Беседа с учащимися «СЛОВО, НЕ ВОРОБЕЙ…»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа с учащимися

«СЛОВО, НЕ ВОРОБЕЙ…»

ЦЕЛЬ: воспитание уважительного отношения к своим товарищам и одноклассникам, развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
ЗАДАЧИ: научить детей анализировать и контролировать свои поступки.

Основная цель беседы - на конкретном примере помочь учащимся разобраться в том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Конечно же, в данной ситуации необходима психолого-педагогическая помощь не только ребенку, но и родителям. Которые должны обратить особое внимание на свои погрешности в воспитании и пересмотреть свои взаимоотношения в семье.
Дети, несмотря на свой маленький житейский опыт, бывают достаточно жестокими по отношению к своим сверстникам. В чем причина детской жестокости? Откуда в семи летнем и восьмилетней ребенке столько бездушия и цинизма, грубости и вульгарности? Где та чистая детская открытость и непосредственность, присущая данному возрасту? Ответы необходимо искать в близком окружении ребенка. Он лишь, как губка, впитывает в себя в равной мере, как хорошее, так и плохое…
В рассказе «За что?» выведены особо ярко два персонажа, личности двух мальчиков-одноклассников - Вали Антонова и одного из близнецов Сомовых - Вадима. Причем личность каждого из них, личные мироощущения и восприятие реальности проявляется в конкретных поступках и действиях ребят.

За что?

(рассказ)


Сегодня для Вали день был особый. Ему исполнилось ровно восемь лет. Мальчик с нетерпением ждал этого дня. И вот, наконец, он наступил! Проснулся Валя в предчувствии чего-то радостного и необычного. И предчувствия его не обманули: несмотря не середину осени, день с утра выдался на редкость теплым и солнечным. «Солнышко радуется вместе со мной…» - улыбнувшись, подумал Валя, Больше он подумать ничего не успел, потому, что в этот момент в комнату зашла мама, и присев на кровати, нагнулась к сыну и крепко его поцеловала: - С Днем рождения, малыш! - И вовсе я не малыш, - строго поправил Валя маму. - Ты забыла? Мне сегодня исполняется целых восемь лет! Взъерошив волосы сыну, мама с улыбкой сказала: - Миленький мой, для меня ты всю жизнь будешь малышом, сколько бы лет те не исполнилось - десять, тридцать, пятьдесят… Ой, - вдруг воскликнула мама, а у меня для тебя маленький сюрприз! - Какой? Вкусный или подарочный? - Валя живо вскочил с кровати и побежал прямиком на кухню. - Эй. Тапочки забыл надеть, - с тапочками в руках мама направилась следом за сыном. - Нет, нет, подарки и все остальное будут чуть позже. А это всего лишь маленький сюрприз. - У! - Делая вид, что обиделся, разочарованно протянул Валя. Он прекрасно знал, что самое интересное надо ожидать вечером, когда вся семья будет в сборе: придет с работы папа, вернется из института старшая сестра. Они сядут за красиво накрытый стол, кстати, о столе. А что это за корзина стоит на столе, накрытая красиво вышитой салфеткой? - А это кому? - спросил Валя, обернувшись к маме. - Это для твоих одноклассников. Здесь яблоки и сладости. В день рождения принято не только получать поздравления от друзей и знакомых, но и угощать их. - Вот здорово! - воскликнул Валя и побежал собираться в школу. После занятий учительница, Нина Викторовна, попросила учеников задержаться. - Ребята! - торжественным голосом произнесла она, - Сегодня у нас в классе именинник - Антонов Валя. От себя лично и от имени всех вас я хочу поздравить Валю с его восьмилетием и пожелать ему больших успехов в учебе, крепкого здоровья… - Счастья и любви в личной жизни, - добавила под всеобщий хохот Семеркина Нина. Валя почему-то покраснел и засмущался. Самые разные и забавные поздравления посыпались со всех сторон на именинника. Потом все дружно так прокричали «Поздравляем!», что на окнах задрожали стекла. - А сейчас слово имениннику! - объявила Нина Викторовна. Она открыла шкаф (Валя пришел пораньше и предусмотрительно, с разрешения Нины Викторовны, конечно, спрятал корзину в большой вместительный шкаф), и вытащила оттуда корзину с угощениями и передала её мальчику. Валя звонким от волнения голосом поблагодарил всех за поздравления, В голове у него все перепуталось и, совершенно неожиданно для самого себя, произнес в рифму: - Спасибо всем за поздравления, Примите от меня вот эти угощения…
Ребята весело засмеялись. А учительница сказала: - Да ты, Валя, у нас, оказывается, поэт? Давай, я тебе помогу... - Извините, я не специально… - ещё больше смутился Валя и стал угощать ребят. В школьном вестибюле родители терпеливо дожидались своих детей. - Что-то задерживаются, - нервно посмотрев на часы, произнесла мама близнецов Сомовых. - А вот и наши детки! - успокоила её другая мама, на показавшихся в конце коридора ребят. - Наверное, какое-нибудь незапланированное мероприятие было… - Привет, мам, - Валя подбежал к маме и протянул ей пустую корзинку. - Ну, как прошел день? - спросила мама. - Нормально! - счастливо воскликнул Валя и стал натягивать куртку. В это время мама близнецов Сомовых выговаривала сыновьям: - Чего так долго? Вы прекрасно знаете, что через полчаса у меня заканчивается обеденный перерыв, а мне вас еще до дома довести надо! Отпроситься, что ли, пораньше не могли? - Да там, у одного придурка в нашем классе день рождение… - И чего? Одевайся быстрее, чего встал? - дернула Сомова самого нерасторопного из близнецов… - А то, - продолжил другой, с хрустом откусывая большое румяное яблоко, - если бы мы отпросились, то остались бы без угощения. Смотри, какое яблоко, мне самое большое и красное досталось… Валя, кое-как натянул куртку, забыв про портфель, выбежал из школы. Закусив дрожащие губы, он побежал, не разбирая дороги. - Валя, подожди! - кричала, выбежавшая следом за сыном взволнованная мама. Понурив голову, Валя остановился. - Мальчик мой! Ну, него ты так? - проговорила мама, пытаясь заглянуть сыну в глаза. Мучительно подбирая слова, чтобы успокоить и приободрить сына и не выдать своего душевного состояния, она притянула к себе Валю. Подняв глаза, полные слез и обиды, мальчик коротко спросил: «За что?».

После совместного прочтения рассказа ребята должны ответить на ряд вопросов.

Вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, какие чувства испытывал Валя, случайно услышав в свой адрес обидные слова?
  2. Что можно сказать о поступке Сомова по отношению к своему однокласснику?
  3. Можете ли вы ответить на Валин вопрос: «За что?». Что подтолкнуло одного из близнецов совершить такой поступок:
- его невоспитанность; - зависть; - давняя обида к Вале или враждебные отношения с ним? 4. Как вы думаете, искренен ли был Сомов, когда в классе вместе со всеми поздравлял именинника? 5. Возможно, ли неосторожным словом причинить человеку боль? Каким образом?
© 2010-2022