Конспект урока литературного чтения А. Блок. Картины зимних забав

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

Тема: А. Блок. Картины зимних забав

Педагогические задачи

способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся; обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи, сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к народным традициям

Тип урока

Решение частных задач

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эпиграф

- Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Р.Декарт.


Речевая разминка

Проверка дом. задания.

- Прочитайте стихотворение с удивлением.

- Прочитайте сердито.

- Прочитайте скороговоркой.

Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит

У дуба старого стоит. Избу у старого пенька.

Колдунья старая живет

В избушке старой, что в лесу

У дуба старого стоит,

Где ворон старый сторожит

Избу у старого пенька.

- Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.

- А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть

ИГРА «ПУТАНИЦА»

СТИХИ С. Чёрного (на выбор) наизусть.

Слушают задания учителя, выполняют инструкции.

.


Сообщение темы урока.




ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Читает отрывок из стихотворения А. Блока.

Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке.

- Прочитайте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

- Как вы думаете, о чем это произведение?

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
А. Блока

Формулируют тему и цели урока


Знакомство

с биографией автора


РАССКАЗ О А. А. БЛОКЕ

А. Блок (16 ноября 1880 - 7 августа 1921). Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале Блок был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал свои стихи, рассказы, очерки. Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней полосы России называют его духовной Родиной. Здесь им написано около 300 стихотворений. В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет. Заканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А. А. Блоку возведен в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.


Работа с толковым словарем.

Работа над содержанием стихотворения

«Ветхая избушка».


Ветхий - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВ, УЧИТЕЛЕМ

- Понравилось произведение?

- Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- Чему учит это произведение?

- ЧТЕНИЕ ПО 1 СТРОЧКЕ.

- Прочитайте стихотворение выразительно.


Читают стихотв.

Отвечают на вопросы


- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?
О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рас-сказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.)



Работа над содержанием стихотворения «Сны».

1. Работа с толковым словарем.


Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дремные покровы - дремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

- Понравилось ли вам произведение?

- Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- Чему учит это произведение?

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».)

- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)


Итог урока. Рефлексия

 Домашнее задание:

• Подготовить выразительное чтение стихотворения.

• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Делают выводы и обобщения.





© 2010-2022