Рабочая программа по технологии ПНШ (1класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



1.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом: 1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"(с изменениями и дополнениями). 2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 3. Программы по предмету «Технология» Т.М.Рогозиной, И.Б.Мыловой Москва, «Академкнига/Учебник», 2012 год 4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 31 марта 2014 г. №253 6. Приказа МО РБ № 905 от 29.04.15 г. "О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год" 7. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Первомайский (приказ № 137 от 18.08.2015 г.) 8. Учебного плана МБОУ СОШ с. Первомайский на 2015-2016 учебный год (приказ № 139 от 18.08.15 г.) 9. Положения о рабочей программе педагога, работающего по ФГОС НОО и ФГОС ООО (приказ № 154 от 10.09.2013.г.) .Цели программы: Формирование в сознании школьника целостной научной картины мира на доступном восприятию первоклассников уровне с опорой на интеграцию с другими образовательными предметами(окружающим миром, математикой, литературным чтением и др.). Освоение детьми алгоритма деятельности: подготовка материалов и инструментов, необходимых для урока (домашних заданий), организация рабочего места в зависимости от характера предстоящей работы, определение назначения изделия, анализ его конструкции, обсуждение технологии изготовления изделия, самостоятельное выполнение практической работы с помощью учебника, организованное завершение работы, обсуждение и анализ результатов. Программа курса «Технология», разработанная на основе ФГОС НОО решает следующие учебно-воспитательные задачи в 1-м классе:

развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; освоение первоначальных представлений о мире профессий; овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. 2. Общая характеристика курса Учебник состоит из пяти разделов: «Мир изделий», «Работаем с пластичными материалами», «Работаем с природными материалами», «Работаем с бумагой»,
«Работаем с текстильными материалами». Пластичные, природные, текстильные материалы и бумага будут использоваться и отрабатываться школьниками в следующих классах, но в новых условиях. Первые уроки технологии посвящены работе с пластичными материалами -пластилином и массой для моделирования. Это не случайно. Пластичные материалы, как никакие другие, развивают мелкую моторику рук, дают почувствовать объем и форму, учат ориентироваться в пространстве. Работа с природными материалами доступна учащимся с самого младшего возраста. Она позволяет познакомить детей с многообразием природных материалов родного края, совершенствовать наблюдательность и воображение. Природные материалы (засушенные листья, шишки, семена, веточки и т. д.) - это готовые полуфабрикаты, работа с ними не трудоемкая, набор ручных инструментов не велик (карандаш, кисть для клея, ножницы), а соединение деталей пластилином и клеем самое простое. В учебнике размещены правила безопасной работы ножницами. Для младших школьников следует приобрести небольшие ножницы с закругленными концами отечественного производства. Эти ножницы прочные, режут все материалы, с которыми работают дети, подлежат заточке. Большое место в учебнике отводится работе с бумагой, так как это один из материалов, который широко используется на занятиях в детском саду и на уроках технологии в начальной школе в силу своих свойств и технологических возможностей. По мере ознакомления детей с приемами обработки бумаги усложняется конструкция изготавливаемых изделий. Однако при выполнении новых работ дети используют и те приемы, которые освоили на предыдущих уроках. Для обработки бумаги нужны простейшие инструменты: ножницы, линейка, карандаш, кисть для клея. Приемы работы с этими инструментами легко осваиваются детьми 6-7-летнего возраста. В этом же разделе имеются страницы, на которых показано, как правильно вырезать детали из бумаги, как их наклеивать. Навыки, приобретаемые учащимися при изготовлении изделий из бумаги, находят применение при обработке текстильных материалов. В процессе работы с текстильными материалами первоклассники получают первоначальные сведения по материаловедению: определяют толщину ткани, гладкость ее поверхности; овладевают технологиями изготовления аппликаций из тканей, изделий из лоскутков и ниток, вышивкой. Первые страницы этого раздела иллюстрируют правила безопасной работы иглами и булавками, приемы отмеривания нитки, вдевания ее в ушко иглы, закрепление конца нитки узелком. Каждый раздел завершается коллективной творческой работой. Итоговым занятием является индивидуальная работа с разными материалами. Страницы учебника, демонстрирующие выполнение практических заданий, имеют одинаковую структуру. Они включают тему задания, являющуюся одновременно и названием изделия, которое надо сделать на уроке. Под темой дается рисунок этого предмета, что позволяет детям сразу увидеть его конструкцию, а учителя освобождает от необходимости делать изделие в материале. Практически в каждой теме предлагается несколько вариантов изделий, что дает возможность удовлетворить интересы всех учащихся и обеспечить творческую работу детей. Затем предлагается задание на урок. В нем раскрывается практическое назначение изделия. Такая информация, несомненно, повышает значимость изделия в глазах детей, подчеркивает важность работы, которую им предстоит выполнить, и побуждает школьников использовать объекты по назначению. Важнейшая роль в развитии ребенка в течение первого года обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Неотъемлемой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к людям разных профессий, результатам их труда.

Главной содержательной линией курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Основными направлениями курса являются:

  1. Развитие учебно-познавательной активности ребенка: мыслительной, эмоциональной, двигательно-опорной, культурно-этической.
  2. Развитие личности ребенка. Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей.
  3. Формирование эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного прикладного творчества, с историческими особенностями труда, быта, ремесел родного края.
  4. Формирования навыков общения и коллективной деятельности.

  5. Воспитание уважительного отношения к человеку труда, к сельскохозяйственной деятельности.

Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта, формирование умений в области технологической обработки доступных детям материалов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно годовому календарному учебному графику и учебному плану МБОУ СОШ с. Первомайский курс «Технология» предусматривает следующее распределение часов по классам: 1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю; 2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю); 3 класс - 34 часа в год (1 час в неделю); 4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю).Итого 135 часов 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Учащиеся должны знать/понимать:

роль трудовой деятельности в жизни человека;

содержание труда людей ближайшего окружения;

область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стека, швейной иглы, булавки с колечком;

область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.

Уметь:

осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

составлять словесный план собственной трудовой деятельности; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях); изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, альбомной бумаги, сухих листьев, веточек, семян, соцветий растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;

создавать модели несложных объектов из природных материалов; осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», плетеным узором, природными материалами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • применения информации для решения различных задач;

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
  • создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина;
  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

Развитие познавательных УУД

Трудовая деятельность в жизни человека Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае. Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление). Распространѐнные виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.

Общее представление о технологическом процессе Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.

Элементарная творческая и проектная деятельность Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности -

изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».

Самообслуживание Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).

Ученик научится или получит возможность научиться:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
  • Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности

Развитие личностных УУД

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своѐ или другое, высказанное в ходе обсуж Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Развитие регулятивных УУД

Ученик научится или получит возможность научиться:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную

проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения

задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приѐмы и

способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые

средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

(средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

Развитие коммуникативных УУД

Ученик научится или получит возможность научиться:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

6. Содержание курса Программа обучения первого года рассчитана на 33 учебных часа, урок технологии занимает 1 час в неделю. Последовательность изучения тем в учебнике соответствует тематическому планированию, но учитель вправе изменить порядок прохождения тем и количество отводимых на них часов, руководствуясь своим опытом работы, подготовленностью первоклассников, условиями работы в данном классе.

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.( 2ч.)

Трудовая деятельность в жизни человека

Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.

Общее представление о технологическом процессе

Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.

Самообслуживание

Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).

2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.( 31ч.)

Изготовление деталей из бумаги (12 ч) Краткая характеристика операций обработки бумаги: уметь сминать (делать мятой поверхность бумаги), размачивать (размягчать); скатывать (свернуть в трубочку или сделать шарик); обрывать по краям (делать край неровным); складывать (делить на части); размечать по шаблону (обвести внешний контур предмета); размечать через копирку, кальку (снять копию с оригинала), резать (отделять от целого); гофрировать (делать ряд параллельных складок); переплетать (соединять способом целевого замка). Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести. Практические работы: изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам - выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; ска-тывание мятой заготовки в трубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором. Создание изделий по собственному замыслу. Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.

Изготовление изделий из природных материалов (5 ч) Краткая характеристика операций сбора, хранения, обработки и использования природных материалов: сбор материалов в сухую погоду, очистка от пыли, сортировка по цвету, размеру, форме; сушка листьев под прессом; хранение материалов в бумажных конвертах и коробках; наклеивание композиций из природного материала на картон; соединение объемных деталей из природного материала пластилином. Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.

Практические работы: изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных соотношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, сборка изделия.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов

окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей

(Баба-Яга и т. п.), декоративных композиций.

Изготовление изделий из пластичных материалов (6 ч)

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: уметь делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.

Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.

Практические работы: изготовление изделий из пластилина - подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.

Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предмет живой природы (овощи, фрукты, животные).Изготовление изделий из текстильных материалов (8ч) Краткая характеристика операций обработки материалов уметь отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать доле вые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образу бахрому; выполнять ручные швы, в частности «вперед иголку»; пришивать пуговицы с двумя отверстиями. Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.

Практические работы: изготовление плоских изделий из текстильных материалов - подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки; декоративное оформление изделия вышивкой. Создание изделий и декоративных композиций.

Варианты объектов труда: декоративные салфетки, игольница, аппликации, украшения.

Домашний труд

Мелкий ремонт одежды. Приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями.

Практические работы: пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Оформление домашних праздников.

Практические работы. Изготовление пригласительных билетов, конвертов, украшений для новогодней елки. Содержание подраздела «Домашний труд» осваивается детьми в процессе изучения материала.

8. Описание материально технического обеспечения образовательного процесса

Авторы программы: Т.М.Рагозина Программа «Технология» 1-4 классы М:

Академкнига, 2012

Учебник: Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. - М.:

Академкнига/Учебник.,2012

Учебно-методические пособия: Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1

класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.,2011г

Методические пособия для учащихся:

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

Программа по курсу «Технология»:

Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.2: 192 с. Проект «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Материально- техническое обеспечение учебного предмета

«Технология»


Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)

Методические пособия и книги для учителя

Примерная программа по технологии

Предметные журналы

К

Д

Д

Д

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Д

Д/П

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

по возможности


© 2010-2022