- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики в 1-м классе по теме Величины. Масса. Килограмм
Урок математики в 1-м классе по теме Величины. Масса. Килограмм
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тишкова Т.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок математики в 1-м классе по теме "Величины. Масса. Килограмм".
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели:
Учебные:
-
помочь учащимся усвоить представления о новой величине - массе и единице измерения массы - килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
-
познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс.
Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.
Оборудование: учебник, листы открытий, компьютер, весы, коробки, полоски бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Сейчас начнем урок!
-У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
- У нас с вами предстоит огромная работа. (план работы)
II. Актуализация знаний.
- Но прежде, чем мы отправимся «открывать» новое, давайте все дружно закрепим то, что мы уже знаем.
Устный счет
1. Раздаю карточки
2. Засели домик (состав числа 9).
3. □ + 1 = 3 □ - 2 = 6 □ + 0 = 3
5 + □ = 6 □ - 2 = 7 4 - □ > 0
7 + □ = 8 7 + □ = 9 □ - 0 = 5
Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (2)
У Коли и Марины
4 мандарина.
Из них у брата 3.
А сколько у сестры? (1)
Арифметический диктант.
Записывают ответы на досках, а учитель на доске.
Первое слагаемое - 8, второе - 1. Чему равна сумма? (9)
Уменьшаемое - 10, вычитаемое - 2. Чему равна разность? (8)
5 уменьшить на 3. (2)
1 увеличить на 3. (4)
Из 6 вычесть 6. (0)
На сколько 3 меньше 6? (На 3)
Чему равна разность чисел 9 и 4? (5) Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)
Проверка диктанта.
- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. (0, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9)
- Назовите самую маленькую цифру. (0)
- Назовите самую большую цифру. (9)
- Какие цифры пропущены? (1, 6)
- Настрой на работу отличный! Но нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!
Работа в парах
- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат полоски.
- Что мы можем про них сказать?
-Измерьте полоски.
- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Что такое длина? (Это величина)
(Открывается «Величина» и «Длина» в схеме на доске)
- Почему? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).
- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)
- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)
- Какие еще меры длины вы знаете? (дециметр) (открывается на схеме)
III. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с массой.
- А как измерить этот мешочек с рисом? (показываю мешочек)
- А как измерить яблоки? (Ответы детей).
- Как называется прибор, с помощью которого мы проверим это? (Весы)
- Весы бывают разные (слайд1)
Работа с учебником №1
- Почему одна чашечка опустилась вниз? (слайд2-6)
- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса! (Открывается слово в теме урока и словарное слово) (Запаишем в лист открытий)!!!
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
-Цели
-Проблема
?! - Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете?
(предположения).
- Давайте проверим ваши предположения .
№2
- Рассмотрите рисунок. Что видите? Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)
- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?
Яб. - 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка - клубника)
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса - это величина. ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина») !!!
№3
- Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках.
Яб. - 2ш. (Масса яблока равна массе двух шоколадок)
- Какая мерка в этом случае? (ШОКОЛАДКА- мерка).
Получается, что яблоко одно и то же, значит 5 кл. - 2 ш., так?
Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки?
(Нет, мы измеряли разными мерками!)
- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.
3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм.
(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)
- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка - яблоко)
- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка - банан).
- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка - словарное слово)
- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?
- Сокращенно записывают - кг.
- Посмотрите на нашу тему. А слово «килограмм» можно добавить? (Да)
- Посмотрите, есть гири (слайд)
- Для некоторых весов гири не нужны, они сами показывают массу. (взвешивание)
-Где встречали гири?
№5
IV. Первичное закрепление.
-Ребята, посмотрите еще раз на доску и скажите, что узнали о массе? О килограмме?
Давайте прочитаем в листе открытий что узнали нового. !!!
- Вот как много мы сегодня с вами «открыли»! А как думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?
- Возьмите лист самооценки и отметьте как вы усвоили материал.
- Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода)
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса - это величина.
(Возвращаемся к схеме)
- А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?
- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
- Ребята, вам понравился наш урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
- Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» 1 в класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.
- Если вы очень старались, и вам все удалось - выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными - выберите желтый цвет, а если совсем не постарались - тогда зеленый цвет.
- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!
-
1. Когда гусь стоит на двух лапках, он весит 6 килограммов. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну лапку?
-
2. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм гвоздей?
-
Мы узнали на уроке,
-
Что такое «килограмм».
-
Килограммы помогают,
-
Что угодно взвесить нам.
-
Можем мы узнать, на сколько
-
Тяжелее кит слона,
-
Сколько весит кот мой Васька,
-
Я и ты, он и она…
- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!
7