- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Н. Носов Фантазеры
Конспект урока по литературному чтению на тему Н. Носов Фантазеры
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотникова Н.Ю. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока
- Оргмомент.
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...(Незнайка)
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
И девчат не обижает.(Знайка)
Этот очень любит кушать
Булки, пряники, голушки…
Он с Незнайкою летал -
На Луне он побывал. (Пончик)
Это - друг Незнайки верный.
Очень скромный он, наверно,
Он отменный музыкант,
У него большой талант. (Гусля)
- Как вы думаете, что общего у этих героев? (Они из одного произведения, которое написал Н.Носов) - Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на уроке? - Мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова. 3. Работа по теме урока. А) Сообщение об авторе (сопровождается презентацией). - Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком? - Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем». Как же получилось, что Н.Носов стал писателем? У него подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили. Б) Словарная работа. Деление слов на группы (в парах). - Прежде чем начать работу над новым рассказом, предлагаю поработать в парах и поделить слова на две группы. (Карточки со словами лежат в конвертах на партах. После обсуждения в парах решение выносится на доску.): вранье, фантазия, выдумка, обман. - Чем отличаются фантазия и ложь, поможет узнать рассказ «Фантазеры». В) Чтение произведения учителем стр.180 - 181 - какие чувства вы испытали, когда я читала этот рассказ? Кто герои? О чем рассказал Миша? Возможно такое, в самом деле? О чем поведал ему Стасик? - Что произвело на вас впечатление? Г) Чтение про себя стр.182 - о каких фантазиях прочитали? Как вы думаете хорошо ли поступали мальчики? Они врали или фантазировали? Д) Чтение по цепочке стр. 183-185 Кто подошёл к мальчикам? О чем поведал мальчишкам Игорь? А это хороший поступок? Кого встретили мальчики когда шли домой? Почему опечалилась Ира? Как утешили ее друзья? - Я знаю, что вы тоже большие фантазеры и выдумщики. Представьте себе, что вы на солнечной полянке, где скачет кузнечик. (Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети выполняют движения.) - Ребята, а кто придумал эту песенку? Где вы ее могли встретить раньше? (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей») Е) Осмысление прочитанного. - Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц. (На доске в процессе работы появляется модель.) - Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике? Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен? Что можете сказать об Игоре? С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит более невероятную историю, развлекались.) С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.) Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.) Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.) Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю? Ж) Один мальчик прочитал этот рассказ и так этот рассказ задел его за живое, что мальчик опубликовал свое письмо в Интернете. Вот это письмо.
«Рассказ Носова "Фантазеры" мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик - веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия "уносит" ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря. Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.
Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим. Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.» 4. Подведение итогов: Чему учит нас это произведение? - А я, в свою очередь, предлагаю вам поделиться частичкой своего доброго сердца с тем героем рассказа, который вам наиболее интересен. (Выходят дети по рядам, прикрепляют сердечко рядом с именем героя.) 5. Домашнее задание.
Стр. 180-185 читать, пересказывать, рисунок.
6. Поощрение: выставление оценок