Разработка урока по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Манаенская основная общеобразовательная школа МО Арсеньевский район» Тульской области






Урок русского языка



3 класс


УМК «Школа России»






Тема урока :« Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»








Составила :

учитель начальных классов

Котова Лариса Александровна


Март, 2013г.

Тема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных» (3 класс)
УМК «Школа России»
Цели:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму - букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения; познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов; коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи .
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Оборудование урока: компьютер , мультимедиа проектор, экран, учебник , тетради, карточки с заданиями, плакат.

Форма использования : проецирование на экран при фронтальной работе с классом .

Программное обеспечение : «Microsoft Office Power Point»



Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд №1
Прозвенел веселый звонок Вас позвал он на урок . Заниматься нам пора Уроком …….(русского языка)

  1. Психологический настрой учащихся на работу . Слайд №2
Ну-ка , проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и терадка7 Все ли правильно сидят ? Все ль внимательно глядят?

  1. Чистописание. Слайд №3
ьль ьиь мьм оьо

IV. Словарная работа. (Игра «Волшебный ларец») (Из ларца достают загадки , отгадывают их) Слайд №4

-Слова-отгадки - словарные слова:

Т..традь, к..ньки, в..робьи. кр..стьяне, м..дведь, мур..вьи.

-Что в них общего?(ь, безударные гласные)

-Одинаковую роль выполняет ь знак в этих словах?

- По какому признаку можно разделить эти слова на группы? (1-ь-показатель мягкости согласных ; 2-ь- разделительный мягкий знак). Запишите их в 2 столбика, укажите орфограммы.

Слайд №5

-Прочитайте предложение и запишите его с комментированием :

На м…л..дую б..рё..ку сл..телись юркие в.р..бьи.

Задания:

1)Назвать орфограммы.

2) Подчеркнуть грамматическую основу предложения;

3) Определить части речи. V. Постановка проблемы.

ь

Роль мягкого знака в слове

Показатель мягкости согласного звука

Разделитель-

ный мяг. знак

и гласный

?



-Мы вспомнили 2 роли ь знака у существительных . Слайд №6 -А как вы думаете, а достаточно ли нам этих знаний, чтобы писать грамотно? (нет) Выполним задание и выясним , что же нового мы сегодня должны узнать о ь знаке. -Вспомните шипящие согласные . (Плакат на доске:.) . ([ч,], [щ,], [ш], [ж] ) -Дайте характеристику каждому звуку . -Чтобы развеять наши сомнения о роли ь знака , займёмся исследованием . Игра «Замени одним словом» Слайд №7 1.Часть суток с вечера до утра (ночь) - Какого рода существительное ? 2. Приспособление , с помощью которого открывают замок? (ключ) -Какого рода это существительное? К какой группе мы отнесем его ? ( к другой) Почему? Слайд №8, Слайд №9 1.Небольшой грызун с острой мордочкой .(мышь). -Определите род. 2. Маленький ребенок .(малыш) -Определите род. Куда определим это слово? Слайд №10, Слайд №11 1 Друг всегда готов прийти на …..(помощь) -Определите род. Куда запишем? 2. Суп со свеклой и другими овощами (борщ) Слайд №12, Слайд №13

1.Зерновая культура с колоском (рожь)

2.Под соснами, под елками , лежит мешок с иголками?(ёж)

-Как распределили эти слова? Почему?

Слайд №14, Слайд№15 -Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ). - В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других - нет буквы ь ). - Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
VI. Определение цели урока. - Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : в каких случаях пишется ь после шипящих на конце имён существительных, а в каких - не пишется). Слайд №16 -Какой секрет открыл нам ь знак? Слайд №17 Чтение правила по учебнику стр. 41 - Для лучшего запоминания нового правила , попробуем составить схему - модель :

ь ж.р.

ь м.р.

ж, ш, ч, щ





VII. Поиск решения. Открытие нового. - Упр 450 стр .40 (выполняется в парах по заданиям учителя) -Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя эту модель . - Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ). - Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся). - Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ? ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ). - Это ваша гипотеза, верна ли она ? Выполнить это задание поможет вам ещё и вот такой алгоритм (план). Слайд №18

VШ. Минутка двигательной активности. IХ. Первичное закрепление. - Прочитайте ещё раз правило стр(41) , сравните с выводом, который вы сделали сами. - Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите. - Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ). - Назовите главное в выборе написания ь.( Род имени существительного ). Х. Самостоятельная работа с включением нового материала . 1.Игра «Четвертое лишнее» (индивидуальная работа) -Найти лишнее слово, объяснить свой выбор. Почему так решили? 1.Рожь, чиж, нож, стриж. 2. Плащ, плющ, помощь, лещ. 3. Луч, дочь, грач, мяч. 4.Ковш, карандаш, мышь, душ. Слайд №19 2. Слайд №21 Игра « Разгадай кроссворд» (рис. ЛИСА (3214+ч) Проверка :Слайд №22 (Силач) XI. Развитие орфографических умений. 1. Упр. 452 - Прочитайте задание. - Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ). Учащиеся выполняют самостоятельно, два ученика работают у доски. Проверка коллективная. Самооценка. XII. Итог урока. - Подведём итог урока. - Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ? - На основе правила и составленного алгоритма сделайте вывод о роли ь знака .

ь

Роль мягкого знака в слове

Показатель мягкости согласного звука

Разделитель-

ный мяг. знак

и гласный

Ь после шипящих у существительных Ж.Р.




Слайд №24 Выставление оценок.
XIII. Рефлексия. - Что было трудным на уроке? Интересным? - Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему? - Посоветуйте, как их преодолеть. (быть внимательным, работать по модели, алгоритму). -В заключение мне хочется вам сказать. чтобы наука не была для вас ночью, тьмой. А свет знаний освещал вашу дорогу , давайте воспользуемся звёздочками, которые лежат у вас на парте. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звездочку: 1) Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую, самую яркую. 2) Если иногда были трудности . сомнения- розовую. 3) Если не разобрались в теме- голубую.
XIV. Домашнее задание. Упр. 451, выучить правило стр.41 Слайд №25

Слайд №26 (Спасибо за работу!)





© 2010-2022