Интенсив Кубаночка 2 класс 288 часов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Усть-Лабинский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2014 года

протокол № 1

Председатель _______ Ивлева И.В.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.






Рабочая программа

« Кубань - моя родная»

/интенсив/

Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 2 классы

Количество часов: 288

Учитель: Чурикова А.А., Липп И.А.


Рабочая программа к курсу «Кубань - моя родная» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


Пояснительная записка.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности (интенсива) младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся с участием учащихся 2 класса. Программа является модульной и состоит из 5 автономных модулей (общим объёмом 288 ч), содержание которых предлагается школьникам для избирательного освоения. Школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, в каких мероприятиях модулей программы он будет участвовать (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%). Программа предполагает возможность организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (8 ч в неделю на ученика). Интенсив внеурочной деятельности - это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного опыта. Содержание комплексной программы классного руководителя выстраивается исходя из особенностей класса, и должно учитывать комплексы классных мероприятий, годовой цикл общешкольных мероприятий по различным направлениям, участие в районных, краевых мероприятиях, в том числе с учетом региональных особенностей, ученическое самоуправление и детские общественные организации и объединения. Интеграция вышеназванных компонентов образовательной деятельности образует единую систему работы классного руководителя. Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

- овладеть учащимся знаниями об Усть-Лабинском районе, в котором проживают;

- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей; - формировать у обучающихся активную жизненную позицию; - формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

- изучать историю и культуру отечества и родного края;

-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории народов Кубани;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе; - развивать чувство сопричастности к окружающему; - развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы: 1) Принцип целостного подхода к развитию личности - в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности. 3) Принцип природосообразности - принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. 4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

5) Личностно - ориентированный подход - уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения

Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей, музей станицы ; наблюдения;
• экскурсии по станице; целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• работа над загадками;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей.

Предполагаемые формы организации внеурочной деятельности. Организации работы по программе в основном - коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и практические занятия (внеурочная, внешкольная).
Основные разделы (модули) программы могут быть представлены следующим образом: Модуль 1. Общекультурное направление (система классных часов). Модуль 2. Общеинтеллектуальное направление. Модуль 3. Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин. Модуль 4. Духовно- нравственное направление «Дорогою добра» Модуль 5 . Спортивно-оздоровительное направление «Здоровей-ка»
№ Наименование направлений внеурочной деятельности, Разделов (модулей), тем Всего часов Кол-во часов Ответственный 1.Общекультурное направление
Всего Аудиторные Внеаудиторные
34 21 13
1.1 Единый Всекубанский классный час «Год культуры-история Кубани в лицах»
1

1.2 «Знания, полученные сегодня, будут востребованы в жизни»
1

1.3 Классный час «Мы за здоровый образ жизни»

1
1.4 «Путешествие в страну любимых занятий»

1
1.5 «Что такое мое «Я» и знаю ли я себя?»
1

1.6 ПДД Улицы и движение в населенных пунктах
1

1.7 Здоровье человека и окружающая среда

1
1.8 «Хорошая учеба - это настоящий труд»
1

1.9 Классный час "Мы -за мирное детство!"
1

1.10 ПДД «Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
1

1.11 Классный час «День пожилого человека»
1

1.12 Единый Всекубанский классный час, посвященный Дню Матери

1
1.13 Классный час "День космонавтики".

1
1.14 «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

1
1.15 «Что такое сон?»
1

1.16 «Рациональное питание и здоровье»
1

1.17 ПДД «Основные понятия и термины ПДД»
1

1.18 Классный час: «Мама-самый близкий человек»
1

1.19 «Открой дверь в волшебный мир книги»

1
1.20 «Полезны ли полезные привычки?»

1
1.21 ПДД «Элементы улиц и дорог»

1
1.22 «Без привычек вредных жить на свете здорово»
1

1.23 Классный час "Семья и семейные традиции"

1

1.24 Классный час "Будьте добры".
1

1.25 Классный час «Как стать успешным?»
1

1.26 ПДД. Правила безопасности учащихся возле железной дороги».Правила поведения на водоемах в зимний период.
1

1.27 ПДД «От бытовой причины - к трагедии на дороге»
1

1.28 ПДД «Правила поведения учащихся на велосипеде и роликовых коньках»
1

1.29 «Люди существуют друг для друга»
1

1.30 «Как зависть душу разъедает?»
1

1.31 «Правила нашей безопасности» Классный час "Безопасная дорога в школу".

1
1.32 Классный час "В здоровом теле - здоровый дух! "

1
1.33 Единый Всекубанский классный час, посвященный Последнему звонку

1
1.34 Беседа на тему: «Вредные привычки»

1
2.Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели» Всего Аудиторные Внеаудиторные.
86 24 62
2.1 Подготовка и проведение осенних мероприятий 12 10 2
2.2 Подготовка и проведение зимних мероприятий 6 4 2
2.3 Подготовка и проведение весенних мероприятий 8 4 4
2.4 Подготовка и участие в районных и краевых конкурсах. 12 6 6
2.5 Экскурсии по городу Экскурсии в осенний парк. Экскурсии на старую крепость г.Усть-Лабинска 12
12
2.6 Экскурсии по краю г. Кореновск Посещение храма г. Кореновска 20
20
2.7 Посещение музеев, театров, кинотеатров. Экскурсии в музей школы. 16
16
3.Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин» Всего Аудиторные Внеаудиторн.
84 10 74
3.1 Подготовка органов самоуправления класса. Выбор органов самоуправления класса. Самоподготовка звеньев класса. Подготовка и организация сбора класса 8 4 4
3.2 Акция «Уроки для детей и родителей» 6
6
3.3 « Участие во Всероссийской профилактической акции «Внимание - дети!» 6
6
3.4 Участие в акции «Новый Закон на защите детства» 6
6
3.5 Участие в социальной акции «Ты не один на свете » 6 2 4
3.6 Планирование и участие в экологической акции «Чистые берега» 8 2 6
3.7 Подготовка и участие экологической акции «Мой школьный двор я в нём хозяин» 16
16
3.8 Проведение акции «Зелёная планета» 16 2 14
3.9 Акция « Жизнь дана на добрые дела» Помощь ветеранам. Поздравление с днём освобождения Кубани. 6
6
3.10 Акция «Посылка солдату». Помощь военнослужащим. 6
6
IV Духовно- нравственное направление «Дорогою добра» Всего 42 Аудиторн. 23 Внеаудиторн. 19
4.1 Акция «Школа против террора» Планирование акции «Школа против террора» 4 1 3 Повторим правила поведения при теракте, правилами эвакуации во время теракта. 4.2 Подготовка и защита проектов: «Роль моей семьи в основании г. Усть-Лабинска» 3 3

4.3. Вступление в ряды юных Жуковцев г. Кореновск Подготовка к вступлению в ряды юных Жуковцев. 3
3 Подбор материала, разучивание гимна 4.4 Работа движения юные Жуковцы 6 3 3
4.5 Всемирный день ребенка. Игра по станциям «Кубань - территория детского права». 5



Подготовка к игре по станциям «Кубань - территория детского права».

2 Посещение библиотеки КДЦ, для сбора информации
Проведение игры по станциям «Кубань - территория детского права».
2
Участие в игре
Анализ игры по станциям «Кубань - территория детского права».


1 Анализ мероприятия. Выставка рисунков о выполнении закона 15/39. 4.6 Игра по станциям «Закону № 15/39 - 5 лет. Знай и выполняй» 2 2

4.7 Встреча с ветеранами Проведение встреч с ветеранами 6 3 3 Участие во встрече с ветераном 4.8 Праздник «Масленица широкая» 4



Подготовка к празднику «Масленица широкая»

2 Подбор информации о празднике, изготовление чучела, приготовление блинов. Презентация.
Проведение праздника «Масленица широкая»
1
Участие в празднике
Анализ праздника «Масленица широкая»
1
Анализ праздника. Выставка рисунков. 4.9 Конкурс инсценированной песни «Служу России». 5



Подготовка к конкурсу инсценированной песни «Служу России».

3
Познакомятся со службой в Армии, научатся инсценировать песни и хоровому пению.
Проведение конкурса инсценированной песни «Служу России».
2
Участие в конкурсе. 4.10 Праздник «Мы победили в 45-м!». 4



Подготовка к празднику «Мы победили в 45-м!».Проведение праздника.
2 2 Подбор материала о Великой Отечественной войне, разучивание стихов. V Спортивно-оздоровительное направление «Здоровей-ка»
42 3 39
5.1 День здоровья. Акция «Спорт -альтернатива пагубным привычкам» 4
4
5.2 День здоровья. «Веселые старты». 6
6
5.3 Спортивные соревнования 24
24
5.4 Всемирный День здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!»
4
4 Участие в дне здоровья. 5.5. Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни» 1 1

5.6. День Здоровья «Мой товарищ спорт» 2 1 1
5.7 Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье". 1 1






Итого: 288 ч.


Планируемые результаты реализации программы В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный. Личностные включают в себя: - развитие интереса к изучению материала о малой родине; - действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо); - формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, станице; - формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); - формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; - формирование желаний выполнять действия; - использование фантазии, воображения при выполнении задания. Реализуется через знакомство детей с окружением - семья, дом, улицы, станица, природа. Метапредметные включают в себя: регулятивные - введение правил поведения в школе, на улице, в общественных местах; - разный вид деятельности: экскурсии, праздники, субботники, викторины, конкурсы, встречи. - разучивание игр на двигательную активность. Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях. познавательные - формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; - формирование знаний о современных профессиях; - формирование знаний об истории школы, станицы. Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц станицы, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи станицы, школы, к памятникам станицы, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок. коммуникативные - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать; - формирование умения слушать и вступать в диалог; - формирование умения в постановке вопросов; - умение строить устный рассказ; - формирование умений работать в парах, малых группах. Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе Краснодаре во время поездки, где они находятся, о современной жизни родной станицы, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка. Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первона­чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанно­сти; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме­рах); - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. - умение пользоваться картой (в определении границ края, круп­ных ее городов), рассказывать о родной станице, краевом центре; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края; - умение рассказывать о важнейших событиях в истории края, станицы; приводить примеры исторических и куль­турных памятников нашей станицы. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.


Ученик научится:

Личностные: самоопределение: - готовность и способность к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Нравственно- этическая ориентация: - уважительное отношение к иному мнению; - эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

Регулятивные: планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приемы решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество: - ставить вопросы: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество

планирование учебного сотрудничества: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнера высказывания.

управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина своей малой Родины и России. Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.


Формы контроля.


1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика
4. Праздники, викторины, конкурсы, встречи, соревнования

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
-оформление и защита портфолио;
-участие в конкурсах, выставках, праздниках, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях;
-разработка проектов.

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
  • Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  • Изучение самооценки личности младшего школьника;
  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  • Проектная методика «Автопортрет»;
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Социометрия;
  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Методические рекомендации

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе). Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Учебно - методическая литература для учителя

  1. Методики и тесты.

  2. Карта России, Краснодарского края.

  3. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия».

  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. «Я - гражданин России»

  5. Белоножкина О.В. «Инценированные классные часы в начальной школе»

  6. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах М.: «Школа-Пресс»




Согласовано Согласовано Протокол заседания Заместитель директора по УМР методического объединения ____________Е.Н.Сидоренко учителей начальных классов МАОУ СОШ№3 _______________ 2014 года от___________2014 года № ___________________

© 2010-2022