Работа над скороговоркой.

У. - Звуки вы произносите хорошо. Прочитайте скороговорку.(Слайд №2)

Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась -
В снег упасть она боялась.

У. - Какое слово придает скороговорке веселое настроение?

Д. - Весело.

У.- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,

  • Читаем глазами.

  • А теперь шепотом.

  • Немного громче.

  • Еще громче.

  • А теперь читаем громко и внятно.

  • Читаем скоро и быстро.

У.- Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека).

У. - Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает этот стишок? (1-2 человека).

У.- Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведений.


  1. Сообщение темы урока. Постановка цели.


  1. Мобилизующий этап.

У. Сегодня мы познакомимся с новым произведением известного вам автора. Прочитайте фамилию автора, читая только русские буквы.

НGIИDКNVОZЛSLАFЙ GНLFОRСWQОSВ

Д. Николай Носов.

У. Правильно, рассказ Носова Николая.


У. - А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. (Слайд №3) Конспект урока чтения На горке Н.Носова Д. - На горке. У. - Правильно. Произведение называется «На горке».
У. - Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Предположения детей). У. - Давайте послушаем и узнаем.

  1. Слушание рассказа - чтение «хор-суфлёр»

У. - Понравился ли вам рассказ? С каким настроением вы слушали его? У.- Среди ваших друзей есть ребята похожие на Котьку?
  • Физкультминутка.
  • Покажите движения ребят, которые строили горку.
  • Покажите, как Котька посыпал её песком.
  • Покажите мимикой, как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?
  1. Словарная работа.

(Работа над чтением трудных слов и толкование их лексического значения).

У. - Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом. Д. - Сгре-ба-ли сгребали. У. -Подберите синоним к слову «сгребали». Д. - Собирали. Почему автор вставил в рассказ именно это слово? Д. - Сва-ли-ва-ли сваливали. Д. - Тру-дя-тся трудятся. У. - А сможете ли вы подобрать антоним к этому слову? Д. - Ленятся. Д. - Скольз-ка-я скользкая. Д. - На-пор-тил напортил. У. - Подберите синоним к этому слову. Д. - Сломал. Д. - Чет-ве-рень-ки четвереньки. У. - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»? ( На доску вывешивается карточка с толкованием).
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стаять, ходить. Подняться с четверенек.
Д. - Двор-ниц-ка-я дворницкая. У. - Что, по вашему мнению, называется «дворницкой»? От какого слова оно произошло? Дворницкая - помещение для дворника.( На доску вывешивается карточка с толкованием) V.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
1.Обсуждение прочитанного. Перечитаем рассказ «цепочкой».

  • Отвечаем на вопросы.
-Что делали ребята? ( Ребята строили снежную горку во дворе). -А как они это делали? ( Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая, а потом залили её водой). - Кто с ребятами не строил горку? (Котька Чижов из шестой квартиры). - Почему он не вышел? ( Он был хитрый). - Что произошло, когда ребята ушли обедать? (Котька вышел во двор на коньках. Он полез на горку кататься. У него не получилось забраться на горку. Котька, взяв из дворницкой фанерку, песок, стал посыпать её). - А зачем он посыпал горку песком? (Чтобы забраться на горку). - Что из этого вышло? (Не получилось скатиться с горки). -Как на это отреагировали ребята? ( Ребята стали ругать Котьку и заставили посыпать горку снегом).

- Чем заканчивается рассказ? Почему так?

(Ребята дружно закончили работу, а Котьке так понравилось работать, что он лопаткой ступеньки сделал).

- Можно было по-другому закончить эту историю?

-Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

Учитель.Какой Котька Чижов? (На доске карточки- оставить нужное) Котька Чижов

притворщик непредусмотрительный

хитрый сообразительный

настойчивый заботится о других правдивый трудолюбивый

2. Составление плана. ( в парах за партами, одна пара у доски)

УКонспект урока чтения На горке Н.Носова. -Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Одной картинки не хватает. Нарисуйте её словами и дайте название.

У. -Что у нас получилось?

Д. -Картинный план.

У. - Давайте, озаглавим каждую картинку.

План:

  1. Строительство горки ребятами.

  2. Хитрый Котька на скользкой горке.

  3. Котька посыпает горку песком.

  4. Ребята недовольны.

  5. Заставили работать.

- Ребята, а это что у нас получилось? (Словесный план)

У. - Что нам помогает делать план? По какому плану легче пересказывать?

Физкультминутка для глаз

VI .Закрепление новых знаний.

1. Работа с пословицами в парах.

а) У. - А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Каждый ряд получает листок с пословицами (Пословицы для групп одинаковы).

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. (После обсуждения в группах спросить: «Каково решение вашей группы?») (Слайд №16)

УКонспект урока чтения На горке Н.Носова. - Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

Д.-Котька засыпал горку снегом и сделал ступеньки.

Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

VII. Подведение итогов.

У.- С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?

-Чему научил нас рассказ Н. Носова «На горке»?

С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке»?

Чтобы: 1. Развеселить читателя?

2. Подшутить над кем - нибудь?

3.Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними?

4. Разбудить фантазию?

5.Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

Итак, все 5 выводов верны и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить, и помочь ему впредь такое не совершать.

- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова?

VIII. Рефлексия. - Перед вами лежит снежинка, возьмите её.

У. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. Выставление отметок.

  1. Домашнее задание.
  • Стр. 60-63 выразительно читать, вопросы (стр. 64).
  • составить план пересказа и написать в тетрадь;
Дополнительно по желанию:
  • нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;
  • придумать продолжение рассказа.




Конспект урока чтения На горке Н.Носова

© 2010-2022