Открытый урок по русскому языку на тему: Написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку на тему: «Написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками».

2 класс.

Учитель: Радченко Т. А.

Цели: - закрепить работу по теме «Парные звонкие и глухие согласные»;

- закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

- повторить знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому подобные окончания слов требуют проверки;

- развивать умение производить анализ звукового состава слова, сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах;

- развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление, память, воображение;

- развивать кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей;

- формировать навык грамотного написания слов с парными звонкими и глухими согласными;

- формировать бережные взаимоотношения человека с природой;

- учить детей умениям сравнивать, анализировать и делать выводы;

- доказать неразрывную связь людей с окружающей средой;

- воспитывать аккуратность, любовь к природе, животным и бережное отношение к ним;

- прививать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: буквы на магнитах; картинка Красной Шапочки;

магнитофонная запись «Звуки леса»; картинка волка,

выглядывающего из - под одеяла, в кружевном чепце;

картинка пчелы; таблица звуков.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

1.

- Сегодня на уроке мы ещё раз повторим написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками и способы их проверки. Но урок у нас будет необычный. Мы отправимся в чудесное путешествие. Побываем в сказке. А в какой сказке, вы узнаете, отгадав главного героя. Имя этого героя зашифровано в книжке, на доске. Соединив в строчки согласные с гласными, вы назовёте имя нашего героя. (Красная Шапочка.)

- Значит, мы отправляемся в сказку….. («Красная Шапочка».)

- А кто написал эту сказку? (Шарль Перро.)

- Почему наша гостя не появилась, ведь мы отгадали её имя? (Потому что Красная Шапочка пишется с большой буквы. Это имя собственное. А имена собственные пишутся с большой буквы.)

- Молодцы!

(На доске появляется картинка Красной Шапочки.)

II. Минутка чистописания.

- Чтобы всем нам оказаться в сказочной стране - нужно очень красиво прописать буквы, которые обозначают один звук - звонкий, а другой - глухой.

(Дети прописывают на листочках половину строчки букву - С, половину - З.)

- Все справились! Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы в сказке.

III. Физкультминутка.

Жила - была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Решила она навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса. И приглашает нас совершить прогулку по лесу к домику бабушки.

(Звучит магнитофонная запись. Дети выполняют движения по музыку.)

IV. Словарная работа.

Игра «Плюс и минус».

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Плюс и минус», которую нам придумала Красная Шапочка. Поработаем со словарными словами. Необходимо правильно вставить букву в слово и рядом поставить плюс, если это растёт или живёт в лесу. Если нет, то - минус. Сделать это надо по очереди, наперегонки.

V. Повторение изученного.

- Поиграв в игру, мы идём по лесу, и тропинка выводит нас на опушку к домику бабушки. Зашла Красная Шапочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая - то)!

2.

(На доске появляется картинка волка, выглядывающего из - под одеяла, в кружевном чепце.)

- Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? - говорит басом.

А девочка ей в ответ: «Ш - ш - ш…»

(Рядом с Красной Шапочкой и волком появляется картинка пчелы.)

А пчела мимо летит: «Ж - ж - ж…»

- Чем - то похожи эти звуки! (Да, это же парные согласные.)

- Сколько их в русском языке? (6 пар.)

- Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? (Бывают твёрдыми и мягкими; звонкими и глухими.)

- Чем звонкие согласные звуки отличаются от глухих согласных звуков? (При произношении звонких согласных звуков слышится голос и шум, а при произношении глухих согласных звуков слышится только шум.)

- Давайте, вспомним эти звуки.

Игра «Фигуры и буквы».

(Индивидуальная работа.)

(Дети повторяют парные звонкие и глухие согласные звуки.)

От удивления у волка - бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.

Но она нисколько не испугалась и мы тоже.

- У вас на листочках записаны слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы. Обозначьте орфограмму.

- Какие буквы вы вставили? Почему? (Нужно изменить слово, чтобы после согласного стояла гласная.)

- Правильно! В этой позиции парный согласный слышится чётко.

Образец записи слов:

глаз - глаза нос - носы

зуб - зубы лоб - лбы

VI. Физкультминутка.

Мы в сказку к Красной Шапочке

Собрались в дальний путь.

Летели, плыли, ехали -

Пора и отдохнуть!

А в сказке той увидим мы

И прутик и цветы.

Про парные согласные

Узнаем я и ты.

Нам в этой сказке встретятся

Сорока, заяц, ёж…

Дорогу к милой бабушке

3.

Для внучки ты найдёшь.

Все любят сказки добрые -

Довольна детвора!

Скорее всем за дело,

Вновь в сказку нам пора!

- Сели за парты, ровно, спинки прямые.

VII. Закрепление изученного.

- Красная Шапочка задала волку - бабушке загадку:

На зелёной ножке

Выросли серёжки.

- Что это? (Ландыш.)

- Правильно! А какие согласные здесь спрятаны? (Парные.

Ножка, серёжка слышим [ш], а пишем [ж].)

(Индивидуальная работа по вариантам.)

Выполнить звукобуквенный анализ слова:

I вариант: II вариант:

ножка серёжки

- А какая особенность этой пары звонких и глухих звуков? (Они всегда твёрдые.)

- Вот какие опасные согласные! Сколько с ними хлопот!

- Им нельзя доверять - надо их проверять! Как?

(Ножки - ноженьки, серёжки - серёжечки.)

- «До чего же опасные эти согласные!» - волк почесал в раздумии в затылке и чепчик свалился. Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил. Он думал о парных согласных: «Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:

В чаще под берёзкой рос гриб».

(На доске открывается предложение: В чаще под берёзкой рос гриб.)

- Помогите волку, ребята. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы.

Образец записи предложения:

В чаще под берёзкой рос гриб.

- А волк сомневается: «Гриб, гриб… А может грипп, кашель, насморк».

(Нет. Гриб.)

- Докажите.

(Гриб - грибы, грибок.)

4.

- «Я понял, понял», - закричал волк. Надо слово изменить так, чтобы с парным согласным стоял гласный. И согласный неопасный!

- А вы, ребята? Сейчас проверим.

- Давайте, поможем Красной Шапочке спасти бабушку. А для этого нам надо распределиться на группы.

- Волк запомнил все правила про парные звонкие и глухие согласные и сочинил рассказ. Но специально в рассказе пропустил парные звонкие и глухие согласные. Если вы правильно вставите буквы, то волк отпустит бабушку.

(Ученики получают раздаточный материал: текст, с пропущенными парными звонкими и глухими согласными.)

Текст рассказа:

Солнечная пого ка. Мы идём по доро ке. Под деревьями прячутся гри ки.

Сла кие яго ки манят нас. Скорее в лес!

VIII. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята! Выполнили задание правильно! Волк отпустил бабушку. Красная Шапочка благодарит вас за помощь.

- А ещё волк стихотворение сочинил:

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечётко слышится -

Буква, какая пишется?

Но поставим рядом гласный -

И согласный неопасный.

- Это стихотворение волк дарит вам на память, чтобы правило о парных звонких и глухих согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.


5.




© 2010-2022