- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. »
Проект урока по теме: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яруллина Е.Г. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Курсы «Теория и методика преподавания в условиях введения ФГОС»
(сроки с 03.06по 22.06 .2013 г.)
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме: « Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л. »
Выполнил учитель начальных классов
ОУ № 27 Сормовского района
ФИО Абрамова Елена Мирославовна
Квалификационная категория ______1______
Стаж работы учителем начальных классов 21 год
Н.Новгород
2013 год
Проект урока
-
Учебный предмет Обучение грамоте
-
УМК « Школа России»
-
Тема урока «Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л.»
-
Тип урока: объяснение нового материала
-
Задачи урока
- формировать умение давать характеристику звукам; - устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов; - выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой; - записывать слова с изученными печатными буквами; - читать прямые и обратные слоги;
-
Цели урока
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [л], [л'] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л'] буквой л.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие: - воспитывать любовь и интерес к миру животных; - воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга; - воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
-
Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
дети познакомятся с новым звуком, буквой, научатся читать слоги, слова с буквой Л, л.
-
Оборудование
интерактивная доска, картинки с изображением животных, схемы слов (для индивидуальной и групповой работы), карточки [ + ] и [ - ], книги для чтения, таблица с алгоритмом работы на уроке.
-
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
умение выделять звуки в словах, классификация звуков, написание изученных букв, умение читать
-
Этапы урока и хронометраж
1. Мотивация. 2
2. Актуализация знаний. 2
3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы. 5
4. Работа по теме урока. 10
5. Физкультминутка. 2
6. Закрепление. Применение знаний на практике. 10
7. Итог. 2
8. Рефлексия. 2
-
Самоанализ урока
Данный урок представлен по ходу изучения темы «Звук - буква» курса обучение грамоте в 1 классе по программе «Школа России». Тема рассчитана на два урока. Урок изучения нового звука и буквы - это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания. Для формирования мотивации используются различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Следует отметить, что воспитательные цели полностью достигнуты на уроке. На уроке я стараюсь воспитывать в детях любовь к ближнему и окружающему миру. Так же на уроке уделяю внимание здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведены физкультминутки. На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, независимо от их знаний и умений, больше внимания уделяла детям которые стесняются работать на уроке. Учитель выступает в роли пассивного руководителя, предоставляя возможность общения между детьми. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом. При этом усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, развитие речи у учеников. Заключительный этап урока - рефлексия. Вся деятельность учащихся на протяжении урока была оценена самими учениками: они оценивали друг друга, высказывали своё согласие или не согласие, доказывали правильность оценивания. Все оценивание проводится в знаковой системе. Ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке им это нравиться.
Выводы:
- Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе. На уроке четко прослеживается развитие УУД.
- Показателем выполнения всех задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.
- Урок цели своей достиг. Дети остались очень довольны.
Прослеживается деференцированый подход в обучении.
-
1)Личностные УУД:
-
- внутренняя позиция школьника;
-
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
-
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
-
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-
2)Познавательные УУД:
-
Общеучебные универсальные действия:
-
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
Универсальные логические действия:
-
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
-
3)Коммуникативные УУД:
-
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
-
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
-
4) Регулятивные УУД:
-
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-
- коррекция;
-
- оценка.
Литература
Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Издательство: Омега-Пресс, 2008.
numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei
Александрова О.Н « Весёлая азбука про зверят».
«Азбука в картинках и стихах»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
- Мотивация.
2.Актуализация знаний.
3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!
Сейчас я расскажу вам одну историю.
Жила - была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло незабываемое приключение. Она попала в необычную страну - Страну Чудес. В этой стране она встретила много разных невиданных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу - Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других жителей. А ещё в этой стране с ней происходили разные превращения.
Кто из вас знает. Как звали эту девочку?
Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес.
Ребята! С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Какие звуки на письме обозначаются данной буквой? Дайте характеристику этих звуков. Молодцы!
- А сейчас мы будем отгадывать загадки.
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л'] из слов - отгадок.
Учитель читает загадки.
1.Он из леса вышел снова:
Не олень, и не корова.
Тяжелы рога по весу.
Ходит важно он по лесу.
Там хозяин он! Не гость!
Ну, конечно, это - лось.
2.У меня большая грива,
сильные копытца.
Прокачу того игриво,
кто не побоится.
Моя шёрстка гладка.
Кто же я? (лошадка)
Произнесём хором слова - лось, лошадь.
- Что общего в этих словах?
- Какой звук стоит в начале этих слов?
1. Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый - ох, краса!
А зовут её - лиса.
2. Убегайте поскорей!
Ходит, рыщет царь зверей!
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет.
И рычит, как на распев -
Это храбрый, сильный - лев.
Произнесём хором слова - лиса, лев.
- Что общего в этих словах?
- Какой звук стоит в начале этих слов?
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л'], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.
- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?
Сегодня на уроке:
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Что мы для этого будем делать?
Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.
2. Будем работать со схемами слов.
3. Будем составлять схемы слов и записывать эти слова.
4. Будем читать слоги.
5. Будем читать слова и предложения.
Каждый пункт плана обозначаем знаком - символом и вывешиваем на доску.
-Ребята. А для чего мы всё это будем делать?
Дети слушают.
Прозвучали разные имена
Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты.
Дети отвечают
буквой Т,звуки [т], [т']
Дети называют слова - отгадки.
лось
Картинка - лось.
Лошадь
Картинка - лошадь.
твёрдый л
лиса
Картинка - лиса.
лев
Картинка - лев
мягкий л
Л
Дети высказывают свои мнения.
дети сами пытаются сформулировать тему урока
Тема урока: Звуки [л], [л'], буквы Л, л.
Дети видят знаки - символы и сами могут называть этапы урока.
Дети отвечают.
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Выбор оснований и критериев для сравнения.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Познавательные:
Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.
Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Работа по теме урока.
5. Физминутка.
6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.
7. Итог урока.
Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л'] можно обозначить буквами - Л, л. Посмотрите, как они выглядят (печатные буквы: заглавная и маленькая.) На что они похожи?
Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так.
Показ на интерактивной доске. [л ], [л'].
Характеристика звуков. Мы сказали, что в словах лось и лошадь первый звук - ?
Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л].
Какой он?
Гласный или согласный?
Мягкий или твёрдый?
Звонкий или глухой? (схема на доске)
В словах лиса и лев первый звук - ?
Теперь давайте дадим характеристику звуку [л'].
Какой он? (схема на доске)
Чем отличаются эти звуки? Чем они похожи?
Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа.
ЛОСИ ЛИСА ЗОЛУШКА
ЛЕВ КОЛЬЦО ЛИСТ
Работа в парах.
- Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и на доске), лоси (составляют на парте и на доске).
Сравнить по образцу и оценить свою работу.
Знак + : всё без ошибок
Знак - : есть ошибки
Схемы остаются перед глазами.
Скажите, а что нужно, чтобы записать эти слова? Работа в тетрадях.
Запишем печатными буквами слово лиса.
Какой первый звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим?
Какой второй звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? и т. д.
А теперь самостоятельно запишите слово - лоси.
Учитель проводит музыкальную физминутку.
А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем - как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.
Задание - составить из слогов слово - получается слово Алиса (слоги в разнобой прикреплены на доске ли-са-а)
Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показываю книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.
Имя Алиса начинается с заглавной буквы А.
А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать? Почему? Какие ещё слова мы будем писать с заглавной буквы?
Я сейчас прочитаю текст. Вы должны узнать, из какой сказки этот отрывок?
Эта сказка называется «Тараканище». А написал её К. И. Чуковский (показать книгу). Эта сказка про животных. Кто её читал?
Назовите главного героя этой сказки
Беседа про животных. А какие животные живут у вас дома? Как назвать группу этих животных? А какие животные названы в сказке?
Животных нужно любить. Не только домашних, но и диких.
Что обозначают слова?
щеголиха - (яркая, модная, любит щеголять нарядами)
лихо - (живо, быстро)
кубарем - (кувырком)
Что выделено в словах жирным шрифтом? Буква л.
Давайте ещё раз прочитаем текст. Читайте его внимательно, так как после прочтения вы должны будете назвать слова с буквой л.
В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему?
В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ? Назовите эти слова. Почему?
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Ребята, давайте сделаем вывод. Чем похожи и чем отличаются звуки [л] и [л']. ? А какой буквой их можно обозначить на письме?
Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.
Один мягкий, другой - твёрдый.
Они согласные, они звонкие.
Дети отвечают по алгоритму.
Работа в парах.
Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают знаки + и -.
Нужны буквы.
Схемы не убирают. Открывают тетради.
Дети пишут слово - лиса. Делят слово на слоги. Ставят ударение.
Самостоятельно пишут слово лоси.
Проверяют друг друга.
Взаимопроверка: (знаки +, - или ?)
Один ученик на интерактивной доске составляет слово - Алиса.
Дети отвечают на вопросы
Высказывают своё мнение.
Читают хором.
Читают индивидуально.
Высказывают своё мнение.
Чтение текста хорошо читающими учениками.
Называют все слова.
Называют слова с твёрдым звуком.
Называют слова с мягким звуком.
Ответы детей.
Дети отвечают на вопросы и делают вывод.
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.
Регулятивные:
Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Познавательные:
Синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.
Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Поиск и выделение необходимой информации из текста.
Формирование умения делать выводы.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
8. Рефлексия.
-Что было трудно? Что легко?
-Какие задания показались наиболее интересными?
Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак +
Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак -
Спасибо за активную работу на уроке.
Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.
Личностные:
формирование границ собственного знания и «незнания».
Бланк для оценки урока № 1
Ф.И.О. учителя: Абрамова Елена Мирославовна
Класс: 1 Учебный предмет: Обучение грамоте Дата:
Тема урока: «Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л.»
Параметры оценки
Балл
Самооценка учителя
Оценка преподавателя
1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся
3
2. Реализация компетентностного подхода
3
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий
3
4. Развивающая направленность заданий
4
5. Структура урока и логика его построения
3
6. Формы организации деятельности учащихся
3
7. Методы обучения и методические приемы
3
8. Соответствие наглядности требованиям ФГОС НОО
2
9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
3
10. Организация оперативной обратной связи
3
11. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей
4
12. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
4
13. Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3
14. Формирование личностных УУД
4
15.Формирование познавательных УУД
4
16. Формирование регулятивных УУД
3
17. Формирование коммуникативных УУД
4
18. Психологический климат урока
5