Рабочая программа по дисциплине Психология общения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Тверской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

среднего профессионального образования

«БЕЖЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

«Психология общения»


код и название специальности


080114 «Экономика и бухгалтерский учёт

(по отраслям)»













г. Бежецк, 2014


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бежецкий промышленно-экономический колледж»
Разработчики: Кушалина Наталья Юрьевна, педагог-психолог, преподаватель ГБОУ СПО БПЭК.
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических дисциплин. Утверждена «____»_________________2014 г.
Председатель цикловой комиссии: ________________Н. В. Филиппова


СОДЕРЖАНИЕ

стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программы переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»




2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48 в том числе: практические занятия

42 Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Итоговая аттестация в форме зачета



  1. 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Психология

общения

42


Тема 1.1.

Понятие об общении.

Содержание учебного материала

1 Общение в системе межличностных и общественных отношений. Единство общения и деятельности. Виды, уровни и функции общения. Структура и средства общения. Значение общения для развития личности.


репродуктивный Практическое занятие

7


  1. Общение в профессиональной деятельности.


  1. Личностные особенности, проявляющиеся в общении.
  1. Влияние темперамента на межличностные отношения в группе.

Тема 1.2.

Коммуникативная и интерактивная стороны общения. Содержание учебного материала

1 Особенности коммуникативного процесса. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды социальных взаимодействий. Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа. Техники и приемы эффективного слушания. Способы повышения эффективности общения.


репродуктивный

Практические занятия

7


  1. Формирование навыков социального взаимодействия.


  1. Тренинг «Общение без слов».

  1. Развитие техники активного слушания.

  1. Тренинг коммуникативных умений и навыков.



1

2

3

4


Самостоятельная работа обучающихся

6


Изучение информационного материала (приемы эффективного общения по Д.Карнеги).

Изучение информационного материала (по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам.»)

Решение ситуационных задач по преодолению барьеров в общении.


Тема 1.3.

Перцептивная сторона общения

Содержание учебного материала

1 Понятие социальной перцепции. Психологические механизмы восприятия. Понятие каузальной атрибуции. Искажение в процессе восприятия. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Межличностная аттракция.


репродуктивный

Практические занятия

11


  1. Эффекты и ошибки восприятия.


  1. Тренинг «Учимся взаимопониманию».

  1. Эмоции и чувства в общении.

  1. Развитие навыков саморегуляции.

  1. Отработка навыков убеждения.


  1. Тренинг противостояния манипуляции.


Тема 1.4.

Формы делового общения

Содержание учебного материала

1


Особенности и виды делового общения. Деловая беседа: виды, этапы подготовки и проведения. Деловое совещание. Основные виды. Успешность проведения совещания. Переговоры: функции и методы. Правила успешных переговоров. Публичное выступление. Типичные ошибки при подготовке к выступлению. Факторы, повышающие эффективность выступления.


репродуктивный






1

2

3

4


Практические занятия

7


  1. Тренинг навыков делового общения.


  1. Подготовка и проведение делового совещания.
  1. Формирование навыков ведения переговоров.

  1. Разработка плана публичного выступления.

Раздел 2.

Психология

конфликта


8

Тема 2.1.

Конфликт

и пути его разрешения

Содержание учебного материала

1

Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Функции конфликта. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Динамика конфликтов. Методы управления конфликтами. Способы разрешения конфликтов.


репродуктивный

Практическое занятие

7


  1. Анализ конфликтных ситуаций.


  1. Влияние темперамента на уровень конфликтности.

  1. Пути разрешения конфликтных ситуаций.


Раздел 3.

Этические формы общения


6

Тема 3.1.

Этическая культура

Содержание учебного материала

1

Понятия: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности.


репродуктивный

Практические занятия

3


Разработка этических норм своей профессии.






1

2

3

4


Нравственные эталоны и образцы поведения.


Самостоятельная работа обучающихся

2


Изучение информационного материала (Этический кодекс бухгалтера)

Всего

56


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-наглядные пособия по дисциплине «Психология общения». Технические средства обучения: - интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Кошевая И. П., Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).
  2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 414, [1] с.; ил. - (Среднее профессиональное образование).
  3. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.: ил.
  4. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения, М.: Издательский центр «Академия», 2009г.


Дополнительные источники:

  1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 320 с.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.

  3. Архипова, В. Ф. Психология межличностных отношений: учеб. пособие / В. Ф. Архипова, А. В. Голумидова ; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2009. - 124 с.
  4. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 416 с.

  5. Горбатов А. В., Елескина О. В. Деловая этика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный унивестет» - Кемерово «Кузбасвузиздат», 2010, 147 с.
  6. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб.: Питер, 2012. - 416 с.: ил.
  7. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.: ил.
  8. Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 448 с.
  9. Еремина Т. И. Визуальная психодиагностика: экспресс-методы идентификации личности по внешности, мимике, жестам/ Т. И. Еремина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 234, [1] с. - (Психологический практикум).
  10. Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог». - Издателький дом «Первое сентября».
  11. Пиз. А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 288 с. (Серия «А и Б = формула успеха»).
  12. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 327 с.
  13. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. - 464 с.: ил.
  14. Самыгин С. И. Деловое общение: учебное пособие/ С. И. Самыгин, А. М. Руденко. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 440 с.
  15. Сущенко С. А. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Интернет-ресурсы: azps.ru - А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи pedsovet.su - Раздел «Психологу». Разработка уроков и занятий. vashpsixolog.ru - Ваш психолог. Работа психолога в школе.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

Оценка выполнения заданий на практических занятиях использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Оценка выполнения заданий на практических занятиях

Знания:

взаимосвязь общения и деятельности

Оценка выполнения заданий на практических занятиях

цели, функции, виды и уровни общения

Оценка выполнения заданий на практических занятиях роли и ролевые ожидания в общении

Оценка выполнения заданий на практических занятиях виды социальных взаимодействий

Оценка выполнения заданий на практических занятиях механизмы взаимопонимания в общении

Оценка выполнения заданий на практических занятиях техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

Оценка выполнения заданий на практических занятиях этические принципы общения

Оценка выполнения заданий на практических занятиях источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Оценка выполнения заданий на практических занятиях

Оценка выполнения творческого проекта


© 2010-2022