- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологческая карта урока литературного чтения по теме Девочка с камнем Р. Фраерман
Технологческая карта урока литературного чтения по теме Девочка с камнем Р. Фраерман
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фарафонова И.Г. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного чтения
Учитель: Фарафонова Ирина Георгиевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Класс - 4 УМК «Гармония» Тема урока: Р. Фраерман «Девочка с камнем.» Тип урока - урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Технология: Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цели:
образовательные: познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста; поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей; развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему; продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
развивающие: развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом; развивать умение исследовать проблему, анализировать, делать выводы
воспитательные: воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; создать условия для воспитания духовно-нравственных качеств, присущих людям.
Содержание и технология урока
Этап
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
1.Организаци-онный
Организовать рабочее место, настроить на урок
Прозвенел звонок и мы начинаем урок литературного чтения. Я желаю вам на уроке хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. ( слайд 1)
Ученики проверяют свою готовность к уроку
ЛУУД Готовность к познанию.
2.Вводно-мо- тивационный
3. Актуализа- ция знаний
Развивать учеб- но-познаватель- ную активность учащихся
-Как называется раздел, в котором мы работаем?
-К какому литературному жанру относятся произведения, помещенные в этом разделе? -Герои прочитанных рассказов многому учат нас, заставляют задумываться о том, какие поступки мы совершаем.
-В ходе сегодняшнего урока мы постараемся разобраться в довольно сложных вопросах, которые задают чаще всего себе взрослые люди.
Первый вопрос: Что такое целеустремлённость?
Второй вопрос: Какие качества присущи целеустремлённому человеку? ( слайд 2)
- А помогут нам в этом разобраться не только имеющий-ся у вас жизненный опыт, но и замечательное произведение Рувима Исаевича Фраермана, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. ( слайд 3,4)
Предполагаемые ответы учащихся: -Мы работаем в разделе «Оглянись вокруг»
-Это рассказы.
ЛУУД Готовность к саморазвитию, мотивация к познанию.
ЛУУД Формирование мотивации познаватель-ной деятельности
Определить тему урока
- Откроем оглавление, найдем это произведение.
- Определяем тему урока.
-Это произведение находится в разделе «Оглянись вокруг», страница 43.
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Р.И. Фраермана «Девочка с камнем» Это тема урока.
ПУУД Поиск информации
РУУД Определение темы урока.
4. Целеполага-ние
Определить цель и сформулиро- вать учебные задачи
-Сформулируйте цель нашего урока, исходя из вопросов, поставленных в начале урока и данного на урок произведения.
-Чтобы достичь поставленной цели, определим учебные задачи урока.
-Продолжить разговор о нравственных качествах человека, анализируя произведение Р. Фраермана «Девочка с камнем»
1. Вспомнить нравственные качества людей. 2. Прочитать произведение. 3.Проанализировать произведение, чтобы понять замысел автора. 4.Сделать вывод, почему о нравственных качествах мы говорим с детства. 6. Оценить свои знания и умения.
РУУД Постановка учебных задач, планирование
КУУД Аргументация собственного мнения
5.Открытие новых знаний
6.Стадия осмысления, анализирова-ние произведения
7.Стадия обоб-щения
1 учебная задача.
2 учебная задача
Проанализиро-вать произведе-ние, понять замысел автора
Физминутка (учащиеся меня-ют положение тела, стоя отве-чают на вопросы)
3учебная задача
4 учебная задача
-Итак, повторите нашу первую учебную задачу.
-Перед вами карточка №1, на которой написаны качества людей.
- Вам необходимо выбрать среди предложенных человеческих качеств те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать нравственному человеку (подчёркнуть) (см. приложение 1)
-А как вы думаете, какое качество я подразумеваю, когда используя толковый словарь, даю следующую характеристику: -Уметь ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению. (слайд 5)
-Целеустремлённость- это какое качество человека? (положительное или отрица-тельное качество людей)
-Должно ли быть это качество у настоящего человека)
-А вы можете сказать про себя, что вы целеустремлённый человек?
-Снова работаем с карточкой №1
-Отметьте в карточке галочкой среди выделенных тобою качеств те, которые принадлежат целеустремлённому человеку.
-Итак, какую учебную задачу мы решили?
- Как вы думаете, чем отличается целеустремлённый человек, от человека, который не ставит перед собой никаких целей. -Присуща ли целеустремлённость детям вашего возраста?
-Как вы думаете, как произведение с таким названием может быть связано с нравственным понятием «целеустремлённость»? О чём может быть этот рассказ?
-Проверим ваше мнение, прочитав произведение Р.И. Фраермана « Девочка с камнем»
(Проверка понимания прочитан- ного.) -Понравилось ли вам это произведение? -Совпало ли наше предположение
Какое это произведение по жанру? Почему вы так считаете?
-Кто привлёк ваше внимание? (слайд №7) -Аня Мамедова привлекла к себе внимание своей внешностью или качествами характера? -Мы видим, что Аня привлекла к себе внимание в основном качествами своего характера.
-Что же это за качества? -Давайте в этом разберёмся. А для этого перейдем к следующей учебной задаче. -Что мы с вами делаем дальше? -Итак, мы приступаем к анализированию рассказа, чтобы понять замысел автора, а для этого свои выводы мы будем фиксировать в таблице.
(приложение )
-Даёт ли нам автор внешнее описание девочки?
-Какие учебные задачи мы с вами выполнили? Прочитайте об этом. (слайд№7) -Случайно ли автор говорит о том, что девочка была маленькая, очень маленькая? -Что ещё мы узнали об Ане? О каких её особенностях? Прочитайте об этом. -Плохое знание языка заставило ли Аню смириться с возникающими трудностями? (слайд №8) -Как вы считаете , можно ли Аню считать целеустремлённым человеком?
Продолжение работы с таблицей. -Исходя из сказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой?
-А теперь, найдите и прочитаёте описание бури. (слайд№9)
-Почему мы пришли к такому выводу?
-Какие слова это подтверждают? (слайд №10)
-Почему автор показывает девочкой именно такой?
-Выберите правильный ответ, почему учительница обняла девочку? (приложение №2)
-Как вы думаете, случайно ли автор вводит в текст описание дуба? Прочитайте это описание.
-Какой приём использует автор? -Кого олицетворяет дуб? Что между ними общего?
-Какую учебную задачу мы выполнили?
-В чём же замысел автора?
Назовите следующую учебную задачу.
-Проанализировав это произведе-ние,сделайте вывод, какими каче-ствами должен обладать целеустремлённый человек? (слайд №12)
-А теперь вернёмся к карточке №1 и сравним, были ли эти качества среди других, выделенными вами? Делаем вывод:
-Как вы думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о духовно-нравственных качествах, которые быть присущи взрослым людям?
-Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости, решительности, настойчивости и упорства, то в дальнейшем они обязательно прорастут, и вы будете не только ставить цели, но идти к их достижению.
Ответы учеников
Работа самостоятельная. Проверка в паре.
Ответы учащихся. -Это целеустремлённость.
-Это положительное ка-чество людей.
Да, должно, потому что любой человек должен ставить перед собой какую-нибудь цель и стремиться к её достижению.
Работа с сигнальными карточками: зелёный цвет- да, я целеустремлённый человек; красный цвет - нет, я нецелеустремлённый человек; жёлтый - я ещё не разобрался в этом;
Ответы учащихся. Работа с карточкой №1. Работа в паре.
Ответы учащихся.
Чтение произведения уча- щимися. Р. Фраерман «Девочка с камнем»
Ответы учащихся.
Ответы учащихся
Ответы учащихся.
Чтение отрывков стр. 43. (два отрывка)
-Да, у целеустремлённого человека есть принцип: «Чтобы осуществить цель, нужны дела, а не мечты.»
Заполнение таблицы (настойчивость, упорство)
Чтение отрывка
-Нет, при помощи описа- ния бури, автор даёт нам возможность узнать и другие качества характера девочки-смелости и реши- тельности. -Заполнение таблицы (сме-лость, решительность)
-Нужно быть смелым и решительным, чтобы в бурю отправиться в школу.
Чтение отрывка (Какой предстала Аня перед учительницей)
-Чтобы показать, что на пути к.своей цели девочка смогла преодолеть любые преграды и трудности, и при этом выстоять.
-Карточка №2. (слайд №11)
-Она гордилась девочкой.
Чтение отрывка.
-Автор использует приём -олицетворение. -Дуб олицетворяет Аню Мамедову. -У них общее-это умение преодолевать трудности, крепко стоять на ногах перед лицом серьёзных испытаний.
-Мы проанализировали рассказ, чтобы понять замысел автора. -Автор хотел показать маленькую девочку но уже умеющую не только ставить перед собой цель, но и стремящуюся к её достижению.
-Обобщают знания, делают вывод.
Работа с карточкой №1
Ответы детей. -Всё, что есть в человеке, закладывается в нём в детстве.
ПУУД Поиск инфор-мации, анализ и интерприта- ция, постро-ение речевых высказываний.
КУУД Аргументация собственного мнения Работа в паре.
ПУУД Делают выводы в ре-зультате сов-местной рабо-ты
РУУД Самооценка
КУУД Аргументация собственного мнения Работа в паре
КУУД Аргументация собственного мнения
КУУД Оформляют свои мысли в устной речи.
ЛУУД Выражение своих эмоций.
ПУУД Моделирова-ние (составление таблицы)
ПУУД Находить ответы в тексте
ПУУД Делают выво-ды в результа- те совместной работы.
ПУУД Моделирова-ние. (составление таблицы)
ПУУД Поиск информации,её анализ.
ПУУД Моделирова-ние .(составление таблицы
КУУД Работа в паре. Владение диалоговой формой коммуникации.
ЛУУД Аргументация собственного мнения.
РУУД Удержание цели урока.
РУУД Обобщить знания, сде-лать вывод.
РУУД Сравнение.
ПУУД Сделать выво-ды.
8.Рефлексия
Итог урока.
Домашнее задание (по выбору)
-Какую цель мы сегодня ставили? -Достигли ли мы её? -А это значит, что мы немного приблизились…………………(к целеустремлённым людям.) -Как вам работалось на уроке? ( С удовольствием, неинтересно, нужна была помощь)
-Закончить сегодняшний урок я хочу словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»
1.Составить словесный портрет Ани Мамедовой. 2.Составить письменное рассуж-дение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?» (слайд№13)
СЛАЙД №14. СПАСИБО ЗА УРОК
РУУД Закрепление во внешней речи.