- Преподавателю
- Начальные классы
- Анализ сказки П. Бажова Серебряное копытце
Анализ сказки П. Бажова Серебряное копытце
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федотова И.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка занятия для обучающихся 1-4 классов.
Тема: «Золотое сердечко»
Форма проведения: занятие-практикум
Цель: Развитие нравственных качеств у обучающихся через анализ сказки П.Бажова «Серебряное копытце».
Задачи: формирование у обучающихся универсальных учебных действий:
познавательные: раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело - один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро»;
личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям;
коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей;
регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль и коррекция поведения, инициативность и самостоятельность; адекватно оценивать свои поступки.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, рефлексия совместной деятельности, проблемное обучение.
Оборудование занятия: презентация, музыкальное сопровождение, фрагмент мультфильма «Серебряное копытце» по сказке П.Бажова.
Этапа занятия
Ход занятия Формирование УУД Подготовительный
Присоединение «Круг Добра»
Введение в тему Знакомство с рассказом «Золотое сердце»
Знакомство с темой
Работа в четвёрках
Цветовой диктант
Игра «Что в шкатулке?»
Физкультминутка «Солнце»
Тренинг
(развивающий) «Доброе дело»
Просмотр видеофрагмента из мультфильма.
Анализ просмотренного.
Итог занятия
Рефлексия Доброе утро, ребята. Я рада новой встрече с Вами на занятии по Истокам. Для начала, встанем в круг Добра, поприветствуем друг друга, подарим свою улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь за новыми знаниями. -Доброе утро, солнце! -Доброе утро, небо! -Доброе утро, всем нам! -Доброе утро, мир! -Что вы чувствовали, приветствуя друг друга? (тепло, любовь, дружбу, радость). -Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос: « Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?»
Золотое сердце. «В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой, любила пошалить и побегать. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце. Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Люди к ней тянулись самые разные. И для каждого находила она немного доброты и тепла, нужное слово, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям». - Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди? -Как вы, ребята, понимаете выражение «золотое сердце»? -А человеческое сердце какого цвета? Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого человека. И наоборот, про человека безжалостного, жестокого говорят: «У него каменное сердце». -А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите руку. Чувствуете, как оно бьётся? -Может ли оно сразу стать золотым? -Что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым? Об этом мы и поразмышляем сегодня на занятии. Тема нашего занятия «Золотое сердечко». Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии? (Попытаемся раскрыть смысл выражения «золотое сердечко», когда сердечко становится «золотым», будем говорить о добрых словах и добрых делах). Оно имеет 5 талантов. А что такое талант?
Талант - это дар, дарование, способности. Первый талант - доброе слово и дело. Второй талант - честное слово. Третий талант - слово о родителях. Четвертый талант - труд и подвиг. Пятый талант - святое слово. На занятиях курса «Истоки» мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком, вы определите сами.
Задание: составить пословицу из фраз и прочитать ее у доски. Индивидуальный этап: 1 мин.
Обсуждение в четверках: 2 мин. Учитель: Что объединяет эти пословицы, что у них общего? На листочках записаны слова из пословиц. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.
- Добра желаешь, добро и делай.
- Добро поощряй, а зло порицай.
- Доброе дело само себя хвалит.
- С добрым словом жить в радости.
- От доброго дерева - добрый плод.
- Доброе слово дарит доброе тепло.
-Что объединяет эти пословицы, что у них общего? Мы поговорим о первом таланте «Золотого сердечка»- добром слове и добром деле. Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. - Скажите, что видите, слышите и чувствуете при слове «добро»? (солнце, мама, любовь, друг, улыбка, радуга и т. д.). Раскрасьте эти добрые слова тем цветом, с которым они у вас ассоциируются. То же самое проделайте и с плохими, сердитыми словами (ненависть, злоба, недруг, ложь, грубость, и т. д.). Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему?
Первый шаг к доброте - это доброе слово, или волшебное слово. Перед вами волшебная шкатулка. В ней находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Это волшебные слова. - Какие добрые слова вы знаете? - Отчего зависит сила волшебных слов? ( Дети отвечают) Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Добрые слова, сказанные от чистого сердца, порадуют человека, и у него станет приятней, радостней и легче на душе. - Научиться по-настоящему быть добрым легко или трудно? Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. - Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? Выберите слова: ( милосердный, сердитый, добродушный, плохой, благодушный, скверный, добросердечный, гуманный, злой, человечный, душевный, жалостливый, жестокий, отзывчивый, достойный уважения, душевный, злобный, дурной). -Продолжите фразу, используя данные слова: «Добрый человек - это тот, который…». - А теперь оцените себя, выбрав эти качества? Посмотрите на себя со стороны? Какой я? - Какие из этих слов не подходят для характеристики доброго человека? А теперь встанем возле стульчиков, приготовим наши ручки. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. Человек сорвал цветок. Жизнь цветка оборвалась. Это добро или зло? Человек посадил яблоню. Дерево выросло и принесло плоды. Это добро или зло? - Какие добрые дела вы можете сделать в классе? (Полить цветы, помочь одноклассникам, пропустить вперед девочек…) - Дома? (Помогать родителям, соседям…) - На улице? (Перевести стариков через дорогу…) - В транспорте? (Уступить место старшим…) - На природе? (Любить и беречь природу…)
Помните: Зло разрушает жизнь. Добрые дела сохраняют жизнь, продолжают ее, помогают жить в любви и согласии с людьми, окружающим миром. Совершить доброе дело - маленькое приятное чудо. - Так что же такое добро? Добро- 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 2. Имущество, вещи (разг.). Накопить добра. - Какое добро важнее для человека: материальное - деньги, богатство или добро как нечто полезное и хорошее? -А поможет разобраться в этом сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце». (текст читает учитель стр. 58 Азбука истоков) - Как вы думаете, увидела Дарёнка Серебряное копытце? А вот что произошло дальше, вы узнаете из фрагмента мультфильма. - Почему же Дарёнке и Коковане так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите правильный ответ:
- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
- герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.
На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь.
Коммуникативные УУД Умение слушать и слышать, сотрудничать
Коммуникативные УУД Участие в продуктивном диалоге. Монологические высказывания разного типа.
Регулятивные УУД Целеполагание - соотнесение того, что уже известно обучающимся и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные УУД Умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, учиться работать в группах.
Регулятивные УУД Управлять своей деятельностью, контроль и коррекция поведения, инициативность и самостоятельность.
Регулятивные УУД Развитие воображения.
Познавательные УУД Раскрыть смысл выражения «золотое сердечко».
Познавательные УУД Познакомить с одним из пяти талантов «золотого сердечка».
Регулятивные УУД Анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Личностные УУД Вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки.
Коммуникативные УУД Воспитание гуманности: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия.
Познавательные УУД Наполнить социокультурным содержанием слово «добро».
Регулятивные УУД Адекватно оценивать свои поступки.
Коммуникативные УУД Способность к состраданию, сопереживанию, доброжелательности.
Личностные УУД Воспитывать вежливость, внимание, уважение.
Регулятивные УУД Развитие навыков рефлексивных действий.
Используемая литература:
- Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина.
- Бандяк О. А., Синицына В. Н., Кузьмин И. А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. - Т. 1. - М.: TBS, 2001.
- Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие.
- О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка.