• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта к уроку русского языка на тему Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п], [д], [т] (2 класс)

Технологическая карта к уроку русского языка на тему Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п], [д], [т] (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока


Тема раздела: Звонкие и глухие согласные. Парные согласные звуки в конце слова.

№ п/п

Параметр

Описание

Учитель

Гриценко Маргарита Владимировна

Учебный предмет, класс

Русский язык, 2 класс

УМК

Развивающая система Л.В. Занкова

    Тема урока

    Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п], [д], [т].

      Тип урока

      Урок «открытия» нового знания

        Цель урока

        Создание условий для открытия способов проверки парных согласных звуков в конце слова.

          Задачи урока

          Образовательные

          Развивающие

          Воспитательные

          • Формировать умение обнаруживать орфограммы при письме;

          • Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы.

          Создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. • Воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь;


          • Воспитывать культуру поведения при различных формах организации работы на уроке.


            Планируемые результаты формирования УУД:

            Предметные результаты

            Личностные результаты

            Метапредметные результаты Способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки в проверочном и проверяемом словах.



            Содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной речи; находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи. Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



            План урока:

            1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - 1 мин.

            2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся - 6 мин.

            III.подготовка к введению темы урока. Постановка целей и задач урока - 4 мин.

            IV.Реализация поставленных целей и задач урока -15 мин.

            V. Динамическая пауза -1 мин.

            VI. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону -8 мин.

            VII. Подведение итогов -2 мин.

            VIII. Рефлексия - 2 мин.

            IX. Домашнее задание - 1 мин.




            Основные этапы и виды деятельности

            Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность ученика

            Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задачи: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Методы: словесные
            - Покажите свои умные глазки, ровные спинки. - Повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь кивком головы. - Прикройте глазки и мысленно скажите себе: «Я внимателен, хорошо думаю, сосредоточен и уверен в себе». - Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. - Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звонкого звука. - А сейчас сядут те, чье имя начинается с согласного глухого звука.

            Приветствуют гостей. Настраиваются на урок. Организуют свое рабочее место.
            II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Вспомнить ранее изученный материал о парных согласных звуках. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению ранее изученного материала. Задачи: Формировать умение полно и точно отвечать; Методы: Словесные, объяснительно-иллюстративные.
            Откройте тетради и запишите число. - Прочитайте запись на доске. Слаще всех плодов - плод честного труда. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек, который честно трудился, получает гораздо больше удовольствия от результата своего труда, чем тот человек, который ленился или схитрил на пути к результату.) - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. - Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока. (Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж, З, Д.) Учащиеся определяют первый маршрут: - Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: Б→В→Г→Ж→З →Д - Предположите, каким был второй маршрут? (Зайчик посетил дома с глухими парными согласными: П →Ф →К →Т →С →Ш) - Какие звонкие и глухие согласные составляют пары? - Соедините линиями парные согласные: б - п, в - ф, г - к, д - т, з - с, ж - ш
            Пишут в тетрадях, отвечают на вопросы, пытаются решить задачу известным способом.



















            Познавательные: вспоминают изученный материал. Коммуникативные: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого. Регулятивные: пользуются полученными ранее знаниями.
            III. Подготовка к введению темы урока. Постановка целей и задач урока. Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: узнать тему урока, сформулировать цели и задачи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию, в ходе решения которой дети узнают тему урока, поставят перед собой цели и задачи. Методы: Проблемная ситуация, словесные, иллюстративные. - Представьте, зайчик передал нам такое письмо: «Маргарита Владимировна, в школу не приду. Я заболел. У меня - гриб». (записка показывается на экране) Вы все поняли? Я не сразу! Что не понятно, что увидели? Почему я не смогла понять? (Объяснения детей, групповая работа по рядам) - Как вы думаете, почему так случилось? (Не знал правил орфографии) - Какое противоречие заметили? - Значение слова - болезнь, а написание - то, что едим, то, что растет в лесу. Произносится [п], нужно написать «пп», можно написать «б». Парные согласные звуки могут обозначаться на письме разными буквами. - Как вы думаете какая тема нашего урока? - Правильно, ребята. На уроке мы будем говорить о парных согласных звуках в конце слова. - Назовите проблему сегодняшнего урока. Какую задачу перед собой ставите? (Как правильно писать слова с парными согласными на конце слов?) - Как будем решать эту задачу? Как решили задачу со словом «гриб» в записке? (Я знаю, что болезнь пишется - «грипп». Я знаю, что парные согласные в конце слов пишутся по-разному. Надо выполнить задание, чтобы разобраться.) - Я вам предлагаю задание, которое поможет разобраться в проблеме, решить нашу задачу. Возьмите в руки карточки розового цвета. Работают в группах, определяют тему урока, проблему урока, задачу, план работы.
























            Предметные: вспоминают ранее изученный материал. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: самостоятельное выделение темы урока, формулировка задач.
            IV. Реализация поставленных целей и задач урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: усвоение и применение детьми данного способа действия для решения заданий. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать реализацию данного способа действия для решения поставленных задач. Методы: Словесные, объяснительно-иллюстративные, практическая работа, наблюдение, работа с учебником.





            За деревней - [лук], А на грядке - [лук], А на речке - [плот], А на груше - [плот]. - Обсудите в паре, какие буквы будут написаны на конце слов. Запишите стихотворение, заменяя звуки буквами. Что у вас получилось? Давайте запишем на доске (Открывается запись на доске, 3 человека записывают свои варианты). - Сравните. Получились разные варианты. Как удобнее записать результаты сравнения? (В таблицу) Возьмите в руки карточки жёлтого цвета (таблицы). - Какие слова будем сравнивать? - Луг - лук, плот - плод - Что значит сравнить? - Найти сходство и различие. - Предлагаю самостоятельно поработать в парах, заполнить таблицу. (После работы в парах появляется таблица на экране, 5 строка таблица пустая, заполняется коллективно, постепенно.)

            Признак Лук Луг Плот Плод Звук [к] [к] [т] [т] Буква к г т д Место в слове в конце в конце в конце в конце
            Ход рассуждения детей: В слове лук - слышится звук [к] и пишется буква ка. В слове луг - слышится звук [к], а пишется буква гэ. В слове плот - слышится звук [т] и пишется буква тэ. В слове плод - слышится звук [т], а пишется буква дэ. - Давайте произнесем все четыре слова. Сделайте вывод. - В конце всех слов слышим глухой парный согласный. - Такое явление в русском языке называется - оглушение. Когда происходит оглушение? (Когда парные согласные стоят в конце слов.) - Какая возникла проблема у вас, как у учеников? (Какую букву парного согласного писать в конце слова?) - Что нужно знать, чтобы правильно написать слова? (Правило.) - Что сейчас нам нужно сделать? (Сформулировать правило.) - Сравните своё правило с правилом, которое даётся на странице 17 учебника. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: год - го[ды], мороз - моро[зы], шарф - шар[фы], лес - ле[са].









            - Подумайте, для чего в общей таблице пятая строка? Признак Лук Луг Плот Плод Звук [к] [к] [т] [т] Буква к г т д Место в слове в конце в конце в конце в конце Провероч-ное слово луковый луга плотик плоды
            - Кто может доказать, почему в слове луг пишем букву гэ? - В слове луг пишем гэ, потому что есть слово луга. - Докажите правильность написания парных согласных в других словах. - Как вы думаете, как называются слова - доказательства. - Проверочные. - А как называются те слова, которые мы проверяли? - Проверяемые. - Посмотрите внимательно в таблицу и дайте определение, какие слова называются проверочными? - Слова, в которых после согласных стоят гласные, называются проверочными.




            Проводят исследование в парах: обсуждают возможные варианты решения поставленной задачи, записывают стихотворение в тетрадь.







            Рассуждают, строят рассуждения, оценивают выполнение каждой операции. Коммуникативные: сотрудничество, формировать умение слушать и понимать друг друга. Регулятивные: формировать осознание того, что уже усвоено, саморегуляция; Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.


            V. Динамическая пауза -Сейчас я буду называть вам слова. Если я называю слово, оканчивающееся на звонкий согласный звук, то вы хлопаете в ладоши, а если слово оканчивается на глухой согласный звук, то вы топаете ногами. Дуб, зуб, стол, мороз, слон, жар, цыплёнок, площадь, палец, голубой.
            Дети повторяют движения за учителем, проговаривая текст вслух. Личностные: стремятся к ЗОЖ VI. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: проверить свои умения правильно обозначать парные согласные звуки в конце слова. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать самостоятельную работу с целью проверки усвоения знаний по правильному выбору буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова. Методы: самостоятельная работа.
            -А сейчас вы сможете проверить свои умения правильно выбирать букву, обозначающую парный согласный звук в конце слова. Работаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета. - На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно. - Запишите в верхней части листа свои фамилии. Начинайте работать. I. Подбери к данным словам существительные в единственном числе. Голубь-голубиный, зубной, хлебный, дубовый, грибной, ястребиный. Подчеркни проверяемое слово синим цветом, а проверочное - зелёным. II. Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Зу.., ду.., гри.., су.., сте..ь, гардеро.., ястре.., стол.., сно… . III. Подбери и запиши 7 слов с парными согласными звуками в конце слова. В скобках пиши проверочные слова. Проверка. (На экране правильные ответы) - Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. - Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы!
            Выполняют задание в тетради самостоятельно, проверяют по эталону, организуют самостоятельную коррекционную работу. Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций. VII. Подведение итогов.


            Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. - Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.) - А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть слово, с парным согласным звуком в конце, и здесь же есть проверочное к нему слово) - Назовите эти слова. - Подведём итог урока. Вспомните, что мы учились делать сегодня на уроке русского языка? - Какой способ проверки парного согласного звука в конце слова мы узнали на уроке?
            Высказывают своё мнение, строят рассуждения, подводят итог. Личностные: самоопределение; проявление инициативы в познавательной деятельности. Коммуникативные: сотрудничество; Регулятивные: Саморегуляция. Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме. VIII. Рефлексия - Какую цель ставили в начале урока? - Достигли ли мы цели урока? - Ребята, зайчик оставил у нас свои мешочки! Один из них синий, другой красный. Сверните свою карточку с самостоятельной работой пополам. - Если на уроке вам было легко и интересно, опустите своё письмо в красный мешочек зайчика. Если испытывали трудности и было скучно, то - в синий. Оценивают свою деятельность на уроке.
            Регулятивные: оценивают свои знания и умения. Познавательные: находят причины затруднения. Коммуникативные: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого.
            IX. Домашнее задание. 1. синий мешочек: упр. 31, правило на с. 17. 2. красный мешочек: упр. 33, правило на с. 17.



            9


            © 2010-2022