Технологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквах

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План - конспект урока русского языка в 3 классе

(по ФГОС) Автор: учитель начальных классов МАОУ «Лицей №3» г. Перми Богомягкова Н.А. Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой - урок. Результатом современного урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Тема: Понятие об удвоенных согласных буквах. Тип урока: Открытие новых знаний. Цель: Развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Планируемые результаты: Обучающиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне; правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; оценивать себя и своих товарищей.
Задачи:

УУД:

предметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

формирование знаний о правописании удвоенных согласных в корне слова,

умений правильно переносить слова с данной орфограммой

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе

умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации

умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться на страницах учебника;
находить ответы на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь учащихся; развивать логическое, пространственное мышление, воображение, смекалку.

Развивать механическую, эмоциональную и зрительную память, развивать познавательную активность.

Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции.

Развивать навык самооценки.

Воспитательные:

Воспитание активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;

Воспитывать уважение к товарищам;

Воспитывать интерес к предмету.

Коррекционные:

Корректировать устную речь учащихся.

Здоровьесберегающие:

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность;

Вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Методы обучения:
Проблемный;

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Словесно-логический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная;

Индивидуальная.

Оборудование:
Для учителя: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, учебник, запись на доске, карточки слов с безударными гласными в корне проверяемые ударением и непроверяемые ударением (словарные слова).

Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданиями, учебник русского языка, словари. Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития мышления, технология оценивания образовательных достижений, наглядность, иллюстрации, учебник «Русского языка» для 3-го класса Р.Н. Бунеева, карточки с заданиями.



Этап Содержание этапа УУД Действия учащихся Действия учителя
I.Организационный.

-Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Мы хорошие ребята,
Мы весёлый дружный класс,
Всё получится у нас.

Личностные результаты Самоопределение; смыслообразование Коммуникативные УУД Планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Самоконтроль - проверка готовности к уроку. Создает благоприятную атмосферу.

ΙI. Актуализация знаний.

Чистописание.

1.-Прочитайте буквосочетания:

ЖК, НН, ДК, КК, СК, ЛЛ, СС, ЗД, ЖЖ, ВС, ПП, ТР, РР

- Слоги ли это?

- Почему?

(Учитель показывает правильность написания букв и соединений на доске)

-Спишите эти буквосочетания.

(Учитель напоминает о правильной осанке во время письма.)

- Помните, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма. 2.Орфографическая минутка

На экране запись:

Весноймашагуляетпопрекраснойаллее.

- Можно ли назвать данную запись предложением? - Почему? Что нужно сделать?

- Что такое аллея? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?

- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).

-Выпишите это слово. (Аллея,…………… Познавательные УУД

Анализировать объекты, выбирать критерии для сравнения, и классификации объектов.

Регулятивные УУД

Самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы;

работа по образцу.
Оформляют работу в тетради. Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока Комментирует и уточняет задание.

III.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы отгадаем все загадки, а отгадки запишем в тетрадь после слова аллея и выделим орфограммы. - По долинам, по дорогам, Мчит широкая дорога. И она, как знают, все Называется……. (шоссе) - Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлялся, охрип. У меня, наверно... (грипп)

Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас…(антенна)

- Оцените свою работу и сравните с написание слов на слайде. Все ли правильно написали слова (нет, были ошибки).

- Посмотрите на эти слова, что их объединяет?

- Как вы думаете, по какой теме мы будем сегодня работать? (орфограмма удвоенные согласные) - Напишите на листе фломастером те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? (лл сс пп нн)

- Вернемся к чистописанию. Как выдумаете, какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными. - Что такое удвоенная буква согласного? (Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом.)

  • Значит, вам понятно, что означает слово двойные? Подберем однокоренные слова. (два, двойка, удвоенные, удвоить).

- Как могут произноситься в словах двойные согласные? (Долго и как один звук).

- Какие слова с двойными согласными будут опасными? (Слова, в которых двойные согласные слышатся как один звук.)

-Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

( Научиться находить слова с удвоенными

(двойными) согласными в корне слова, в тексте; научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне; выучить правило переноса данных слов). Познавательные УУД Выделять существенную информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыт. Регулятивные УУД Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок. Организует обсуждение. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Настраивает учеников на учебный процесс.

IV. Открытие новых знаний.
1.Проблемный вопрос: можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? (Дети высказывают предположения.) Аппетит, вожжи, касса, грипп, дрожжи, ссора, можжевельник, перрон, сумма. - Прочитайте слова. Попробуем подобрать проверочные слова к словам касса, сумма. - Что можно сказать? (Проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно.) Сделайте вывод. (Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.) Знакомство с правилом на странице учебника. Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного.

  • Значение каких слов вам неизвестно?

  • Обратимся к словарю В.Даля.

(Вожжи - часть упряжи, состоящая из длинного ремня, служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. Дрожжи группа одноклеточных грибов. Можжевельник - кустарник. Эффект -результат действия кого либо.) 2. Проблемный вопрос: в какой части слова находится удвоенная буква согласного? - Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Подобрать однокоренные слова.) - Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете? (Классный, одноклассники.) -В какой части слова находится удвоенная буква сс? (В корне.) Упр. 58. Ученики самостоятельно находят однокоренные слова. Результаты поиска записываются с комментированием. Образец записи: Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша. -Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.) 3.Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного. - Прочитайте правило на с. 58. - Что нового из него вы узнали? (Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.) - Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного? (Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.) - Всегда ли можно так переносить слова? (Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.) - Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него? (Почему нельзя слово ссора переносить).

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей..

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

установление причинно-следственных связей

Коммуникативные:

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

Личностные результаты:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.


Отвечают на вопросы, проводя коррекцию своих знаний. Выполняют задания в соответствии с поставленной целью. Представляет теоретический материал, оказывает индивидуальную помощь учащимся и выполняет контроль за точность выполнения заданий.

V. Развитие умений - применение знания. 1.Диктант «Плюс - минус».

Слово ты перенеси,

"Плюс" поставить поспеши,

А не сможешь, так и знай,

"Минус" ставь и не зевай. Группа, грамм, пассажир, кросс, тонна, масса, балл, теннис. Учителем заранее сделана запись: + - + - + + - + Ученики сравнивают свою запись с записью на доске.

3. Используя слова данных строчек составьте предложения.

преград знает Не русский солдат

добра до Ссора не доводит

-Как называются такие предложения?

-К чему относятся пословицы? (к малым фольклорным жанрам русского народного творчества)

-Назови слова с двойными согласными?

-Как вы понимаете смыл пословиц? Спишите, запомните. 3. -Удвоенные согласные встречаются и в именах людей. -Отгадайте ребусы и запишите слова в тетради (Приложение 1)

4.На доске запись:

Я сегодня всем наврал - от стыда алею.

Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

- Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты наврал? ( Признаться и извиниться, больше так не делать)

- Есть ошибка здесь иль нет?

Дайте правильный ответ.

- Спишите предложения в тетрадь, обозначьте орфограммы.

Регулятивные УУД

Планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей

и условиями ее реализации.

Обнаруживать отклонения

от эталона.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Развивать умения выказывать своё мнение.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий.























Предлагает задания, в которых тренируется использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. VI.Физкультминутка

Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона,

Что больше центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл

Не придет на школьный бал.

Радиоволна идет сквозь стену,

Мы ее поймаем на антенну.

Если пьете в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под елкой гриб, Чем получить ангину или грипп.

Личностные результаты

Формирование нравственно-эстетических ценностей.

Выполняют упражнение для релаксации

Организация психофизической тренировки


VI. Самостоятельная работа.

  • Предлагаю разноуровневые задания.

- Выберите из двух работ ту, которая вам по силам, по вашим возможностям. (Приложение 2)

Рефлексия выполненной работы: (1-2 ученика)

- Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания?

-Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Познавательные УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

Планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей

и условиями ее реализации.


Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, определяют способы действий, осуществляют их самопроверку.

Организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

VII. Итог урока.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились! Использование метода пяти пальцев: - М(мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил? - Б(безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? - С(средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа? - У(указательный) - услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал? - Б(большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные УУД

Выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные результаты

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные УУД

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Сравнивают результаты своей деятельности с предполагаемым результатом. Оценивают свои достижения одним предложением, предложенным учителем.

Предлагает подвести итоги в виде рефлексии. Анализирует и оценивает успешность достижения целей, определяет работу с теми, кто имеет затруднения. VIII.Домашнее задание

Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика"). (Читает подготовленный уч-ся.) (Приложение 3)
-Напишите слова - названия городов, рек, имена сказочных героев, в которых есть орфограмма удвоенная согласная.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД

Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


Записывают задание на дом, задают вопросы. Проводит разбор домашнего задания, дает конструктивные объяснения.















Приложение 1.

А Технологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквах А КИРИТехнологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквах

АТехнологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквах А ГЕТехнологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквах АДИЙ

ИТехнологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквахА

ЖАТехнологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквахА





Приложение 2

Карточка №2 (базовый уровень)

Прочитай текст.

Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Подчеркни орфограммы. Запомни, как они пишутся.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Антон собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Катя играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии - это её мир. А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

Карточка №3 (повышенный уровень)

Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек?

Спиши, подчеркни удвоенные согласные.

Выполняй задание в карточке.

1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .

2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .

3. По широкому …………мчались машины.

4. Тенистая ……………………….. привела нас к домику с …………………. .

5. Осенью вся наша семья болела ………… .

6. ……………………… туристов из …………………………… побывала на Красной площади.

7. ……………………….. стояли на перроне вокзала.

шасси

класс

шоссе

коллектив

аллея

Одесса

группа

терраса

грипп

пассажиры

Приложение 3

Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика").

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку". Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!















Список литературы

1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс]

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли : пособие для учителя. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс]

4. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания

достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и

после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

5. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго

поколения [электронный ресурс] // profistart.ru/ps/blog/35203.html

6. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс]

// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomuuroku-v-usloviyah

7. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс]

// sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf

15

© 2010-2022