- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по дисциплине Психология общения
Рабочая программа по дисциплине Психология общения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рудакова Н.Ю. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Тверской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
среднего профессионального образования
«БЕЖЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
«Психология общения»
код и название специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)»
г. Бежецк, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бежецкий промышленно-экономический колледж»
Разработчики: Кушалина Наталья Юрьевна, педагог-психолог, преподаватель ГБОУ СПО БПЭК.
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических дисциплин. Утверждена «____»_________________2014 г.
Председатель цикловой комиссии: ________________Н. В. Филиппова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программы переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48 в том числе: практические занятия
42 Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
Итоговая аттестация в форме зачета
-
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ».
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Психология
общения
42
Тема 1.1.
Понятие об общении.
Содержание учебного материала
1 Общение в системе межличностных и общественных отношений. Единство общения и деятельности. Виды, уровни и функции общения. Структура и средства общения. Значение общения для развития личности.
репродуктивный Практическое занятие
7
- Общение в профессиональной деятельности.
- Личностные особенности, проявляющиеся в общении.
- Влияние темперамента на межличностные отношения в группе.
Тема 1.2.
Коммуникативная и интерактивная стороны общения. Содержание учебного материала
1 Особенности коммуникативного процесса. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды социальных взаимодействий. Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа. Техники и приемы эффективного слушания. Способы повышения эффективности общения.
репродуктивный
Практические занятия
7
-
Формирование навыков социального взаимодействия.
-
Тренинг «Общение без слов».
-
Развитие техники активного слушания.
-
Тренинг коммуникативных умений и навыков.
1
2
3
4
Самостоятельная работа обучающихся
6
Изучение информационного материала (приемы эффективного общения по Д.Карнеги).
Изучение информационного материала (по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам.»)
Решение ситуационных задач по преодолению барьеров в общении.
Тема 1.3.
Перцептивная сторона общения
Содержание учебного материала
1 Понятие социальной перцепции. Психологические механизмы восприятия. Понятие каузальной атрибуции. Искажение в процессе восприятия. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Межличностная аттракция.
репродуктивный
Практические занятия
11
-
Эффекты и ошибки восприятия.
-
Тренинг «Учимся взаимопониманию».
-
Эмоции и чувства в общении.
-
Развитие навыков саморегуляции.
-
Отработка навыков убеждения.
-
Тренинг противостояния манипуляции.
Тема 1.4.
Формы делового общения
Содержание учебного материала
1
Особенности и виды делового общения. Деловая беседа: виды, этапы подготовки и проведения. Деловое совещание. Основные виды. Успешность проведения совещания. Переговоры: функции и методы. Правила успешных переговоров. Публичное выступление. Типичные ошибки при подготовке к выступлению. Факторы, повышающие эффективность выступления.
репродуктивный
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практические занятия | 7 |
|
|
| ||
| |||
| |||
| |||
Раздел 2. Психология конфликта |
| 8 | |
Тема 2.1. Конфликт и пути его разрешения | Содержание учебного материала | 1 | |
Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Функции конфликта. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Динамика конфликтов. Методы управления конфликтами. Способы разрешения конфликтов. |
| репродуктивный | |
Практическое занятие | 7 |
| |
|
| ||
| |||
|
| ||
Раздел 3. Этические формы общения |
| 6 | |
Тема 3.1. Этическая культура | Содержание учебного материала | 1 | |
Понятия: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. |
| репродуктивный | |
Практические занятия | 3 |
| |
Разработка этических норм своей профессии. |
| ||
|
|
|
|
1
2
3
4
Нравственные эталоны и образцы поведения.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Изучение информационного материала (Этический кодекс бухгалтера)
Всего
56
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-наглядные пособия по дисциплине «Психология общения». Технические средства обучения: - интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Кошевая И. П., Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).
- Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 414, [1] с.; ил. - (Среднее профессиональное образование).
- Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.: ил.
- Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения, М.: Издательский центр «Академия», 2009г.
Дополнительные источники:
-
Адаир Д. Эффективная коммуникация. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 320 с.
-
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
- Архипова, В. Ф. Психология межличностных отношений: учеб. пособие / В. Ф. Архипова, А. В. Голумидова ; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2009. - 124 с.
-
Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 416 с.
- Горбатов А. В., Елескина О. В. Деловая этика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный унивестет» - Кемерово «Кузбасвузиздат», 2010, 147 с.
- Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб.: Питер, 2012. - 416 с.: ил.
- Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.: ил.
- Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 448 с.
- Еремина Т. И. Визуальная психодиагностика: экспресс-методы идентификации личности по внешности, мимике, жестам/ Т. И. Еремина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 234, [1] с. - (Психологический практикум).
- Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог». - Издателький дом «Первое сентября».
- Пиз. А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 288 с. (Серия «А и Б = формула успеха»).
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 327 с.
- Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. - 464 с.: ил.
- Самыгин С. И. Деловое общение: учебное пособие/ С. И. Самыгин, А. М. Руденко. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 440 с.
- Сущенко С. А. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы: azps.ru - А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи pedsovet.su - Раздел «Психологу». Разработка уроков и занятий. vashpsixolog.ru - Ваш психолог. Работа психолога в школе.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности
Оценка выполнения заданий на практических занятиях использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Оценка выполнения заданий на практических занятиях
Знания:
взаимосвязь общения и деятельности
Оценка выполнения заданий на практических занятиях
цели, функции, виды и уровни общения
Оценка выполнения заданий на практических занятиях роли и ролевые ожидания в общении
Оценка выполнения заданий на практических занятиях виды социальных взаимодействий
Оценка выполнения заданий на практических занятиях механизмы взаимопонимания в общении
Оценка выполнения заданий на практических занятиях техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения
Оценка выполнения заданий на практических занятиях этические принципы общения
Оценка выполнения заданий на практических занятиях источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Оценка выполнения заданий на практических занятиях
Оценка выполнения творческого проекта