Планирование по внеурочной деятельности Для тех, кто любит математику

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.
Планирование внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» в 3 классе Пояснительная записка В рамках программы «Математика» в комплекте «Школа России» дополнительно разработано тематическое планирование кружка познавательной направленности, для работы которого используется пособие «Для тех, кто любит математику», авторов М. И. Моро, С. И. Волковой. Целью организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников является реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся. Занятия курса «Для тех, кто любит математику» способствуют созданию атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся. В основе занятий предлагаются обучающимся математические упражнения познавательной направленности. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном конкурсе для одарённых детей «Кенгуру», «Ребус». Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Цели программы
  • развитие математического образа мышления;
  • создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • развитие у детей общих умственных и математических способностей

Задачи программы
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • научить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:
  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 34 занятия.
  • Креативность
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Методы: Взаимодействие, поощрение, наблюдение, коллективная работа, работа в группах и в парах, игра.
Приемы: Анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение.
Основные виды деятельности учащихся:
  • решение занимательных задач;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру» и «Ребус»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности деятельности кружка, работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Данный курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 30 - 40 минут.

Тематическое планирование

№ п/п


Дата

Тема

Кол-во

часов

Примечание

План

Факт

1



Числа, которые больше 1000:

арифметические игры

1


2-3



Числа, которые больше 1000:

арифметические фокусы, головоломки, цепочки

2


4



Числа, которые больше 1000:

«Магические квадраты» и «Занимательные рамки»

1


5



Числа, которые больше 1000:

составление числовых выражений с заданным числовым значением

1


6



Числа, которые больше 1000:

классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям.

1


7



Числа, которые больше 1000: решение уравнений


1


8



Логика и смекалка: задачи повышенного уровня сложности

1


9-10



Логические задачи на применение знаний в изменённых условиях

2


11-12



Комбинаторные задачи.

2


13-14



Сюжетные логические задачи

2


15



Старинные задачи

1


16-17



Логика и смекалка: задачи-шутки

2


18



Логика и смекалка: взвешивание

1


19



Задания геометрического содержания: деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей

1


20



Задания геометрического содержания:

преобразование фигур по заданным условиям

1


21



Вычисление периметра и площади различных фигур.

1


22



Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры.

1


23



Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.);

1


24



Геометрические игры: «Старинная китайская головоломка», «Пентамино»

1


25



Задания геометрического содержания: масштаб, план


1


26-27



Математическая олимпиада

2


28-31



Шашки.

Турнир по игре в шашки


4


32-34



Математические тренажёры


3





Итого

34




Содержание деятельности


Числа, которые больше 1000: арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки»; составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; решение уравнений Логические задачи (Логика и смекалка): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные задачи, задачи-шутки, взвешивание Задания геометрического содержания: деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; вычисление периметра и площади различных фигур; головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры; построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.); Геометрические игры: «Старинная китайская головоломка», «Пентамино»; масштаб, план

Математическая олимпиада

Шашки. Турнир по игре в шашки


Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной деятельности научно-познавательной направленности «Для тех, кто любит математику» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов: - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия; - овладение способами самопознания, рефлексии; - усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия.
Второй уровень результатов: - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов: - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для этого ребёнок овладевает инструментами межличностного взаимодействия, учится работать в группах и парах, а также осознанно использовать познавательную деятельность для решения поставленных задач; -развитие общих умственных, математических способностей и качеств, которые важны для формирования полноценной мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.






© 2010-2022