Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Программа по окружающему миру разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №76
  3. Примерная программа начального образования по учебному предмету «Окружающий мир»
  4. Авторская программа по курсу «Окружающий мир» (авторы - Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.)
Программа основана на использовании УМК «Планета знаний». На изучение данного предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю. При 33 учебных неделях, общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 66 часов. В данной рабочей программе тематическое планирование соответствует авторской программе. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в 1 классе решаются следующие задачи:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке, обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребенка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности, и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей;
  • формирование универсальных учебных действий.
В программе выделено четыре структурные линии - четыре раздела:
  • Пришла пора учиться
  • Человек
  • Природа в жизни человека
  • Человек среди людей
Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития основной образовательной программы начального общего образования за счет формирования
  • бережного отношения к природе и продуктам труда человека,
  • чувства сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю
  • задают образцы служения Отечеству.
Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет формирования представления о здоровом и безопасном образе жизни, понимания необходимости бережного отношения к природе и людям. При изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие УУД: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; - способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; -осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. - умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: -умения использовать разные методы познания, -соблюдать правила поведения в природе и обществе, -способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающим миром. Таким образом, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». В данной рабочей программе спланированы уроки адаптационного периода на основании письма МО РФ №408/13-13 от 20.01.01 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» в количестве 7 уроков. В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются
  • текущее устное оценивание учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • диагностические работы
Общая характеристика учебного предмета и ценностные ориентиры содержания учебного предмета представлены в основной образовательной программе начального общего образования МОУ СОШ №76.


Планируемые результаты на конец 1 класса
Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

- понимание необходимости бережного отношения к природе;

- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;

- понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

- понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;

- понимания своей сопричастности к жизни страны;

- внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.


Метапредметные результаты Регулятивные Обучающиеся научатся:

- определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);

- определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы;

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • проговаривать последовательность действий на уроке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре. Познавательные Обучающиеся научатся:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- называть и различать окружающие предметы и их признаки;

- устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

- группировать различные предметы по заданному признаку. Коммуникативные Обучающиеся научатся:

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- называть характерные признаки времен года;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

- выполнять основные правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

- приводить примеры видов труда людей;

- называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

- выражать приветствие, благодарность, просьбу;

- различать и называть части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);

- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

- ухаживать за комнатными растениями;

- рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- различать государственную символику Российской Федерации, называть ее столицу;

- различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный);

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- называть основные возрастные периоды жизни человека;

- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

- рассказывать о способах движения и питания животных;

- рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

- рассказывать, как развивается растение из семени;

- выращивать растение одним из изученных способов (из се­мени, луковицы, черенка, листа);

- различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

- воспроизводить гимн России.



Тематическое планирование

Название раздела

Колич.часов

Характеристика деятельности учащегося

Практические

работы (тема)

Экскурсии

(тема)

Контроль


1

Пришла пора учиться

14 ч

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Практическая работа по составлению режима дня в группах. Ориентироваться в школьных помещениях.

Моделировать безопасный путь от дома до школы.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий в природу или по населенному пункту).

Наблюдать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в природе.


Экскурсия №1:

«Твоя школа»

Экскурсия № 2:

«Во дворе школы»

Экскурсия № 3:

«Вот и лето прошло»

Экскурсия № 4:

«Дорога в школу»

Экскурсия №5: «Осенние явления в природе»»

Проверочная работа

2.

Человек


13 часов

Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.

Практическая работа №1:

«Как ты воспринимаешь мир»


Проверочная работа

3.

Природа в жизни человека.


21 ч

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные, культурные - дикорастущие растения.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Группировать (классифицировать) объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Выращивать растения в группе.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, птиц, рыб, зверей (на примере своей местности).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Лабораторная работа№1:

«Состояние воды в природе. Свойства воды»

Практическая работа №2:

Вода и воздух

Практическая работа №3:

опыт «Наличие воздуха в различных предметах».

Практическая работа №4:

« Развитие фасоли из семени»

Практическая работа №5: «Уход за комнатными растениями».

Экскурсия № 6 «Зима»

Проверочная работа

4.

Человек среди людей

18 часов

Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.

Моделировать правила поведения в разных ситуациях (дома, на дорогах, в общественных местах).

Демонстрировать в учебной игре правила пользования различными видами транспорта.


Экскурсия № 7 «Весенние изменения в природе»

Проверочная работа


ВСЕГО

66 ч


5

7

4



Поурочное планирование


урока

Тема урока

Дата

1

Что такое окружающий мир. Знакомство с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету

ИКТ: Знакомство с ПК. Техника безопасности при работе с ПК

03.09.

2

Адаптационный период.

Урок-игра: « Ты и твоё имя»

Знакомство детей друг с другом; значение имени в жизни человека.


06.09.

3

«Твоя школа» Правила поведения на уроке.


10.09.

4

Адаптационный период.

Экскурсия №1 «Твоя школа».

Знакомство с устройством здания школы. Формирование умения ориентироваться в нем.

13.09.

5

«Твоя школа». Правила поведения в школе и классе.


17.09.

6

Адаптационный период.

Экскурсия №2 «Во дворе школы».

Знакомство с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы.


20.09.

7

«Вот и лето прошло» Систематизация представлений детей об изменениях в природе ранней осенью.

ИКТ: Знакомство с источниками информации

24.09.

8

Адаптационный период

Экскурсия №3 «Вот и лето прошло»

Изменения в природе ранней осенью.


27.09.

9

«Дорога в школу». Правила дорожного движения, опасности, которые могут возникнуть при нарушении этих правил.

ИКТ: Редактирование текста


01.10.

10

Адаптационный период

Экскурсия №4: «Дорога в школу»

Отработка правил дорожного движения.


04.10.

11

Адаптационный период

Экскурсия № 5:«Осенние явления в природе»

Красота осенней природы; знакомство с осенними изменениями в природе.

08.10.

12

«Осень» Закрепление знаний об изменениях в природе осенью.

11.10.

13

Твой распорядок дня. Правильное распределение времени в течение дня. Соблюдения распорядка дня.

ИКТ: Запись звучащей речи средствами ИКТ


15.10.

14

Проверочная работа по теме: «Пришла пора учиться».

Представление результатов проектной деятельности.


18.10.

15

«Как ты воспринимаешь мир» Значение органов чувств в жизни человека


22.10.

16

Практическая работа №1:

«Как ты воспринимаешь мир»


25.10.

17

Адаптационный период

Урок-игра: «Как ты рос».

Основные возрастные периоды жизни человека, их особенности.


29.10.

18

«Твоё тело» Внешнее строение человека важнейшие функции его отделов и органов

ИКТ: Сопоставление реальных объектов и геометрических фигур средствами ИКТ


01.11.

19

«Как ты питаешься» Значение правильного питания для здоровья человека.

12.11.

20

Твоя одежда. Значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное.

15.11.

21

Твоя одежда. Значение одежды для человека.

ИКТ: Передача информации на ПК

19.11.

22

Будь здоров! Основные правила гигиены, необходимость их соблюдения.


22.11.

23

Будь здоров! Причины инфекционных заболеваний; предметы личной гигиены их назначение.


26.11.

24

Твоё настроение. Эмоциональная сфера ребенка, эмоциональное состояние других людей.

29.11.

25

Твоё настроение. Положительные и отрицательные эмоции, их значение в жизни человека. Приемы управления собой.


03.12.

26

Презентация проекта по теме: «Одежда человека»

Проверочная работа по теме: «Человек»


06.12.

27

Полна природа удивления. Формирование представления о живой и неживой природе.


10.12

28

Урок - игра: «Будь внимательным!» Значение внимания и памяти в жизни человека.

ИКТ: Презентация работы с использованием ИКТ


13.12.

29

Вода. Практическая работа №2: «Удивительные превращения воды».

17.12.

30

Вода и воздух. Значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней

Практическая работа №3: «Смешивание красок», «Замораживание леденцов», «Получение мыльных пузырей».

20.12.

31

Зима. Изменения в природе зимой.

ИКТ: Создание гипермедиасообщений


24.12.

32

Экскурсия № 6 «Зима»

Зимние явления в природе.


27.12.

33

Времена года. Обобщение знаний о сезонных явлениях в природе.

10.01.

34

Как устроено растение .

Практическая работа №3: «Части растений»

ИКТ: Создание гипермедиасообщений


14.01.

35

Сравнение различных растений.


17.01.

36

Деревья, кустарники, травы.

ИКТ: Создание гипермедиасообщений


21.01.

37

Основные жизненные формы растений. Деревья, кустарники, травы.

Практическая работа №4: «Лиственные и хвойные деревья.»

24.01.

38

Классификация растений. Формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

28.01.

39

Как развивается растение. Разнообразие семян их значение в жизни растения.

Практическая работа №5:« Развитие фасоли из семени»

31.01.

40

Необходимые условия для жизни растений.

ИКТ: Создание гипермедиасообщений


04.02.

41

Растения в нашем классе, уход за ними.

Практическая работа №6: «Уход за комнатными растениями»

07.02.

42

Насекомые, птицы, рыбы, звери... Разнообразие животных.

11.02.

43

Внешнее строение животных. Сходство и различие между животными.

14.02.

44

Жизнь животных. Питание и движение.


25.02.

45

Разнообразие пищи животных. Знакомство с некоторыми способами добывания пищи животными


28.02.

46

Домашние животные и их значение в жизни человека.

04.03.

47

Презентация проекта по теме «Растения» ИКТ:Презентация работ проекта


07.03.

48

Береги природу, человек! Взаимодействие природы и человека.

Проверочная работа по теме: «Природа в жизни человека».

11.03.

49

Наша Родина. «Малая родина»

ИКТ: Отбор материала для использования в информационном проекте


14.03.

50

Наша Родина. Россия и народы, населяющие её.


18.03.

51

Наш дом. Разнообразие населённых пунктов России.


21.03.

52

Наш дом. Знакомить со строительством домов, причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок.

ИКТ: Презентация работ средствами ИКТ


01.04.

53

Наши родственники. Полная и неполная семья.


04.04.

54

Наши родственники. История моей семьи.


08.04.

55

Хороший день. Формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье.

Ролевая игра: « Мой день рождения».

11.04.

56

Хороший день. Организация выходного дня.

ИКТ: Моделирование средствами ИКТ


15.04.

57

Экскурсия № 7: «Весенние изменения в природе»

18.04.

58

Признаки весны: потепление, таяние снега, распускание листьев на деревьях, прилёт птиц.


22.04.

59

Наша безопасность

Урок-игра: разыгрывание опасных ситуаций, которые могут привести к пожару.

25.04.

60

Наша безопасность. Безопасность поведения ребёнка в квартире, подъезде, лифте.

ИКТ: Фиксация информации средствами ИКТ


29.04.

61

Будем вежливы. Правильные взаимоотношения между людьми.

06.05.

62

Будем вежливы. Этические нормы поведения детей дома, на улице, в транспорте, общественных местах.

ИКТ: Фиксация информации средствами ИКТ


13.05.

63

Мы едем, едем, едем... Виды транспорта. Правила поведения в различных видах транспорта.

16.05.

64

Правила поведения в различных видах транспорта.


20.05.

65

Проверочная работа по теме: «Человек среди людей»

Презентация проекта по теме «Люди и их занятия».


23.05.

66

Скоро лето. Варианты летнего отдыха. Правила безопасного поведения в природе летом.


27.05.


Резерв


30.05



Материально-техническое обеспечение


  • Книгопечатная продукция:
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель, 2013.
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: АСТ, Астрель, 2013.
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. - М.: АСТ, Астрель.
  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

  • Таблицы в соответствии с основными разделами програм­мы обучения.
  • Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
  • Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование в соответствии с основными разделами програм­мы обучения.






© 2010-2022