Презентация по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: введение новых знаний.

Цели урока:

а)Обучающие: ввести понятие "изменение глагола по временам" через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
б)Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
3)Воспитывающие: воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки

Оборудование урока: раздаточный материал: карточки для выводов, мультимедийное оборудование для показа презентации, карточки для индивидуальной работы, словарь С.И.Ожегова, памятки , магнитная доска.

Ход урока. Сл.1

  1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок сл.2 Начинается урок. Встанем, подравняемся, С трудностями справимся. Здравствуйте. Садитесь. Что такое, здравствуй? Лучшее из слов, Потому что, здравствуй, Значит, БУДЬ ЗДОРОВ. - Давайте пожелаем здоровья друг другу улыбкой. Сл.3 II. Словарно-орфографическая работа. Актуализация опорных знаний. Сл.4 В тетрадях записано число, классная работа. Определить тему урока нам сегодня поможет кроссворд. Сл.5 Самостоятельно, через запятую, запишите слова отгадки в тетрадь, ориентируясь на клеточки кроссворда. (На местах ребята работают с карточками.) -Крупный населенный пункт. (Город) -Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, демисезонное. (Пальто) -Лесной житель. Летом - серый, зимой - белый. (Заяц) -На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков … (Горох) -Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают. (Воробьи) -Как называется лесная ягода, которая состоит из множества малых ягодок. (Малина) - Как можно назвать записанные слова?(имена существительные) -На какие группы можно разделить слова? (Одушевленные, неодушевленные; единственное число, множественное число, ж.р, м.р, ср.род) -А что вы знаете об имени существительном? Найдите лишнее слово. Почему? - Составьте с ними словосочетания: прил. +сущ. - С одним из слов придумайте предложение и сделайте полный разбор. (Серенькие воробьи обитают под крышей дома. Весной воробьи купаются в лужах.) -А кто знает народную примету: к чему это?( к теплу, а вот в песке - это к дождю) III . Новая тема. Внимательно посмотрите на кроссворд. На урок к нам сегодня пришло Удивительное существо Лишь к предмету оно подойдет- Быстро в действие его приведет. -Что это за существо?(глагол) сл.6 -А что вы знаете о глаголе? -А что бы вы хотели ещё узнать о нём?( как они изменяются) Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. "Ухожу", - кричит сегодня. "А вчера", - кричал, - ушёл" "А завтра, - скажет, - я уйду!" Позавидуйте ему! - Но мы, ребята, не будем ему завидовать, а с интересом будем изучать глагол. - Итак, тема нашего урока "Времена глагола. Употребление глаголов в речи" сл.7

IV . Постановка проблемы и формулирование целей урока. - Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.) Как время и глаголы связаны между собой? - Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время. Сл.8 -Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». По словарю Сергея Ивановича Ожегова: сл.9 «Время - это 1)Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. 2) Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. 3) Период, эпоха.» (Читает ученик) V. Проверка домашнего задания - Какие пословицы со словом Время вы подготовили дома?(дети зачитывают пословицы и поговорки) VI. Работа в парах. А теперь работа в парах. Допишите недостающие слова в пословицах. (Делу время, потехе - час. Время - не птица, за хвост не поймаешь. Время всё излечит. Время всему научит. Время дороже золота.) Проверим на доске. -Давайте одну из пословиц запишем в тетрадь. Как вы понимаете её смысл? («Время разум даёт») Сл.11 (Человек занимается, обучается, и чем больше он уделяет чему-либо времени, тем больше узнаёт.) - Будет ли время, проведённое на уроке, ценным для вас? Мы узнаем в конце урока. - Время - это слово, которое станет ключевым в определении темы урока. Время - сделайте звуко-буквенный разбор слова.
- Чтобы узнать, какая часть речи изменяется по временам? Какие времена глагола бывают? Мы проведём исследование. V I I. Совместное «открытие» новых знаний.

(Исследовательская работа учащихся по карточкам у доски. ) - Для того, чтобы понять как можно изменить глаголы, мы с вами отправимся в путешествие на Машине Времени. А управлять ею будут ребята, которые работали по карточкам. Сл.12

- Куда можно попасть на Машине времени? (в прошлое, в будущее, можно остаться в настоящем)

- Сейчас мы с вами находимся здесь.

- А где мы находимся в настоящий момент?(В школе, на уроке) Сл.13

- Что мы делаем сейчас?

Примерные ответы детей записываются на доске (Сейчас мы сидим, играем, учимся, пишем ).

- Перед вами глаголы, которые вы сейчас употребили отвечают на вопрос что делаем? И обозначают действие, которое совершается сейчас, в настоящее время)

Вывод: глаголы могут быть в форме настоящего времени.

- А сейчас в путь. Мы отправляемся на несколько лет назад?

-Куда мы отправились?(Назад, в прошлое) Сл.14

- Внимание! Где мы оказались?(В детском саду)

- Чем вы занимались в детском саду?(играли, рисовали, пели, танцевали)

- Перед вами глаголы, которые отвечают на вопрос что делали? И обозначают действие, которое уже совершилось в прошлом)

Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени.

- Совершим еще один перелет. Как вы думаете куда? (В будущее).

- Я что нас ждет в будущем?(Летние каникулы) Сл.15

- Что будем делать летом? (будем купаться, будем загорать, будем играть.)

- Перед вами глаголы, которые отвечают на вопрос что будем делать? И обозначают действие, которое совершится в будущем)

Вывод: глаголы могут быть в форме будущего времени.

- Итак, мы с вами совершили полет во времени. Где мы побывали?

(В прошлом, настоящем, будущем)

- Сделайте общий вывод. (Глаголы имеют форму н.вр, пр.вр, б.вр, могут изменяться по временам)

VIII. Физкультминутка для глаз, рук и шеи Сл.16

IХ. Закрепление новой темы.

Поиграем в игру. Узнаем как изменяются глаголы по временам. Запишите их в три столбика. (н.вр пр.вр б.вр) (Работа по рядам) Сл.17

1ряд - решать, 2 ряд - прыгать, 3 ряд - петь

Читать- читал, читает, прочитает

- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.

А какое из слов лишнее и почему?(идёт, светила, зажигал) Сл.18

- Может эти новые знания помогут вам справиться с мои предложения? Сл.19

- Прочитайте текст, определите время глагола, который используется в каждом предложении и напишите его, обозначая время каждого глагола. Сл.20

Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к изложению.

Х. Итог урока.

Чем же мы занимались на уроке. Чему вы научились.

XI . Рефлексия

Всё ли вам удалось? Хорошо ли усвоили материал урока? Какого смайлика вы выбираете ? Сл.21

XII. Домашнее задание.упр.350 Сл.22



Приложение

Карточка 1

Согревает (что…………………..?)солнышко сосульку. Плачет (что…………………..?)сосулька холодными слезами. Капельки на солнце светятся (что…………………..?)разноцветными огоньками. Журчат (что…………………..?)они ручейками. Воробышки купаются (что…………………..?)в солнечном ручейке и чирикают (что…………………..?)по- весеннему радостно.

Карточки для выводов:

действие происходит в момент речи (сейчас).

Настоящее время

действие происходило в прошлом, до момента речи( вчера)

Прошедшее время

действие

будет происходить, произойдёт после момента речи (завтра)

Будущее время

Карточка2.

Согрело (что…………………..?)солнышко сосульку. Заплакала (что…………………..?)сосулька холодными слезами. Капельки на солнце засветились (что…………………..?)разноцветными огоньками. Зажурчали (что…………………..?)они ручейками. Воробышки искупались (что…………………..?)в солнечном ручейке и зачирикали (что…………………..?)по- весеннему радостно

действие происходит в момент речи (сейчас).

Настоящее время

действие происходило в прошлом, до момента речи( вчера)

Прошедшее время

действие

будет происходить, произойдёт после момента речи (завтра)

Будущее время

Карточка 3.

Согреет (что…………………..?)солнышко сосульку. Заплачет (что…………………..?)сосулька холодными слезами. Капельки на солнце засветятся (что…………………..?)разноцветными огоньками. Зажурчат (что…………………..?)они ручейками. Воробышки искупаются (что…………………..?)в солнечном ручейке и зачирикают (что…………………..?)по- весеннему радостно.

действие происходит в момент речи (сейчас).

Настоящее время

действие происходило в прошлом, до момента речи( вчера)

Прошедшее время

действие

будет происходить, произойдёт после момента речи (завтра)

Будущее время

Отчет у доски. Учитель после вывода каждого ученика делает общий вывод вывешивая блок-схемы на доске

Настоящее время

что делает?

что делают?

Прошедшее время

что делал? что сделал? что делали?

что сделали?

Будущее время

что сделает?

что сделают? что будет делать?




Открытый урок

русского языка

в 3 «А» классе


Тема: «Изменение глаголов по временам.»

Учитель: Крючкова Е.С.

© 2010-2022