- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грошева Т.В. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Методические рекомендации.
Каждая работа - это совокупность отдельных, но взаимосвязанных компонентов, и следовательно структура представляет собой одно целое состоящее из многих частей. Структура: - Титульный лист - Содержание - Введение - Основная часть - Заключение - Список источников по литературе - Приложение
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Введение Актуальность исследования. Актуальность-необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Проблема исследования [Формулировка проблемы как противоречия (как неразрешенной задачи)]. Объект и предмет исследования. Цель(и) исследования. Цель формулируется как результат, который предполагается получить - установить связь между...; доказать, что...; обосновать тезис о том, что...; создать...; и т.п. Что я хочу исследовать? Задача(и) исследования (то, что нужно сделать, чтобы достичь целей исследования). Гипотеза исследования (я предполагаю, что……). Гипотеза - это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь - она просто не доказана. Методы исследования (анализ литературы, классификация, систематизация, обобщение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.п.). Основная часть Содержательная часть исследования, содержащая: аргументы в пользу доказательства/опровержения гипотезы; личностное отношение к содержанию исследования (установленным фактам, закономерностям, связям и т.п.). Заключение Обобщение аргументов, формулировка выводов, подтверждающих/опровергающих гипотезу. Выводы свидетельствуют о достижении целей исследования и решении его задач. Список использованной литературы Список использованных источников, оформленный по правилам библиографии. Приложение Фотографии, графики, анкеты и т.д
Методика работы над проектом
Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.
- Алгоритм проектирования:
- выбор темы проекта;
- актуальность проекта, постановка цели, задач;
- анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
- формирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- подготовка и написание работы;
- оценка проекта экспертами (практическая проверка);
- последействие - устранение недостатков в проекте, оформление;
- выступление, защита проекта.
- интеграцию наук и различных областей практической деятельности;
- практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;
- предметно-объектный принцип исследования;
- практическую значимость результатов проекта.
6. Итог работы. Презентация результата. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от "взрослой" конференции, здесь необходимо создать "ситуацию успеха" для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиа проектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки". Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.