Конспект по окружающему миру на тему Февраль - месяц метелей и вьюг

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Название УМК: Начальная школа XXI века. Предмет: окружающий мир. Класс: 1 Тема урока: «Февраль - месяц метелей и вьюг» Место и роль урока в изучаемой теме: Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока - способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого отношения к птицам, животным. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: определять особенности третьего месяца зимы, сопоставлять народные приметы февраля с собственными наблюдениями, объяснять понятия метель, вьюга, пурга, оттепель. Задачи урока: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять смысловое чтение; знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с
изменениями, происходящими в природе.
2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.
3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.
4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.
Ход урока:
1. Орг.момент

Учитель:

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научитесь наблюдать

Будем вместе развивать у себя внимательность

А поможет всё узнать наша любознательность.

Учитель:

- Сегодня у нас урок окружающего мира. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я думаю, на уроке всем будет интересно, но если вам будет трудно, я помогу.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, а вы любите сказки? Послушайте отрывок из сказки

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «12 месяцев» (отрывок) И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику: -Братец Январь, уступи мне на час свое место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. - Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров… Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. - Ну, будь по-вашему, - сказал Январь. Стукнул он ледяным своим посохом и заговорил:

Не трещите морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё замораживать,

Человечье жильё выхолаживать. Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. - Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю,

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю. И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

- Кто догадался, как называется эта сказка?

- У вас на партах лежит листок, на нём справа и слева записаны названия месяцев. Давайте их прочитаем, а в середине листа - ЗИМА. А теперь работая в парах, проведите от слова ЗИМА к тем месяцам, к/е относятся к этому времени года. (МУЗЫКА)

Переодевание в костюм ЗИМЫ.
Учитель:

- Вы меня сегодня ждали? Вот и я сама!

С вьюгой, снегом, холодами, Русская Зима!

Я Волшебница - Зима, на урок я к вам пришла.

И не просто я пришла.

Я покрыла поле снегом,

Снег на ветки лег.

Пруд и речку заковала я под крепкий лёд!

- Ребята, я пришла к вам сегодня не случайно.

Я принесла вам, тему нашего сегодняшнего урока, но для этого вы должны отгадать загадку, которую я для вас приготовила. Но сначала, положите голову на парту и закройте глазки.

3. Изучение новой темы.

Учитель:

- Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это?- Поднимите голову, откройте глазки. Вы догадались, что это за месяц? Давайте прочитаем тему урока. (Слайд 1)

Учитель:

- Ребята, но у меня для вас есть ещё одно интересное задание. У каждого из вас на партах лежат листочки, на которых записаны слова (ЖАРА, СНЕГ, ДОЖДЬ, МОРОЗ). Выберете те природные явления, к/е происходят зимой и подчеркните их ручкой или простым карандашом.

Какие это явления? А почему?

- Ребята, а февраль - это какой по счёту зимний месяц? (3), а какой по счёту в году? (2)

- Я предлагаю вам, вспомнить загадку, и назвать природные явления, к/е указывают на февраль. (Слайд 2).

ФИЗМИНУТКА

Учитель:

- Ребята, февраль называют месяцем метелей и вьюг, потому что В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга. Метель и вьюга образовались от слов МЕСТИ И ВИТЬСЯ. Ветер может мести снег вдоль дорог и полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (Слайд 3) Сильную метель называют бураном или пургою.

- А ещё в феврале часто бывает и оттепель.

- Оттепель - одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять. (Слайд 4)

- А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель). В этот период в природе можно услышать капель. Она заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда февраль называют «дотерпи до весны».

- Откройте учебник на стр. 71 или 7и 1. Перед вами рассказ «Лесные новости». И сейчас мы прочитаем его вместе. (Андрианова, Борщ, Ушакова) СНЯТЬ КОСТЮМ.

- Что интересного вы для себя узнали?

- О каких животных говорится в тесте?

- Какие звери проводят зиму в спячке?

- Зачем заяц путает следы?

- ФИЗМИНУТКА (снежинки)

Учитель:

- Февраль - это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года. Многие писатели и поэты восхищались зимой в своих произведениях. И сейчас, ребята расскажут нам отрывки из стихотворений, посвящённые этому времени года. ( Цирятьев, Воротникова, Ушакова)

- Люди не только писали стихотворения о Зиме, но и сложили народные приметы. А какие вы сейчас узнаете. У каждой группы на партах есть конверт, а в нем разбита на несколько частей народная примета. Вы должны собрать её. Работаете вы в группе сообща, прислушиваясь к каждому мнению. ( ДОПОЛНИТЕЛЬНО Спросить 1 - 2 группы, чтобы зачитали и объяснили смысл ). ( Если не успеваем, то : Ребята, а на следующем уроке мы продолжим работу с народными приметами)

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

- У каждого из вас на партах лежат волшебные снежинки, а как вы думаете почему?

- Если вы довольны уроком, считаете что хорошо поработали, поднимите снежинку красного цвета.

- А если вам было трудно и вам понадобится помощь учителя, поднимите снежинку жёлтого цвета.

- Я рада, что сегодня на уроке вы хорошо поработали. Спасибо, урок окончен.



© 2010-2022