- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по окружающему миру на тему Февраль - месяц метелей и вьюг
Конспект по окружающему миру на тему Февраль - месяц метелей и вьюг
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дедюрина А.О. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с
изменениями, происходящими в природе.
2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.
3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.
4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.
Ход урока:
1. Орг.момент
Учитель:
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет всё узнать наша любознательность.
Учитель:
- Сегодня у нас урок окружающего мира. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я думаю, на уроке всем будет интересно, но если вам будет трудно, я помогу.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, а вы любите сказки? Послушайте отрывок из сказки
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «12 месяцев» (отрывок) И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику: -Братец Январь, уступи мне на час свое место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. - Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров… Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. - Ну, будь по-вашему, - сказал Январь. Стукнул он ледяным своим посохом и заговорил:
Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё замораживать,
Человечье жильё выхолаживать. Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. - Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю,
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю. И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
- Кто догадался, как называется эта сказка?
- У вас на партах лежит листок, на нём справа и слева записаны названия месяцев. Давайте их прочитаем, а в середине листа - ЗИМА. А теперь работая в парах, проведите от слова ЗИМА к тем месяцам, к/е относятся к этому времени года. (МУЗЫКА)
Переодевание в костюм ЗИМЫ.
Учитель:
- Вы меня сегодня ждали? Вот и я сама!
С вьюгой, снегом, холодами, Русская Зима!
Я Волшебница - Зима, на урок я к вам пришла.
И не просто я пришла.
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег.
Пруд и речку заковала я под крепкий лёд!
- Ребята, я пришла к вам сегодня не случайно.
Я принесла вам, тему нашего сегодняшнего урока, но для этого вы должны отгадать загадку, которую я для вас приготовила. Но сначала, положите голову на парту и закройте глазки.
3. Изучение новой темы.
Учитель:
- Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это?- Поднимите голову, откройте глазки. Вы догадались, что это за месяц? Давайте прочитаем тему урока. (Слайд 1)
Учитель:
- Ребята, но у меня для вас есть ещё одно интересное задание. У каждого из вас на партах лежат листочки, на которых записаны слова (ЖАРА, СНЕГ, ДОЖДЬ, МОРОЗ). Выберете те природные явления, к/е происходят зимой и подчеркните их ручкой или простым карандашом.
Какие это явления? А почему?
- Ребята, а февраль - это какой по счёту зимний месяц? (3), а какой по счёту в году? (2)
- Я предлагаю вам, вспомнить загадку, и назвать природные явления, к/е указывают на февраль. (Слайд 2).
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
- Ребята, февраль называют месяцем метелей и вьюг, потому что В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга. Метель и вьюга образовались от слов МЕСТИ И ВИТЬСЯ. Ветер может мести снег вдоль дорог и полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (Слайд 3) Сильную метель называют бураном или пургою.
- А ещё в феврале часто бывает и оттепель.
- Оттепель - одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять. (Слайд 4)
- А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель). В этот период в природе можно услышать капель. Она заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда февраль называют «дотерпи до весны».
- Откройте учебник на стр. 71 или 7и 1. Перед вами рассказ «Лесные новости». И сейчас мы прочитаем его вместе. (Андрианова, Борщ, Ушакова) СНЯТЬ КОСТЮМ.
- Что интересного вы для себя узнали?
- О каких животных говорится в тесте?
- Какие звери проводят зиму в спячке?
- Зачем заяц путает следы?
- ФИЗМИНУТКА (снежинки)
Учитель:
- Февраль - это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года. Многие писатели и поэты восхищались зимой в своих произведениях. И сейчас, ребята расскажут нам отрывки из стихотворений, посвящённые этому времени года. ( Цирятьев, Воротникова, Ушакова)
- Люди не только писали стихотворения о Зиме, но и сложили народные приметы. А какие вы сейчас узнаете. У каждой группы на партах есть конверт, а в нем разбита на несколько частей народная примета. Вы должны собрать её. Работаете вы в группе сообща, прислушиваясь к каждому мнению. ( ДОПОЛНИТЕЛЬНО Спросить 1 - 2 группы, чтобы зачитали и объяснили смысл ). ( Если не успеваем, то : Ребята, а на следующем уроке мы продолжим работу с народными приметами)
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
- У каждого из вас на партах лежат волшебные снежинки, а как вы думаете почему?
- Если вы довольны уроком, считаете что хорошо поработали, поднимите снежинку красного цвета.
- А если вам было трудно и вам понадобится помощь учителя, поднимите снежинку жёлтого цвета.
- Я рада, что сегодня на уроке вы хорошо поработали. Спасибо, урок окончен.