Технологческая карта урока литературного чтения по теме Девочка с камнем Р. Фраерман

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект урока литературного чтения



Учитель: Фарафонова Ирина Георгиевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Класс - 4 УМК «Гармония» Тема урока: Р. Фраерман «Девочка с камнем.» Тип урока - урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Технология: Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе.








Цели:
образовательные: познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста; поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей; развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему; продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
развивающие: развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом; развивать умение исследовать проблему, анализировать, делать выводы
воспитательные: воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; создать условия для воспитания духовно-нравственных качеств, присущих людям.






Содержание и технология урока




Этап

Задачи


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД
1.Организаци-онный
Организовать рабочее место, настроить на урок


Прозвенел звонок и мы начинаем урок литературного чтения. Я желаю вам на уроке хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. ( слайд 1)

Ученики проверяют свою готовность к уроку
ЛУУД Готовность к познанию.
2.Вводно-мо- тивационный











3. Актуализа- ция знаний


















Развивать учеб- но-познаватель- ную активность учащихся
-Как называется раздел, в котором мы работаем?


-К какому литературному жанру относятся произведения, помещенные в этом разделе? -Герои прочитанных рассказов многому учат нас, заставляют задумываться о том, какие поступки мы совершаем.

-В ходе сегодняшнего урока мы постараемся разобраться в довольно сложных вопросах, которые задают чаще всего себе взрослые люди.
Первый вопрос: Что такое целеустремлённость?
Второй вопрос: Какие качества присущи целеустремлённому человеку? ( слайд 2)
- А помогут нам в этом разобраться не только имеющий-ся у вас жизненный опыт, но и замечательное произведение Рувима Исаевича Фраермана, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. ( слайд 3,4)





Предполагаемые ответы учащихся: -Мы работаем в разделе «Оглянись вокруг»
-Это рассказы.




ЛУУД Готовность к саморазвитию, мотивация к познанию.






















ЛУУД Формирование мотивации познаватель-ной деятельности



Определить тему урока
- Откроем оглавление, найдем это произведение.


- Определяем тему урока.
-Это произведение находится в разделе «Оглянись вокруг», страница 43.
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Р.И. Фраермана «Девочка с камнем» Это тема урока.


ПУУД Поиск информации


РУУД Определение темы урока.
4. Целеполага-ние
Определить цель и сформулиро- вать учебные задачи
-Сформулируйте цель нашего урока, исходя из вопросов, поставленных в начале урока и данного на урок произведения.

-Чтобы достичь поставленной цели, определим учебные задачи урока.












-Продолжить разговор о нравственных качествах человека, анализируя произведение Р. Фраермана «Девочка с камнем»
1. Вспомнить нравственные качества людей. 2. Прочитать произведение. 3.Проанализировать произведение, чтобы понять замысел автора. 4.Сделать вывод, почему о нравственных качествах мы говорим с детства. 6. Оценить свои знания и умения.

РУУД Постановка учебных задач, планирование









КУУД Аргументация собственного мнения


5.Открытие новых знаний

































































6.Стадия осмысления, анализирова-ние произведения




























































































































































7.Стадия обоб-щения




























1 учебная задача.


































































2 учебная задача
Проанализиро-вать произведе-ние, понять замысел автора
















Физминутка (учащиеся меня-ют положение тела, стоя отве-чают на вопросы)















3учебная задача




















































































































4 учебная задача






-Итак, повторите нашу первую учебную задачу.

-Перед вами карточка №1, на которой написаны качества людей.
- Вам необходимо выбрать среди предложенных человеческих качеств те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать нравственному человеку (подчёркнуть) (см. приложение 1)
-А как вы думаете, какое качество я подразумеваю, когда используя толковый словарь, даю следующую характеристику: -Уметь ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению. (слайд 5)
-Целеустремлённость- это какое качество человека? (положительное или отрица-тельное качество людей)


-Должно ли быть это качество у настоящего человека)






-А вы можете сказать про себя, что вы целеустремлённый человек?








-Снова работаем с карточкой №1
-Отметьте в карточке галочкой среди выделенных тобою качеств те, которые принадлежат целеустремлённому человеку.
-Итак, какую учебную задачу мы решили?





- Как вы думаете, чем отличается целеустремлённый человек, от человека, который не ставит перед собой никаких целей. -Присуща ли целеустремлённость детям вашего возраста?
-Как вы думаете, как произведение с таким названием может быть связано с нравственным понятием «целеустремлённость»? О чём может быть этот рассказ?
-Проверим ваше мнение, прочитав произведение Р.И. Фраермана « Девочка с камнем»


(Проверка понимания прочитан- ного.) -Понравилось ли вам это произведение? -Совпало ли наше предположение
Какое это произведение по жанру? Почему вы так считаете?
-Кто привлёк ваше внимание? (слайд №7) -Аня Мамедова привлекла к себе внимание своей внешностью или качествами характера? -Мы видим, что Аня привлекла к себе внимание в основном качествами своего характера.


-Что же это за качества? -Давайте в этом разберёмся. А для этого перейдем к следующей учебной задаче. -Что мы с вами делаем дальше? -Итак, мы приступаем к анализированию рассказа, чтобы понять замысел автора, а для этого свои выводы мы будем фиксировать в таблице.
(приложение )


-Даёт ли нам автор внешнее описание девочки?
-Какие учебные задачи мы с вами выполнили? Прочитайте об этом. (слайд№7) -Случайно ли автор говорит о том, что девочка была маленькая, очень маленькая? -Что ещё мы узнали об Ане? О каких её особенностях? Прочитайте об этом. -Плохое знание языка заставило ли Аню смириться с возникающими трудностями? (слайд №8) -Как вы считаете , можно ли Аню считать целеустремлённым человеком?








Продолжение работы с таблицей. -Исходя из сказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой?




-А теперь, найдите и прочитаёте описание бури. (слайд№9)












-Почему мы пришли к такому выводу?





-Какие слова это подтверждают? (слайд №10)


-Почему автор показывает девочкой именно такой?





-Выберите правильный ответ, почему учительница обняла девочку? (приложение №2)

-Как вы думаете, случайно ли автор вводит в текст описание дуба? Прочитайте это описание.
-Какой приём использует автор? -Кого олицетворяет дуб? Что между ними общего?







-Какую учебную задачу мы выполнили?
-В чём же замысел автора?






Назовите следующую учебную задачу.
-Проанализировав это произведе-ние,сделайте вывод, какими каче-ствами должен обладать целеустремлённый человек? (слайд №12)
-А теперь вернёмся к карточке №1 и сравним, были ли эти качества среди других, выделенными вами? Делаем вывод:

-Как вы думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о духовно-нравственных качествах, которые быть присущи взрослым людям?
-Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости, решительности, настойчивости и упорства, то в дальнейшем они обязательно прорастут, и вы будете не только ставить цели, но идти к их достижению.
Ответы учеников






Работа самостоятельная. Проверка в паре.














Ответы учащихся. -Это целеустремлённость.
-Это положительное ка-чество людей.

Да, должно, потому что любой человек должен ставить перед собой какую-нибудь цель и стремиться к её достижению.



Работа с сигнальными карточками: зелёный цвет- да, я целеустремлённый человек; красный цвет - нет, я нецелеустремлённый человек; жёлтый - я ещё не разобрался в этом;


Ответы учащихся. Работа с карточкой №1. Работа в паре.











Ответы учащихся.











Чтение произведения уча- щимися. Р. Фраерман «Девочка с камнем»





Ответы учащихся.

















Ответы учащихся













Ответы учащихся.










Чтение отрывков стр. 43. (два отрывка)

-Да, у целеустремлённого человека есть принцип: «Чтобы осуществить цель, нужны дела, а не мечты.»







Заполнение таблицы (настойчивость, упорство)






Чтение отрывка




-Нет, при помощи описа- ния бури, автор даёт нам возможность узнать и другие качества характера девочки-смелости и реши- тельности. -Заполнение таблицы (сме-лость, решительность)
-Нужно быть смелым и решительным, чтобы в бурю отправиться в школу.




Чтение отрывка (Какой предстала Аня перед учительницей)

-Чтобы показать, что на пути к.своей цели девочка смогла преодолеть любые преграды и трудности, и при этом выстоять.


-Карточка №2. (слайд №11)

-Она гордилась девочкой.

Чтение отрывка.


-Автор использует приём -олицетворение. -Дуб олицетворяет Аню Мамедову. -У них общее-это умение преодолевать трудности, крепко стоять на ногах перед лицом серьёзных испытаний.

-Мы проанализировали рассказ, чтобы понять замысел автора. -Автор хотел показать маленькую девочку но уже умеющую не только ставить перед собой цель, но и стремящуюся к её достижению.

-Обобщают знания, делают вывод.






Работа с карточкой №1





Ответы детей. -Всё, что есть в человеке, закладывается в нём в детстве.
ПУУД Поиск инфор-мации, анализ и интерприта- ция, постро-ение речевых высказываний.
КУУД Аргументация собственного мнения Работа в паре.












ПУУД Делают выводы в ре-зультате сов-местной рабо-ты









РУУД Самооценка










КУУД Аргументация собственного мнения Работа в паре








КУУД Аргументация собственного мнения















КУУД Оформляют свои мысли в устной речи.






ЛУУД Выражение своих эмоций.















ПУУД Моделирова-ние (составление таблицы)











ПУУД Находить ответы в тексте



ПУУД Делают выво-ды в результа- те совместной работы.



ПУУД Моделирова-ние. (составление таблицы)




ПУУД Поиск информации,её анализ.

ПУУД Моделирова-ние .(составление таблицы



КУУД Работа в паре. Владение диалоговой формой коммуникации.














ЛУУД Аргументация собственного мнения.
















РУУД Удержание цели урока.







РУУД Обобщить знания, сде-лать вывод.




РУУД Сравнение.




ПУУД Сделать выво-ды.
8.Рефлексия











Итог урока.







Домашнее задание (по выбору)


-Какую цель мы сегодня ставили? -Достигли ли мы её? -А это значит, что мы немного приблизились…………………(к целеустремлённым людям.) -Как вам работалось на уроке? ( С удовольствием, неинтересно, нужна была помощь)




-Закончить сегодняшний урок я хочу словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»


1.Составить словесный портрет Ани Мамедовой. 2.Составить письменное рассуж-дение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?» (слайд№13)
СЛАЙД №14. СПАСИБО ЗА УРОК













РУУД Закрепление во внешней речи.



















































































































© 2010-2022