Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1 класс разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе учебно-методического комплекта «Школа России».
Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.



Учебно- методический комплект: Для реализации целей и задач обучения «Литературному чтению» по данной программе используется УМК «Школа России» издательство «Просвещение»: - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская «Литературное чтение» 1 класс. Учебник в 2 ч. 2011г. - Л.Ф.Климанова. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2013 г. - С.В. Анащенкова, М.А.Бантова «Сборник рабочих программ» «Школа России» 2011г. - Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий Литературное чтение». Электронное приложение к учебнику.

Место предмета в учебном плане В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и

интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само- познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует

формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускни­ками

начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

1 класс

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д..

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.


1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Работать в паре.






Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

1 класс

 воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

 осмысленно, правильно читать целыми словами;

 отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

 подробно пересказывать текст;

 составлять устный рассказ по картинке;

 заучивать наизусть небольшие стихотворения;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 различать рассказ и стихотворение

Учебно - тематическое планирование

по литературному чтению 1 класс



Тема урока

Тип урока

Количество часов

Дата

проведения

план

факт

1.

Знакомство с учебником. Система условных обозначений

вводный

1 ч



2.

В.Данько «Загадочные буквы».

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

комбинированный

1 ч.


3.

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

комбинированный

1ч.


4.

Г.Сапкир «Про медведя»

комбинированный

1ч.



5.

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

комбинированный

1 ч.



6.

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

С.Маршак «Автобус №26»

комбинированный

1ч.



7.

Из старинных книг. Разноцветные

страницы.

урок- игра

1ч.



8.

Творческая работа: волшебные превращения

урок творчества

1 ч.



9.

Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

обобщающий

1 ч.



10.

Русская народная сказка «Теремок»

урок-инсценировка

1ч.



11.

Русская народная сказка «Рукавичка»

комбинированный

1ч.



12.

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

урок- игра

1ч.



13.

Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

комбинированный

1ч.



14.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

комбинированный

1ч.



15.

Русская народная сказка «Петух и собака»

комбинированный

1ч.



16.

К.Ушинский «Гусь и Журавль»

Л.Толстой «Зайцы и лягушки».

комбинированный


1ч.



17.

Разноцветные страницы. Викторина по сказкам.

комбинированный

1 ч.



18.

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Блещеев «Травка зеленеет..»

комбинированный

1ч.



19.

А.Майков «Весна»

Т Белозёров «Подснежники»

комбинированный

1ч.



20.

С.Маршак «Апрель»

И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».

комбинированный

1ч.



21.

Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки»

комбинированный

1ч.



22.

Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.

комбинированный

1ч.



23.

Проект «Составляем сборник загадок»

урок- творчества

1 ч.



24.

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я.Тайц «Волк»

урок ознакомления с новым материалом

1ч.



25.

Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

комбинированный

1ч.



26.

К.Чуковский Федотка»

О.Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук»

комбинированный

1ч.



27.

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

комбинированный

1ч.



28.

К.Чуковский «Телефон»

комбинированный

1ч.



29.

М.Пляцковский «Помощник».

комбинированный

1ч.



30.

Из старинных книг. К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

комбинированный

1ч.



31

Разноцветные страницы. Викторина.

комбинированный

1 ч.



32.

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

комбинированный

1ч.



33.

В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

комбинированный

1ч.



34.

И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

В Орлов «Если дружбой…»

комбинированный

1ч.



35.

Я.Аким «Моя родня»

А.Барто «Вот так защитник!»

комбинированный

1ч.



36.

С.Маршак «Хороший день»

урок- игра

1ч.



37.

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу»

комбинированный

1 ч.



38.

Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка»

комбинированный

1ч.



39.

Разноцветные страницы.

комбинированный

1 ч.



40.

Проект «Наш класс - дружная семья»

урок- творчества

1 ч.



41.

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

комбинированный

1ч.



42.

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

комбинированный

1ч.



43.

И.Токмакова «Купите собаку»

комбинированный

1 ч.



44.

М Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г.Сапгир «Кошка»

комбинированный

1ч.



45.

В.Берестов «Лягушата»

комбинированный

1 ч.



46.

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж»

комбинированный

1ч.



47.

Н.Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.

С.Аскаков «Гнездо»

обобщающий

1ч.



48.

Разноцветные страницы.

обобщающий

1 ч.



5

© 2010-2022