- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте на тему Согласные звуки [к] и [к], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К
Урок обучения грамоте на тему Согласные звуки [к] и [к], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юрганова Г.А. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема: Согласные звуки [к], [к'], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Цель урока: познакомить с новыми согласными звуками [к], [к'] и буквой «к». Задачи: Обучающие: - научить выделять звуки [к], [к'] в словах, соотносить данные звуки с буквой к; познакомить с понятием «парные согласные звуки». - формировать умение выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой; - формировать умение анализировать текст. Развивающие:
- развивать память, мышление, внимание, речь.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к живым существам.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальные, практические, наглядные, словесные
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
1. Работа над изученным материалом. - Какие буквы согласных звуков мы изучили? Назовите их. Сколько их? - Какие гласные указывают на твёрдость согласного? На мягкость?
Задание: (3 человека у доски) Распределите на группы звуки по кружочкам (черный (глухой согласный), желтый (звонкий согласный), красный (гласный)). Объясните свой выбор. 2. Составление плана урока. - Мы уже знаем много букв и даже умеем читать. Давайте посмотрим «Букварь» на с. 52-53 и спланируем нашу сегодняшнюю деятельность на уроке. - Что нового будет сегодня на уроке? План (примерный)
-
Работа с рисунками.
-
Выделение звуков в слове.
-
Знакомство с новой буквой.
-
Чтение слогов и слов.
-
Составление схем слов.
-
Работа с текстом.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
ФИЗМИНУТКА
ФИЗМИНУТКА
1. Просмотр мультфильма.
- Предлагаю отправиться в «кинотеатр» и посмотреть мультфильм, а затем ответить на вопрос: Кто герои этого мультфильма? (5 минут)
( Отредактированный просмотр мультфильма «Кит и кот»)
- Так кто же герои этого мультфильма? (кот и кит)
- В чем загадка мультфильма?
2. Работа в «Букваре».
- Посмотрите в «Букварь» на с. 52. Найдите на ней изображение кота и кита.
- Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Это - звери. Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба.)
- Назовите слова, которые называют эти предметы? ( кот, кит)
- В чем разница в этих словах? ( о, и)
3. Работа в тетради для печатания.
- Составим схемы слов кот и кит. (1 ученик работает у доски) 1) Выделение звуков [к], [к']. Составление схемы слов.
__________ _________
К О Т К И Т
- Произнесем слово кот. - Сколько в слове гласных? - Значит, сколько в слове слогов? - Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, твердый, синий) - Почему согласный? - Второй звук? Каким цветом? - Третий звук? - Ставить ударение нужно? - Послушайте и произнесите сами слово кит. - Сколько в слове гласных? - Значит, сколько в слове слогов?
- Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, мягкий, зеленый) - Почему согласный? - Второй звук? Каким цветом? - Третий звук? - Ставить ударение нужно? - А какие новые звуки в этих словах вы услышали? ([к], [к']) - Дайте характеристику этому звуку. Какую шапочку ему наденем? Какие башмачки?
2) Обозначение звука буквой.
- Какую букву обозначает этот звук? (К)
- Посмотрите на букву в учебнике и на доске.
- На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?
- Сравните печатную и письменную буквы К. Что напоминает буква К?
Кузнец стоит, Как буква К. Сноп искр летит До потолка. (В. Степанов)
- У вас на столе есть эта буква, напечатайте внутри буквы К. А теперь поднимите и покажите, что у вас получилось. (Дети показывают)
- Вернемся к схемам. Давайте напечатаем эти слова под схемами.
(2 ученика работают у доски)
- В чем разница у этих слов? (гласные - о, и)
- А еще? ( [к] - твердый, [к'] - мягкий)
- Пишем одинаковые буквы, а произносятся они по разному!
- Подведем первый итог нашего урока.
- С какими звуками мы сейчас познакомились?
- Дайте им характеристику.
- Какую букву они обозначают? (К)
4. Работа с учебником. - Посмотрите в окно. Что изменилось в природе? - Найдите слова, в которых есть звук (К). - Посмотрите на небо. Что вы видите? (облаКа) - А на земле? (снег)
- На листочках напечатайте слово СНЕГ (учитель читает неразборчиво). Покажите. (учитель вызывает к доске 2-х учеников, у которых разные написания). Проблема: - Кто прав? - Ребята почему так получилось? ( они почти одинаково звучат) - А какая разница в звучании? ( один звучит глухо, другой - звонко) Проверим. - Как бы вы назвали звуки, у которых есть пара? (Если дети испытывают затруднения: «В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой - глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах при произношении».) - Вернёмся на страницу «Букваря» и посмотрим на схемы-«человечков». Сравнение звуков [к], [к'] со звуками [г], [г']. - Что общего между ними, что разного? А почему они стоят вместе? - Подведем второй итог урока: - Согласные звуки могут быть еще какими? (парными по глухости и звонкости)
- А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ 5. Игра «Услышь звук».
- Я вам буду называть слова. Если в слове вы услышите первый звук глухой, то вы показываете чёрный кружок, а если звонкий, то - желтый кружок.
Каша, гром, ком, кума, гарнир, глина, нога, рука.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре».
- Обращаю ваше внимание на наш план.
- Как вы думаете, какая работа нас ждёт? (мы будем читать) 1) Чтение слогов. - Посмотрите на с. 52. - Сравните произношение звуков в каждом слоге. - Как мы их слышим? ( четко) - Что интересного во втором столбике? (начинаются с гласного) - А здесь как слышим? ( нечетко) - Почему? - Что будем читать под картинками? (слова, 1 и 2 столбик) (Работа над лексическим значением каждого слова, многозначность слов) 1-й столбик:
- Прочитайте слова шёпотом. - Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное. - Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное. - Прочитайте слово, обозначающее промежуток игры. (Кон.) - Какое слово осталось прочитать? - Слова кон и кони похожи? Чем? А чем отличаются? (Смыслом.) Чтение всего столбика целиком. 2-й столбик:
- Это слово имеет много значений: может иметь географическое значение, для обозначения географических объектов; может быть предметом игры.
- Площадка для игры в большой теннис. - Ласковое, нежное, пушистое (второе значение - название морского животного). - Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (Кортик - оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе у офицеров морского флота.) - Прочитаем все слова. - Поменяйте в первом слове буквы местами. (Крот.) Что означает это слово? - Подготовьтесь к чтению следующего столбика. 3-й столбик: - Прочитайте его дома. Подумайте, что обозначают эти слова.
2) Работа с текстом.
- Прочитайте кто автор этого текста?
- Посмотрите на оформление текста и скажите что это? (Стихотворение)
- Послушайте это стихотворение и назовите его героев. (Читает ученик)
- Так кто же является героями этого стихотворения? (кот и кит)
- Почему именно этих героев выбрал Б. Заходер?
- Какое стихотворение получилось у автора?
ΙV. Домашнее задание (по желанию учащихся)
- Ребята, если у вас будет желание, то нарисуйте героев этого стихотворения.
V. Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кто был самым внимательным на уроке? А какое знание вы сможете использовать на уроках окружающего мира?
- Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.