• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на педсовете по теме Создание ситуации успеха на уроке как одно из ключевых условий процесса обучения младших школьников

Выступление на педсовете по теме Создание ситуации успеха на уроке как одно из ключевых условий процесса обучения младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю проследить, какова роль ситуации успеха в поддержании интереса к учению. Слайд№2. Педагогов и родителей вот уже несколько десятилетий волнует вопрос: почему у детей пропадает интерес к учёбе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций - «вагон», интереса к учёбе - «воз и маленькая тележка». Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу некоторых обучающихся трудно заставить делать уроки. Слайд№3. В российской педагогике можно обозначить 3 вечных вопроса: Почему это происходит? Кто виноват? Что делать? Поясняю: Почему? Ребёнок, идя в школу, надеется заслужить любовь и признание со стороны учителя и одноклассников. Но происходит крушение этого светлого оптимизма. Кто виноват? Учителя, родители или методы обучения? Что делать, чтобы обучение было интересным? Слайд№4. На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. Так, педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский считал, что интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Он свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учёба станет для него источником «радости, восторга и удивления». Слайд№5. Далее предлагаю коротенько, (т.к. эти понятия многозначные, имеют социально-психологический и педагогический аспекты), разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Вы их видите на слайде. Слайд№6. «Ситуация успеха» - первична, это сочетание условий, которые обеспечивают успех. А сам успех - это результат СУ. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому ребёнку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Слайд№7. Но сама по себе ситуация успеха не возникнет, необходимо создать условия (технологические операции). Первое обязательное условие - атмосфера доброжелательности в классе. Второе условие - снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Ключевой момент - высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Важна реальная помощь в продвижении к успеху. Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников - педагогическое внушение (Успехов! За дело!) Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. Слайд№ 8. Как отмечалось выше, создание СУ- это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов. Они представлены на слайде № 8. Слайды№9,10,11. Сразу хочу обратить ваше внимание, что СУ имеет положительные и негативные стороны. Успех на уроке (Положительные стороны ситуации успеха) повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; - стимулирует к высокой результативности труда; - корректирует личностные особенности, такие как тревожность, неуверенность, самооценку; - поддерживает в классе благоприятный психологический климат; - развивает инициативность, креативность, активность. Слайд№ 12. Негативные стороны создания ситуации успеха состоят в том, что ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы. Создавая условия, каждый педагог ищет свои приёмы и средства. Слайд№13. Ситуации успеха, её типы и прёмы: 1. Неожиданная радость. 2. Общая радость.3.Радость познания. Неожиданная радость: Приемы «Эмоциональное поглаживание», «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь» или «Когда учитель плачет», «Холодный душ», «Авансирование». Общая радость: Приёмы «Следуй за нами», «Эмоциональный всплеск», «Обмен ролями», «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано». Радость познания: Приёмы «Эврика», «Линия горизонта». Успех открытия надо готовить; - внушать ребёнку, что он может достичь недоступного; - убеждать, что успехом он обязан, прежде всего, себе. Слайд№14. «Я - концепция» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. Положительная "Я - концепция": я нравлюсь, я способен, я значу способствует успеху, эффективной деятельности, положи тельным проявлениям личности. Отрицательная "Я - концепция" я не нравлюсь, не способен мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для формирования положительной "Я - концепции" необходимо: Видеть в каждом ученике уникальную личность. «Все дети талантливы». Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. "Учиться победно!" Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. "Ребенок хорош, а плох его поступок". Предоставлять возможности и помогать детям. "В каждом ребенке - чудо, ожидай его". Знание "Я - концепции" необходимо для каждого учителя, т.к. педагогические успехи определяются положительной "Я-концепцией» учителя - его эмоциональной стабильностью, способностью проявлять заинтересованность в судьбе ученика, социальной ответственностью.
Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость. Слайд№15,16. Учёба-это конечно, серьёзно, но не до слёз. На каждом уроке должна присутствовать радость познания, открытия, ведь сегодняшний успех в учёбе - завтрашний успех в жизни! Слайд№17,18. «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха». Слайд№19. Успехов вам и вашим детям, уважаемые коллеги!

© 2010-2022