Статья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учреждении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииСтатья на тему Реализация ФГОС НОО в образовательном учрежденииРеализация ФГОС НОО в образовательном учреждении

(МАОУ «Лицей №3»)

Переведенцева Наталья Борисовна

заместитель директора

г.Стерлитамак



С сентября 2011 г. в нашем лицее началась реализация федерального государственного образовательного стандарта. Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В течение 2010-2011 учебного года администрация лицея, Совет по внедрению ФГОС НОО, рабочая группа, творческие группы педагогов работали над созданием модели методического сопровождения ФГОС НОО. Данная модель учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемые к современной модели образования.
Модель научно-методического сопровождения ФГОС ООО

Информационное сопровождение


Нормативно-правовое сопровождение

Организационно-методическое сопровождение

Кадровое сопровождение

Финансовое сопровождение

Управление (директор, завуч, педсовет, методсовет, рабочая группа ФГОС)

Научно-методическое сопровождение



























  1. Управление





Управление процессом по внедрению ФГОС НОО осуществляется директором лицея, Управляющим советом, на котором утверждается программа действий для реализации стандарта. За планирование, организацию работы по внедрению ФГОС ООО отвечает - заместитель директор.

Федеральный уровень

Федеральный уровень



2) Нормативно-правовое

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Школьный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Школьный уровень

Нормативно -правовые акты (приказы, положения, инструкции)











Готовность ОУ к введению ФГОС определяют по критериям:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ;
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;
  • определен список учебников и учебных пособий;
  • определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности учащихся;
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО;
  • осуществлено повышение квалификации руководителей, учителей;
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

  1. Информационное - техническое обеспечение
Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Потенциальные возможности информатизации в совершенствовании качества образования чрезвычайно высоки. Успех этого процесса во многом зависит от компетентности педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Мобильные компьютерные классы

ЦОРы

Владение педагогами

ИКТ-технологиями

Сайт

Информационно-техническое обеспечение



















Основными компонентами современной информационно-образовательной среды являются:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов (в том числе ЦОР);
  • средства ИКТ;
  • система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.


4,Экспериментальная площадка на базе лицея В 2011-2012 уч.году был подготовлен пакет материалов, проведены все согласования и начата работа новой экспериментальной площадки (в соответствии с Договором №23 - ФЭ от 26.06.2011 года с АПК ППРО г. Москва, информационное В 2011 - 2012 учебном году был подготовлен письмо МУ «ОО» администрации г. Стерлитамак №1103 от 16.06.2011 года). В зону эксперимента включены педагоги и обучающиеся начальной школы, которые работают в составе федеральной экспериментальной площадки на базе Центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» при АПК и ППРО города Москвы. Научным руководителем экспериментальной площадки является доктор педагогических наук, профессор АПК и ППРО Л.Г. Петерсон. Темой эксперимента является отработка механизмов реализации ФГОС на основе деятельностного метода, разработчиком которого является Л.Г.Петерсон. В экспериментальных классах продолжается работа по внедрению надпредметного курса «Мир деятельности». Курс «Мир деятельности» призван содержательно и методологически отработать сложный переход от знаниевой парадигмы в системе образования к деятельностной парадигме, что соответствует основным требованиям ФГОС нового поколения. Организационно - установочный этап эксперимента, промежуточные результаты работы рассматривались на заседаниях НМС и кафедры учителей начальных классов. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на занятиях надпредметного курса позволяет обучающимся данных классов развивать коммуникативные умения и общеучебные навыки. Педагоги отмечают, что обучающиеся всегда с большим желанием работают на этих занятиях,активно делятся тем, что узнали и чему научились, дома с родителями. Красочные печатные материалы (демонстрационные, разрезные, учебные пособия), разработанные презентации и материалы уроков дают большие возможности в достижении поставленных целей. Педагоги - экспериментаторы периодически предоставляют результаты мониторинговых исследований и анкетирований, педагогических наблюдений и тестирований научному руководителю эксперимента Л.Г. Петерсон. На конец первого полугодия 2012 - 2013 учебного года во всех экспериментальных классах обучающиеся показали результаты на уровне выше среднего в освоении программного материала, УУД и ОУ

4) Кадровое сопровождение Для того чтобы реализовать задачу достижения нового качества образования, школа должна обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, способных решать новые профессиональные задачи в связи с введением ФГОС ООО




Моральное и материальное поощрение

Повышение квалификации

Курсы

Вебинары

Конкурсы профессионального мастерства

Самообразование

Кадровое сопровождение

Высокий профессионализм педкадров

Диагностика готовности учителей к работе по ФГОС


















Однако имеются определенные риски реализации ФГОС НОО. К ним можно отнести возможное негативное отношение педагогов к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, неэффективное управление данным процессом; отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности. Чтобы устранить риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников. Поэтому план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:

  • самообразование педагогов;
  • содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
  • системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары в лицее);
  • создание информационно-методической базы инновации, передового педагогического опыта.
Рекомендуемые формы и методы обучения педагогических кадров:
  • Лекции -
  • Семинары -
  • Моделирование
  • Педагогические чтения - обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников лицея;
  • Проведение открытых уроков
  • Обучение в процессе анализа урока вместе с посещавшими урок завучами;
  • Педагогические мастерские
  • Практикумы
  • Ролевые игры



5) Организационно-методическое обеспечение
Организационно-методические мероприятия по внедрению ФГОС ООО должны способствовать:
  • формированию в лицее инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения ФГОС;
  • методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях
ФГОС.

Наша методическая служба может быть представлена в следующей схеме:

План методического сопровождения ФГОС НОО

Организационно-методическое

обеспечение

УМК для реализации задач ООП, интерактивное оборудование

Участие педагогов в методических семинарах, семинарах-практикумах школьного, муниципального уровня

Изучение и внедрение опыта учителей, работающих по ФГОС (экспериментальные площадки)

Открытые уроки учителей с внедрением новой структуры поурочного планирования - технологической карты

Нормативные документы и методическая литература по вопросам ФГОС НОО


























Важным компонентом методического сопровождения является создание материалов для внешнего контроля и оценки формирования планируемых предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО. Схема системы мониторинга в лицее выстроена следующим образом:







Стартовая стандартизированная контрольная работа с подробными методическими рекомендациями по её выполнению

Стандартизированная контрольная работа по контролю промежуточных результатов освоения ООП, с акцентированием внимания на выявленные ранее проблемные области

  • конкурс детских проектов

  • малые научно-практические конференции на базе ОУ

  • работа НОУ

  • участие в научно-практических конференциях регионального уровня

  • анализ портфолио учащихся

Работа проблемно-творческих групп по разработке КИМ ов для проведения стандартизированных контрольных работ

Анализ контрольной работы, выявление проблемных областей, разработка методических рекомендаций по их устранению



















Анализ контрольной работы, оценка результатов проведённой коррекционной работы по ликвидации проблемных областей

Итоговая стандартизированная контрольная работа















Все накопленные материалы можно отследить в базе администрации, учителя и портфолио учащихся. 6) Финансовое сопровождение Источником финансового сопровождения являются средства, направленные на реализацию ФГОС НОО

Источники финансирования

Субвенции

Местный бюджет

Внебюджетные средства







В целом по всем указанным направлениям велась и ведется большая продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стоят перед педагогическим коллективом лицея. Некоторые из них остаются основополагающими и на следующие учебныйе годы: обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. А также предметом постоянного внимания должна остаться работа по решению учебных проблем младших школьников (поиск новых методов работы с детьми гиперактивного поведения и синдрома дефицита внимания).

Исходя из анализа работы школы 1 ступени обучения, для работы в 2014-2015 учебном году предлагается тема: «Оптимизация процесса развития личности ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях урочной и внеурочной деятельности и совершенствование профессиональной компетентности учителя при реализации ФГОС НОО» на 2014-2015 год ставятся следующие задачи:

  1. Развитие современного стиля педагогического мышления учителя (системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность к профессиональному совершенствованию, работе над собой. Распространение элементов передового педагогического опыта, повышение уровня методической подготовки учителей и повышение персональной ответственности каждого учителя за результат работы.
  2. Регулярно проводить мониторинг УУД, позволяющий отследить планируемые результаты обучения. Активизировать работу в части целевого раздел "Система оценки достижения планируемых результатов освоения ". Подвести промежуточные итоги данной работы.
  3. Продолжить изучение особенностей учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО с целью усиления внимания к дифференциации и индивидуализации обучения, через активное внедрение и использование системно-деятельностного подхода и проблемно-диалогического обучения.
  4. Продолжить развивать систему внеурочной деятельности и обеспечить направленность содержания деятельности учащихся в ней на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС НОО, и личностных результатов освоения ООП НОО.
  5. Укрепление взаимодействия семьи и школы, информированность родителей о работе школы и откры-тость школы 1 ступени образования через страничку школьной методической кафедры учителей начальных классов на сайте лицея.

Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умею-щую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Это то, что должно стоять перед предметными знаниями. Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.



© 2010-2022