- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку 3 класс
Разработка урока по русскому языку 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котова Л.А. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Манаенская основная общеобразовательная школа МО Арсеньевский район» Тульской области
Урок русского языка
3 класс
УМК «Школа России»
Тема урока :« Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»
Составила :
учитель начальных классов
Котова Лариса Александровна
Март, 2013г.
Тема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных» (3 класс)
УМК «Школа России»
Цели:
- ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму - букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.
Оборудование урока: компьютер , мультимедиа проектор, экран, учебник , тетради, карточки с заданиями, плакат.
Форма использования : проецирование на экран при фронтальной работе с классом .
Программное обеспечение : «Microsoft Office Power Point»
Ход урока
- Организационный момент. Слайд №1
- Психологический настрой учащихся на работу . Слайд №2
- Чистописание. Слайд №3
IV. Словарная работа. (Игра «Волшебный ларец») (Из ларца достают загадки , отгадывают их) Слайд №4
-Слова-отгадки - словарные слова:
Т..традь, к..ньки, в..робьи. кр..стьяне, м..дведь, мур..вьи.
-Что в них общего?(ь, безударные гласные)
-Одинаковую роль выполняет ь знак в этих словах?
- По какому признаку можно разделить эти слова на группы? (1-ь-показатель мягкости согласных ; 2-ь- разделительный мягкий знак). Запишите их в 2 столбика, укажите орфограммы.
Слайд №5
-Прочитайте предложение и запишите его с комментированием :
На м…л..дую б..рё..ку сл..телись юркие в.р..бьи.
Задания:
1)Назвать орфограммы.
2) Подчеркнуть грамматическую основу предложения;
3) Определить части речи. V. Постановка проблемы.
ь
Роль мягкого знака в слове
Показатель мягкости согласного звука
Разделитель-
ный мяг. знак
и гласный
?
-Мы вспомнили 2 роли ь знака у существительных . Слайд №6 -А как вы думаете, а достаточно ли нам этих знаний, чтобы писать грамотно? (нет) Выполним задание и выясним , что же нового мы сегодня должны узнать о ь знаке. -Вспомните шипящие согласные . (Плакат на доске:.) . ([ч,], [щ,], [ш], [ж] ) -Дайте характеристику каждому звуку . -Чтобы развеять наши сомнения о роли ь знака , займёмся исследованием . Игра «Замени одним словом» Слайд №7 1.Часть суток с вечера до утра (ночь) - Какого рода существительное ? 2. Приспособление , с помощью которого открывают замок? (ключ) -Какого рода это существительное? К какой группе мы отнесем его ? ( к другой) Почему? Слайд №8, Слайд №9 1.Небольшой грызун с острой мордочкой .(мышь). -Определите род. 2. Маленький ребенок .(малыш) -Определите род. Куда определим это слово? Слайд №10, Слайд №11 1 Друг всегда готов прийти на …..(помощь) -Определите род. Куда запишем? 2. Суп со свеклой и другими овощами (борщ) Слайд №12, Слайд №13
1.Зерновая культура с колоском (рожь)
2.Под соснами, под елками , лежит мешок с иголками?(ёж)
-Как распределили эти слова? Почему?
Слайд №14, Слайд№15 -Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ). - В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других - нет буквы ь ). - Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
VI. Определение цели урока. - Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : в каких случаях пишется ь после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется). Слайд №16 -Какой секрет открыл нам ь знак? Слайд №17 Чтение правила по учебнику стр. 41 - Для лучшего запоминания нового правила , попробуем составить схему - модель :
ь ж.р.
ь м.р.
ж, ш, ч, щ
VII. Поиск решения. Открытие нового. - Упр 450 стр .40 (выполняется в парах по заданиям учителя) -Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя эту модель . - Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ). - Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся). - Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ? ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ). - Это ваша гипотеза, верна ли она ? Выполнить это задание поможет вам ещё и вот такой алгоритм (план). Слайд №18
VШ. Минутка двигательной активности. IХ. Первичное закрепление. - Прочитайте ещё раз правило стр(41) , сравните с выводом, который вы сделали сами. - Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите. - Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ). - Назовите главное в выборе написания ь.( Род имени существительного ). Х. Самостоятельная работа с включением нового материала . 1.Игра «Четвертое лишнее» (индивидуальная работа) -Найти лишнее слово, объяснить свой выбор. Почему так решили? 1.Рожь, чиж, нож, стриж. 2. Плащ, плющ, помощь, лещ. 3. Луч, дочь, грач, мяч. 4.Ковш, карандаш, мышь, душ. Слайд №19 2. Слайд №21 Игра « Разгадай кроссворд» (рис. ЛИСА (3214+ч) Проверка :Слайд №22 (Силач) XI. Развитие орфографических умений. 1. Упр. 452 - Прочитайте задание. - Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ). Учащиеся выполняют самостоятельно, два ученика работают у доски. Проверка коллективная. Самооценка. XII. Итог урока. - Подведём итог урока. - Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ? - На основе правила и составленного алгоритма сделайте вывод о роли ь знака .
ь
Роль мягкого знака в слове
Показатель мягкости согласного звука
Разделитель-
ный мяг. знак
и гласный
Ь после шипящих у существительных Ж.Р.
Слайд №24 Выставление оценок.
XIII. Рефлексия. - Что было трудным на уроке? Интересным? - Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему? - Посоветуйте, как их преодолеть. (быть внимательным, работать по модели, алгоритму). -В заключение мне хочется вам сказать. чтобы наука не была для вас ночью, тьмой. А свет знаний освещал вашу дорогу , давайте воспользуемся звёздочками, которые лежат у вас на парте. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звездочку: 1) Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую, самую яркую. 2) Если иногда были трудности . сомнения- розовую. 3) Если не разобрались в теме- голубую.
XIV. Домашнее задание. Упр. 451, выучить правило стр.41 Слайд №25
Слайд №26 (Спасибо за работу!)