Рабочая программа по ИЗО УМК Школа 21 века (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Содержание программы

Пояснительная записка

1. Статус документа

2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

3. Ценностные ориентиры содержания курса (ФГОС)

4. Место учебного предмета в базисном учебном плане

5. Название учебно-методического комплекта

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание

Планируемые результаты освоения программы

Содержание учебного предмета

Календарно-тематическое планирование

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС)

1. Формы и методы контроля, нетрадиционные виды контроля

2. Критерии и нормы оценки

3. Система контролирующих материалов

Материально - техническое оснащение и учебно-методические средства обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Статус документа Программа выстроена в соответствии с государственными образовательными стандартами Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской издательской программы Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011). Данный учебный предмет входит в образовательную область «Искусство». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области «Искусство».

2. Цели и задачи изучаемого курса «Изобразительное искусство» Цели уроков: Разностороннее художественно-творческое развитие учащихся: Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; Активизацию самостоятельной творческой деятельности. Развитие интереса к природе и потребности общения с искусством ( восприятие и практическая деятельность). Формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства. Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к своему народу, к многонациональной культуре своей страны. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения. Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту. Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно - прикладном искусстве, архитектуре и дизайне. Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства. Тематический план рассчитан на 34 часа в год,1 час в неделю.


3. Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство» (ФГОС) Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла.

  1. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане

В 3 классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа 21 века», а именно авторской программы Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н.
  1. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

  1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2011г.
  2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г.
  3. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год


  1. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.


Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, проводятся уроки в виде: уроки - выставки, уроки-путешествия, творческой мастерской. Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом. Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разных видов, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы. Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Нетрадиционных уроков - 4 часа

Проектов - 4 часа

Экскурсии - 3 часа

Формы контроля уровня обученности

  1. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  2. Тестирование - 3 часа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛГИИ: игровые технологии, технология сотрудничества, групповая технология, природосообразная технология, технология развивающего обучения, технология проектирования.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:
- представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях; о выборе и применении выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Должны знать:
- холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов и их свойства; начальные представления о цветоведении; особенности композиции при изображении природных объектов;
Должны уметь:

-- выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства;
- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
- под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы; оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
- ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.

К КОНЦУ 3 КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ:

Личностные результаты:

Целостное, гармоничное восприятие мира.

Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.

Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

Умение доводить работу до конца.

Способность предвидеть результат своей деятельности.

Способность работать в коллективе.

Умение работать индивидуально и в малых группах.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

Умение проводить самостоятельные исследования.

Умение находить нужную информацию в Интернете.

Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.

Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.

Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.

Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.

Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.

Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.

Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.

Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.

Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата. Дом.

раб.

Тема урока

Тип урока

Характеристика дея­тельности учащегося

Планируемые пред­метные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные

результаты

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)

1

Наблюдать за природой

Освоение человеком природного про­странства (среда и населяющие её зве­ри, птицы). «Цветочная поляна»

Урок изучения нового ма­териала.

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы,звери, человек в природе).

Объясняет разнооб­разие и красоту при­роды. Понимает при­родное пространство в творчестве художни­ка: пейзаж, натюр­морт. Выполняет те­матическую компози­цию (примерные те­мы): «Букет из осен- н их л истьев », «Цветочная поляна», «Дом на горе»

Осваивает способы решения проблем по­искового характера. Представляет про­странство как среду (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

2

Подготовить фотографии с уголками природы

Форма, ритм, цвет, композиция, динами­ка, пространство. «Природный пейзаж»

!

Комбини­

рованный

урок.

Изображать природ­ный пейзаж в жанро­вых сценах, натюр­морте, иллюстрациях к литературным про­изведениям, архитек­турно-ландшафтных композициях. Исполь­зовать в работе впе­чатления, полученные от восприятия картин художников.

Осознает величие природы. Находит изображение природы в разных жанрах изо­бразительного искус­ства. Осваивает кар­тинную плоскость. Отображает содержа­ние художественного произведения в живо­писи и графике сред­ствами изобразитель­ного искусства. Вы­полняет работы на пленэре- этюды.

Продуктивно мыслит. Испытывает нравст­венные и эстетиче­ские чувства: любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственноговоспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей.

3

Подготовить информацию о знаменитых путешественниках

Разнообразие при­родных объектов в творчестве художника. «Облака и птицы в небе»

Комбини­

рованный

урок.

Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмиче­ское своеобразие природного ландшаф­та с помощью средств изобразительного ис­кусства. Создавать цветовые графиче­ские композиции в технике компьютерной графики. Уметь фото­графировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поис­ковых системах Ин­тернета необычные фотографии природ­ной среды.

Понимает, что воз­душное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в при­роде особый рисунок). Объясняет, что такое «открытое» и «закры­тое» пространство. Выполняет компози­цию на одну из тем: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитате­ли», «Красные рыб­ки в пруду», «Горные вершины». Работает в технике акварели «по сырому».

Способен оригиналь­но мыслить и само­стоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзыв­чив к восприятию про­изведений профес­сионального и народ­ного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.

4

Описать ландшафт, увиденный на экскурсии

Ритм и орнамент в природе и в искусстве. «Подводные обитате­ли»

Интернет- экскурсия

Понимать и изобра­жать природный ритм (орнамент): горы, ле­са, моря, реки, пусты­ни, равнины. Отделять главное от второсте­пенного. Выделять .композиционный центр. Создавать пло­скостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). Представ­лять и передавать ус­ловное изображение в географических кар­тах. Находить в интернете информацию о знаменитых путеше­ственниках и готовить о них небольщие пре­зентации (иллюстра­ции, фото с объясне­ниями).

Рассматривает дере­вья. Понимает, что каждый предмет име­ет своё строение (кон­струкцию). Понимает значение ритма и ор­намента в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природ­ный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озё­ра. Читает условное изображение карты рельефа, сравнивает с ним художественное отображение ланд шафта на картине. Исследует ландшафт родной природы. Соз­дает карты региона с указанием достопри­мечательностей. Ис­следует рельеф мест­ности

Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на проис­ходящее в мире, в ближайшем окруже­нии. Осваивает выра­зительные особенно­сти языка разных ис­кусств. Проявляет ин­терес к различным видам искусства.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фор­мирование интереса и уважительного от­ношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов. Развитие творческого потен­циала ребенка, акти-, визация воображения и фантазии.

5

Создать эскиз с помощью компьютерной графики

Композиционное размещение предме­тов на листе при ри­совании с натуры. «Закат солнца, сумерки»

Комбини­

рованный

/рок.

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Гра­мотно подходить к выбору изобразитель­ных материалов. Использовать вырази­тельные средства изобразительного ис­кусства, созвучные содержанию. Созда­вать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

Сознательно выбира­ет формат листа. Ос­ваивает и выбирает формат изобрази­тельной плоскости при создании композиции: вертикальный, гори­зонтальный, вытяну­тый, квадратный, овальный и др. Вы­полняет тематическую композицию. Пример­ные темы композиций: «Гнездо аиста над де­ревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна».

Понимает связь на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, его сенсорных способностей. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

6

Подобрать картинки с морским пейзажем.

Перспектива как спо­соб передачи про­странства на картине с помощью планов. «Журавлиная стая на восходе солнца»

/рок-

творчества

Передавать графиче­скими средствами воздушную перспек­тиву. Выбирать и ос­ваивать картинную плоскость в зависимо­сти от содержания. Находить и запечат­левать неожиданные явления природы с помощью фотоаппа­ратаИспользовать в рабо­те средства компью­терной графики.

Осваивает понятия «перспектива» и «воздушная пер­спектива». Изобража­ет полёт журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Пе­редает ритмический рисунок журавлиного клина. Работает в смешанной технике.

Имеет представления об искусстве и его исто­рии. Готов слушать со­беседника и вести диа­лог. Воспринимает мир пространственно. Соз­нательно подходит к восприятию эстетиче­ского в действительно­сти и искусстве, а также к собственной творче­ской деятельности.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

7

Подобрать предметы к тематическому натюрморту

Образы, построен­ные на контрасте формы, цвета, размера. «Яхты в море»

Урок-

проект.

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы Цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

Осваивает и закрепля­ет понятия контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Сравнивает главные и дополни­тельные цвета, звонкие и глухие, работает в малых группах. При­мерные темы компози­ций: «Яхты в море», «Солнечный день в го­рах», «Зимний пасмур­ный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передает в пейзаже разные со­стояния природы - сол­нечный день и пасмур­ное утро.

Активно использует речевые, музыкаль­ные, знаково­символические сред­ства, информацион­ные и коммуникацион­ные технологии в ре­шении творческих коммуникативных и познавательных за­дач. Сравнивает, ана­лизирует, обобщает и переносит информа­цию с одного вида ху­дожественной дея­тельности на другой (с одного искусства на другое).

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира, Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

8

Подготовить рассказ о летнем отдыхе

Изображение с нату­ры предметов конст­руктивной формы. «Морской натюрморт с ракушкой».

Комбини­

рованный

урок.

Овладевать приёмами самостоятельного со­ставления йатюрмор- та. Изображать с на­туры предметы конст­руктивной формы. Сознательно выби­рать формат, преодо­левать измельчён- ность изображения. Улавливать и переда­вать смысловую связь предметов в натюр­морте.

Осваивает понятие «тематический на­тюрморт». Составляет натюрморт и его изо­бражение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Компози­ционно размещает предметы.

Способен к самораз­витию и самовыраже­нию. Представляет пространство как сре­ду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей.

9

Принести натурные предметы округлой формы

Передача движения.

Изображение человека в движении.

Комбини­

рованный

урок.

Передавать движение. Уметь работать с на­туры и по наблюде­нию. Выполнять крат­кие зарисовки(набро­ски) с фигуры челове­ка (с натуры и по представлению): сто­ит, идёт, бежит. Рабо­тать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фото­альбомах картины ху­дожников, на которых изображён человек.

Работает с натуры и по наблюдению: крат­кие зарисовки(набро­ски и портрет по на­блюдению). Изобра­жает человека в дви­жении, за характер­ными для разных вре­мён года занятиями: весна - изготовление скворечника, посев­ная; лето - сенокос, езд^ на велосипеде, купание; осень - сбор урожая, начало учеб­ного года; зима - ка­тание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы.

Накапливает знания и представления о раз­ных видах искусства и их взаимосвязи. Испы­тывает нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему наро­ду, к многонациональ­ной культуре.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

10

Подготовить информацию о строении насекомого (стрекоза, пчела)

Передача объёма в живописи и графике.

Комбини­

рованный

урок.

Овладевать приёмами работы различными графическими мате­риалами. Передавать объём графическими средствами. Переда­вать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, ка­рандаш.

Осваивает разнооб­разные виды штриха. Понимает зависи­мость штриха от ис­пользуемого графиче­ского материала и ха­рактера изображаемо­го предмета. Рисует с натуры предмет ок­руглой формы - ябло­ко, чашку.

Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельности на другой (с одного ис­кусства на другое).

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

11

Подготовить пластилин, подкладную доску, стеку

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров.

Урок-

творчества

Представлять, что та­кое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при созда­нии продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели).

Использует приёмы стилизации в создании предметов объёмной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя его характерные осо­бенности. Осваивает приёмы стилизации объектов живой природы в творчестве художников- дизайнеров. Выполняет наброски с насекомого, создает эскиз летательного аппарата по выполненным наброскам.

Создает конструкцию летательного аппарата в технике бумажной пластики.

Имеет представление об искусстве и его ис­тории. Воспринимает мир целостно, гармо­нично. Эмоционально отзывчив к воспри­ятию произведений профессионального и народного искусства.

Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.


12

Подготовить информацию об артистах цирка.

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, харак­тер, фактура, материал).

Комбини­

рованный

урок.

Понимать, представ­лять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из гли­ны или пластилина).

Понимает и объясня­ет, что такое «кон­траст» и «нюанс» в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балери­на», «Стойкий оло­вянный солдатик, ки­тайский болванчик и балерина».

Готов слушать собе­седника и вести диа­лог. Представляет пространство как сре­ду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной дея­тельности.

13

Подготовить подручный материал для коллективной композиции «Детский городок»

Передача динамики в объёмном изображе­нии.

Мини - проект

Осваивать профес­сиональную лепку. Создавать объёмно­пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении ло памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

Лепит по памяти фи­гуры человека в движении. Осваива­ет приёмы лепки фи­гуры человека спосо­бами вытягивания де­талей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы ком­позиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Фут­бол».

Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

14

Прочитать сказку Н.Носова «Незнайка в солнечном городе»

Лепка объёмно­пространственной композиции из одно­цветного пластилина или из глины.

Комбини­

рованный

урок.

Участвовать в коллек­тивном творчестве при создании объём­но-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью кар­каса.

Передавать ритм и динамику при созда­нии художественного образа.

Работает в малых группах. Осваивает навыки сотворчества при создании крупной композиции. Пример­ная тема: «Детский городок». Использо­вание несложного кар­каса из проволоки и палочек. Предвари­тельно обсуждает эс­киз будущей работы и распределяет обязан­ности.

Понимает, что такое природное простран­ство и среда разных народов. Восприни­мает мир целостно, гармонично. Эмоцио­нально отзывчив к восприятию произве­дений профессио­нального и народного искусства.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

15

Прочитать сказку П.Бажова «Хозяйка медной горы»

Создание эскизов архитектурных со­оружений на основе природных форм в технике рельефа.

Комбини­

рованный

урок.

Создавать эскизы ар­хитектурных сооруже­ний на основе при­родных форм (по опи­санию в сказках). Вы­ражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3- 5 человек.

Создает композицию по мотивам литера­турных произведений, например по сказкам Х.-К. Андерсена,

Н.Н. Носова,

Дж. Родари. Примерные темы ком­позиций: «Дома в виде ракушки для подвод­ного царства», «Горо­док, где жил Чиполли- но», «Цветочный го­род».

Интересуется искусст­вом разных стран и народов. Понимает связи народного ис­кусства с окружающей природой,климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностя­ми региона. Представляет освоен­ное человеком про­странство Земли.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фор­мирование интереса и уважительного от­ношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов. Развитие творческого потен­циала ребенка, акти­визация воображения и фантазии.

16

Подготовить информацию о растительном и животном подводном мире.

Равновесие в изо­бражении и вырази­тельность формы в декоративном искус­стве: обобщённость, силуэт.

Урок-

выставка


Создавать предметы для интерьера с учё­том его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предме­та) стилевые особен­ности интерьера в це­лом. Находить в поис­ковых системах Интернета экспозиции в Государственном му­зее Эрмитаж - вазы, выполненные из камня русскими мас­терами.

Создает вазу из «кам­ня» для конкретного интерьера на основе информации и впе­чатлений, полученных на экскурсии в музей. Лепит из цветного пластилина или рабо­тает с помощью бумаги и клея.

Понимает связи на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона.

Развитие этических чувств и эстетических

потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

17

Подготовить к выставке любимое худ. произведение

Выявление декора­тивной формы: рас­тительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес под­водного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

Тестирование

Создавать декоратив­ные причудливые формы по мотивам природных, в том чис­ле на основе иллюст­раций, найденных в Интернете. Привно­сить в декоративную композицию свои представления о кра­соте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики. Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять деко­ративную форму узо­ром и цветом:расти­тельные мотивы на­родного искусства. Находить в Интернете оригинальные, при­чудливые формы при­родных объектов, соз­давать из них свою коллекцию природных форм.

Создает художествен­ные формы на основе наблюдений за при­родой: «Одежда жи­телей цветочного го­рода», «Лесные феи». Понимает разнообра­зие растительного ми­ра. Создает свой ко­ралловый остров и заселяет его расте­ниями и животными. Выполняет работу в технике бумажной пластики или с помо­щью цветного пласти­лина. Работает в оп­ределённой цветовой гамме: сближенные цвета - мягкая цвето­вая гамма (замутне- ние цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета - «праздник красок».

Представляет освоен­ное человеком про­странство Земли. Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельности на другой (с одного ис­кусства на другое).

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

18

Прочитать сказку «Дюймовочка»

Раскрытие взаимо­связи элементов в композиции (музы­кальной, предметной, декоративной).

Комбини­

рованный

урок.

Улавливать настрое­ние и ритм музыкаль­ного и поэтического произведения и передавать их гра­фическими средства­ми. Определять и пе­редавать настроение, использовать цвето­вое разнообразие от­тенков. Акцентировать внимание на компози­ционном центре и ритмическом изобра­жении пятен и линий.

Сознает цветовое бо- гатство оттенков в жи­вописи. Находит ото­бражение природы в музыкальных, литера­турных произведени­ях, в живописи, графи­ке. Определяет выра­зительный язык худо­жественного произве­дения, созвучный на­строению, ритму при­роды. ■

Активно использует речевые, музыкаль­ные, знаково­символические сред­ства, информацион­ные и коммуникацион­ные технологии в ре­шении творческих коммуникативных и познавательных за­дач. Сравнивает, ана­лизирует, обобщает и переносит информа­цию с одного вида ху­дожественной дея­тельности на другой (с одного искусства на другое).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. * Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

19

Закончить работу

Зароэедение замысла на основе предло­женной темы.

Комбини­

рованный

урок.

Передавать индиви­дуальную манеру письма. Понимать и передавать контраст­ные отношения в раз­ных пространствах с помощью цвета, ли­нии, штриха, в том • числе в технике ком­пьютерной графики.

Находит индивиду­альную манеру изо­бражения. Понимает смысловую зависи­мость между форма­том и материалом. Создает композицию на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Уны­лое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюй­мовочка в жилище по­левой мыши».

Способен к самораз­витию и самовыраже­нию. Представляет пространство как среду (все существу­ет, живет и развивает­ся в определенной среде). Понимает связь каждого пред­мета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

20

Подобрать худ. произведение с подробным описанием природы

Разнообразие худо­жественно­выразительного язьн ка различных ис­кусств.

Комбини­

рованный

урок.

Определять характер и форму творческой ра­боты на основе пред­ложенной темы. Находить индивиду­альную манеру изобра­жения. Передавать смысловую зависи­мость между элемен­тами изображения: вы­бором формата, мате­риала изображения.

Заполняет пространство листа. Самостоятельно решает поставленную творческую задачу в разных формах и ви­дах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Образно оп­ределяет звуки в цвете и форме. Испытывает потребность выразить визуальными средства­ми звуки природы.

Накапливает знания и представления о раз­ных видах искусства и их взаимосвязи. Испы­тывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной при­роде, своему народу, к многонациональной культуре.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии

21

Подобрать книги с особенностями графического решения заглавных букв

Взаимосвязь содер­жания художествен­ного произведения и иллюстрации.

Комбини­

рованный

урок.

Передавать содержа­ние художественного ' произведения в гра­фической иллюстра­ции. Выделять компо­зиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.. Создавать коллектив­ную книжку-раскраску.

Читает художествен­ные произведения (проза, стихи, сказки) с подробным описа­нием (природы, мест­ности, настроения, внешности человека), передает их в графи­ческих образах (иллю­страции).

Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

22

Подготовить пересказ любой сказки

Взаимосвязь содер­жания книги(литера­турного произведе­ния) с иллюстрация­ми и художественным оформлением шриф­та текста.

Мини-проект

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; ориги­нальные заглавные бук­вы своего имени; пере­давать в образе буквы собственный характер и интересы.

Коллективные творче­ские исследования, связанные с выявлени­ем особенностей гра­фического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Понимает роль и значение букви­цы при издании сказоч­ных и былинных произ­ведений. Создает коллективный алфавит из буквиц, найденных в книгах, журналах, Ин­тернете.

Имеет представление об искусстве и его ис­тории. Воспринимает мир целостно, гармо­нично. Эмоционально отзывчив к воспри­ятию произведений профессионального и народного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.

23

Вспомнить и рассказать самый фантастический сон

Художник в театре.

Виртуаль­ная экскур­сия.

Создавать сюжетные объёмно­пространственные композиции по моти­вам театральной по­становки. Оформлять сцену к спектаклю (иг­ровому или кукольно­му). Уметь работать в коллективе, распре­делять обязанности.

Совершает заочную экс­курсию в театр. Знако­мится с организацией и художественным реше­нием атрибутов сцены, костюмов героев, цвето­вым и световым оформ­лением спектакля. Соз- дает'.сюжетные объём­но-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Создает эскизы оформ­ления сцены по мотивам сказок (для кукольного спектакля). Использует большую картонную ко­робку.

Готов слушать собе­седника и вести диа­лог. Представляет пространство как сре­ду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

24

Подготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве в предметах быта

Изменение простран­ственной среды (ви­зуальное, звуковое оформление) в зави­симости от ситуации.

Мини-проект

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эски­зе), оформление уголка в классе, сцены. При­менять разнообразные художественные мате­риалы для осуществле­ния замысла. Работать в ситуации коллектив­ного сотворчества. Применять музыкаль­ный материал для пе­редачи настроения и эстетического образа пространства.

Создает необычное (сказочное) игровое пространство (эскиз): уголок в классе, сцена для проведения худо­жественного события. Осваивает разнообра­зие форм в архитекту­ре. Совершает вооб­ражаемое путешест­вие в прошлое и будущее: знакомит­ся со средой, в кото­рой жил писатель- сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусст­во, одежда). Пример­ные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Ар­хитектура в стране снов - домик, в кото­ром живёт твой сон». Выполняет эскизы ар­хитектурных сооруже­ний, элементов укра­шения.

Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально-чувствен­ного восприятия ок­ружающего мира природы и произве­дений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

25

Подготовить описание Новгородской ярмарки из былины «Садко»

Передача настроения в форме.

Представлять особен­ности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декора­тивной форме на­строение. Украшать форму декоративными элементами в соот­ветствии с её особен­ностями и назначени­ем предмета.

Украшает форму деко­ративными элемента­ми. Создает предметы декоративно­-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, груст­ный, озорной», «Кувшин "Поющий петух"». Деко­ративная лепка: глина, пластилин.

Понимает, что такое природное простран­ство и среда разных народов. Восприни­мает мир целостно, гармонично. Эмоцио­нально отзывчив к восприятию произве­дений профессио­нального и народного искусства.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

26

Найти информацию в Интернете на тему: «Знаки и символы русского народа»

Знакомство с народ­ными художествен­ными промыслами России в области игрушки.

Урок-путешествие.

Понимать особенно­сти и создавать иг­рушки по мотивам на­родных художествен­ных промыслов. При­менять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от деко­ративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек.

Объясняет зависи­мость формы, мате­риала и украшения игрушки от особенно­стей растительного и животного мира того края, где она изготов­лена. Отображает природные мотивы в орнаменте и элемен­тах декоративного ук­рашения игрушек. Со­вершает заочное пу­тешествие вместе с коробейниками по яр­маркам и базарам. Изготавливает игруш­ки (фигурки в нацио­нальных костюмах, в технике бумажной пластики). Применяет в работе пузырьки, бутылочки, коробки для каркаса.

Интересуется искусст­вом разных стран и народов. Понимает связи народного ис­кусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностя­ми региона. Представляет освоен­ное человеком про­странство Земли.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

27

Прочитать сказку о Василисе Премудрой

Освоение разнообра­зия форм в архитек­туре.

Комбини­

рованный

урок.

Понимать и переда­вать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народ­ном искусстве. Прово­дить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-

ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др. Передавать равнове­сие в изображении, выразительность формы в декоратив­ной композиции: обобщённость, силуэт.

Понимает влияние ис­торической эпохи и ус- | ловий жизни художника ' (архитектора, дизайне­ра] на его произведе­нии. Приводит примеры знаков и сим­волов в жизни. Создает знаки в Городе масте­ров, указывающие на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапож­ник», «Портной», «Куз­нец» и др. Примерные темы композиций: «То­темное дерево индей­цев», «Древо жизни». Работает на небольших форматах. Выполняет декоративную роспись камня узором. Работает фломастерами или цветными каранда­шами.

Понимает связи ис­кусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностя­ми региона. Сравни­вает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на дру­гой (с одного искусст­ва на другое).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

28

Разнообразие худо­жественно-вырази­тельного языка в де­коративно-приклад­ном искусстве.

Тестирование

Передавать ритмиче­ский характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображе­ний. Улавливать и осознавать ритмиче­ские повторы в поэти­ческих и музыкальных произведениях.

Уметь создавать де­коративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Понимает украшение как важный элемент народного и совре­менного костюма: броши, бусы, подвески и т.д. Приводит при­меры характера и формы украшений (драгоценные и поде­лочные камни). Изго­тавливает бусы в по­дарок Василисе Пре­мудрой или Царевне- лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвуч­ных повтору звуков в скороговорке (по вы­бору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обращает внимание на ритм и проговари- вание слов в скорого­ворке.

Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое). Осваивает выра­зительные особенно­сти языка разных ис­кусств.

Проявляет интерес к различным видам ис­кусства.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

29

Выразительные средства изобрази­тельного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитек­туры, декоративно­прикладного искусст­ва): форма, объём, цвет, ритм, компози­ция, мелодика, кон­струкция.

Комбини­

рованный

урок.

Понимать и уметь вы­ражать в словесной форме свои пред­ставления о видах ' изобразительного ис­кусства (их сходстве и различии). Участво­вать в обсуждении содержания и вырази­тельных средств про­изведений изобрази­тельного искусства. Проводить коллектив­ные исследования по данной теме.

Приводит примеры разных видов изобра­зительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитек­тура, декоративно­прикладное искусст­во). Объясняет выбор художником вырази­тельных средств изо­бразительного искус­ства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, компози­ция).

Осваивает способы решения проблем по­искового характера. Представляет про­странство как среду (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фор­мирование интереса и уважительного от­ношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

30

Составить рассказ по впечатлениям об экскурсии

Использование музы­кального и литера­турного материала.

Комбини­

рованный

урок.

Воспринимать, нахо­дить, объяснять об­щее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям раз­ных видов искусства (изобразительного, музыкального, хорео­графии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Воспринимает произ­ведения разных видов искусства. Обсуждает, сравнивает, находит общее и особенное в каждом виде искусст­ва. Выделяет эмоцио­нально-образные ха­рактеристики произ­ведений музыки, поэзии, живописи, гра­фики.

Продуктивно мыслит. Испытывает нравст­венные и эстетиче­ские чувства; любовь к родной природе, сво­ему народу, к много­национальной культуре.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

31

Подготовить фотографии улиц родного города.

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет).

Комбини­

рованный

урок.

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живопи­си, графики и художе­ственной фотографии. Выбирать и использо­вать различные худо­жественные материалы для передачи собст­венного замысла в жи­вописи или графике.

Выполняет этюды, на­броски после беседы или посещения музея (выставки). Осваивает выразительные средст­ва живописи (цвет, пят­но, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Называет виды графики. Приводит примеры вы­ражения художником своего отношения к объекту изображения.

Э. Мане, О. Ренуар,

Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фа­ворский, Е.И. Чарушин.

Способен оригиналь­но мыслить и само­стоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзыв­чив к восприятию про­изведений профес­сионального и народ­ного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.

32

Найти в интернете информацию о художниках: Шишкине, Билибине, Васнецове

Жанры изобрази­тельного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, быто­вой; натюрморт; ми­фологический.

Комбини­

рованный

урок.

Группировать произ­ведения изобрази­тельного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуж­дении, беседах, кол­лективных творческих проектах. Называть ведущие художественные му­зеи России и художе­ственные музеи сво­его региона.

Выполняет творче­скую самостоятельную работу по материалам обсуждений, экскурсий в Русский музей, Эр­митаж, Музей изобра­зительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находя­щиеся в регионе., где расположена школа.

Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на проис­ходящее в мире, в ближайшем окруже­нии. Осваивает выра­зительные особенности языка разных ис­кусств. Проявляет ин­терес к различным видам искусства.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

33

Красота и своеобра­зие произведений народного декора­тивно-прикладного искусства.

Тестирование

Понимать и определять своеобразие и особенности произве­дений декоративно­прикладного искусства (вышивка, роспись, мел­кая пластика, изделия из камня, гончарное искус­ство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно­прикладном искусстве, функциональность, практическую значи­мость произведений де­коративно-прикладного искусства.

Выражает свое отно­шение к изображае­мому. Художники И.Я. Билибин,

A. И. Куинджи,

B. М. Васнецов,

В.А. Серов, И.И. Шиш­кин, В. Ван Гог,

И.К. Айвазовский. На­блюдает за символи­кой в народном при­кладном искусстве. Приводит примеры юмора в народном искусстве. Объясняет, что такое функцио­нальность произведе­ний народного искус­ства.

Понимает связи на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

34

Красота архитектур­ных сооружений. Уникальность памят­ников архитектуры.

Виртуаль­ная экскур­сия.

Представлять и пони­мать связь архитекту­ры с природой. Называть архитектур­ные памятники регио­на, знать щ историю.

Объясняет связь ар­хитектуры с природой. Кратко рассказывает историю возникнове­ния и развития архи­тектурных ансамблей. Проводит наблюде­ния, задает вопросы во время экскурсии по архитектурным досто­примечательностям города. Обсуждает полученные сведения. Выполняет зарисовки архитектурных соору­жений своего региона.

Имеет представление об искусстве и его ис­тории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.




Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС)



Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются. Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё. Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования. Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике. Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе. Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей про­грамме, предполагает:

  1. ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
  2. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  3. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
  4. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они при­обретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  5. использование критериальной системы оценивания;
  6. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
  7. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью,самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий;

• "5" ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа аккуратная); «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 - 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

• "4" ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка; «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

• "3" ставится, если работа выполнена небрежно, ученик уложился в отведенное время. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

Материально - техническое оснащение и учебно-методические средства обучения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 3 класса

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки пред­метные, таблицы) в соответствии с основными те­мами программы обучения.

1) репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

2) портреты русских и зарубежных художников;

3) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

4) таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

5) схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

6) таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

7) открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображени­ем пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; жи­вотных и птиц; насекомых;

8) стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

9) складные мольберты с планшетами;

10) демонстрационные столики;

11) разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного твор­чества.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и ис­точники (по основным темам программы): элект­ронные справочные и учебные пособия, виртуаль­ные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моде­лирование и др.)

1) электронные библиотеки по искусству, ОУО-фильмы по изобразительному искусст­ву, о природе, архитектуре;

2) записи классической и народной музыки;

3) специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютер­ные программы).

Технические средства обучения

1) мультимедийный проектор, 0\ЛЭ-плееры, МРЗ-плееры;

2) компьютер с художественным программным обеспечением;

3) музыкальный центр;

4) демонстрационная доска для работы маркерами;

5) цифровой фотоаппарат;

6) сканер, ксерокс и цветной принтер. Оборудование и приборы -гуашь; палитра; цветные карандаши, восковые мелки; тушь, перья; акварель; цветная бумага, картон, ножницы клей; природный материал для аппликации; пластилин, глина; -зрительный ряд: репродукции с картин различных художников; подбор иллюстраций по темам программы; -музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия: музыка: «В полях» Р.М. Глиэра; «Фиалки» А. Скарлатти; «Ня­нина сказка», «Баба-Яга» П.И. Чайковского; фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» (ария Царевны-Лебеди) Н. А. Римского-Корсакова; «Жук» М. П. Мусоргского, фрагменты из оперы «Бо­рис Годунов» (народные мелодии); ноктюрны Ф. Шопена. поэзия: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», А. Н. Майков «Весна», А. А. Фет «Весенний дождь», В.Ф. Боков «Дождичек ут­ром», И.З. Суриков «Детство».



© 2010-2022