- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения А. Блок. Картины зимних забав
Конспект урока литературного чтения А. Блок. Картины зимних забав
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котлова Н.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема | Тема: А. Блок. Картины зимних забав | ||
Педагогические задачи | способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся; обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи, сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к народным традициям | ||
Тип урока | Решение частных задач | ||
Универсальные | познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Эпиграф | - Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Р.Декарт. |
| |
Речевая разминка Проверка дом. задания. | - Прочитайте стихотворение с удивлением. - Прочитайте сердито. - Прочитайте скороговоркой. Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит У дуба старого стоит. Избу у старого пенька. Колдунья старая живет В избушке старой, что в лесу У дуба старого стоит, Где ворон старый сторожит Избу у старого пенька. - Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом. - А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть ИГРА «ПУТАНИЦА» СТИХИ С. Чёрного (на выбор) наизусть. | Слушают задания учителя, выполняют инструкции. .
| |
Сообщение темы урока.
| ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Читает отрывок из стихотворения А. Блока. Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло, Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами. Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, - Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы: Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит Светит косыми лучами. Много трудов и заботы. - Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. - Прочитайте тему урока. - Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… - Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. - Как вы думаете, о чем это произведение? - Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | Формулируют тему и цели урока
| |
Знакомство с биографией автора
| РАССКАЗ О А. А. БЛОКЕ А. Блок (16 ноября 1880 - 7 августа 1921). Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале Блок был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал свои стихи, рассказы, очерки. Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней полосы России называют его духовной Родиной. Здесь им написано около 300 стихотворений. В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет. Заканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. Памятник А. А. Блоку возведен в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.
| |
Работа с толковым словарем. Работа над содержанием стихотворения «Ветхая избушка».
| Ветхий - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый. ЧТЕНИЕ СТИХОТВ, УЧИТЕЛЕМ - Понравилось произведение? - Выразите свое мнение о произведении одним словом. - Чему учит это произведение? - ЧТЕНИЕ ПО 1 СТРОЧКЕ. - Прочитайте стихотворение выразительно.
| Читают стихотв. Отвечают на вопросы | |
| - Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? - Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рас-сказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.)
|
| |
Работа над содержанием стихотворения «Сны». 1. Работа с толковым словарем.
| Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой. Внемлю - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием. Дремные покровы - дремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Покров - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь. - Понравилось ли вам произведение? - Выразите свое мнение о произведении одним словом. - Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».) - Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.) - Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.) |
| |
Итог урока. Рефлексия Домашнее задание: | • Подготовить выразительное чтение стихотворения. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? - С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? | Делают выводы и обобщения.
|