- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных
Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Милицкая О.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 4» гп Пойковский
Автор: учитель начальных классов Милицкая Ольга Николаевна стаж работы 24 года , квалификационная категория высшая.
Технологическая карта
Учебный предмет русский язык
Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 часть. - М.: Вентана-Граф, 2013
УМК «Начальная школа XXI века»
Класс 3
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема урока Способы образования имён существительных
Цель урока создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету
Задачи урока
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова; закрепить умение определять способ образования слов; формировать умение образовывать слова, соответствующие данной схеме
учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.
Развивающие:
развивать умения и навыки учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; орфографическую зоркость
развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание); умение анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая доброжелательную творческую атмосферу.
Основные термины, понятия
способ образования слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ, сложение целых слов без соединительной гласной
Планируемые результаты Предметные: уметь определять способ образования имен существительных, образовывать существительные согласно данной схеме, группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.
Метапредметные умения.
Познавательные:
- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению).
Коммуникативные:
-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
- формулировать своё мнение,
- воспринимать различные точки зрения;
- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Регулятивные:
- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя
Личностные:
- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,
- положительное отношение к изучению курса русский язык .
Организация пространства
Формы работы
Средства обучения Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Технологии : технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие, педагогика сотрудничества
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник: Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 часть. - М.: Вентана-Граф, 2013, тетрадь, карточки
интерактивная доска, проектор
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - Приготовились? - Вперёд!.. Начинаем наш урок. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: (Открывается надпись:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому - активным будь! -Готовы с интересом применять свои знания ?! -Запишите число, классная работа.
-
Дети потягиваются, встают ровно.
-
Садятся.
-
Читают девиз урока.
-
Поднимают руки, отвечая на вопросы учителя.
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Актуализация знаний (3 мин) Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания», организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия с фиксацией индивидуального затруднения.
-Любите ли вы играть? Я вам предлагаю поиграть в игру «ДА-НЕТ» Правда ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Изменяется ли имя существительное по родам? Правда ли, что у существительного 3 склонения? Изменяется ли имя существительное по падежам? Может ли существительное в предложении быть сказуемым?
Каллиграфическая минутка -Запишите сочетания букв в тетрадь. под про за на над вы во с в ник ик ек ок онок ёнок чик тель иц ец - Подумайте, что может быть общего у сочетаний 1 строчки? 2 строчки? -Какие части слова вы знаете еще?
-Назовите те части слова, которые могут участвовать в образовании слов? -Какие вы знаете способы словообразования? Приведите примеры.
-Прочитайте слова, записанные на доске. (чайник, беспорядок, подорожник, пароход) К какой части речи относятся эти слова? - Определите способ словообразования
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Дети записывают сочетания букв на разных строчках.
- Приставки и суффиксы. Обозначают так ?:
- приставка, суффикс, корень, окончание
- приставка, суффикс
- Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ. Ответы детей
Читают слова, записанные на доске.
- существительные
-суффиксальный, приставочный, приставочно- суффиксальный, сложение двух основ
Предметные:
-знать название частей слова; способы образования слов
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения.
3. Сообщение темы урока.
Целеполагание.
(1 мин)
Цель: организация постановки цели урока
-Сформулируйте тему урока
(открываю на доске).
- Какие ключевые слова можно выделить в названии темы?
-Какие задания будем выполнять?
- Все ли способы знаем?
- Какие задачи поставим перед собой?
- Проверим ваши гипотезы, дружно работая на уроке.
-Способы образования имён существительных
- Образование существительных.
- Образовывать новые слова-существительные, определять способ образования
- Возможно нет.
-Узнать какими способами образуются существительные
-Сколько таких способов
- Научиться образовывать существительные согласно данной схеме.
Познавательные УУД:.
уметь проводить сравнение по заданным критериям
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
4.Организация восприятия и осмысления нового знания (12 мин) Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.
1)Исследова-тельская работа по карточкам.
2)Проверка исследовательской работы.
3)Дифференцированная работа в парах.
4)Проверка самостоятельной работы.
Для этого проведём исследование. Объединитесь в группы по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.
- Рассмотрите предложенные вам слова.
- Как они связаны с темой урока?
- Какое задание вы могли бы выполнить?
- Приступайте к работе.
Карточки для учащихся:
№1
Неудача, невезение, недруг.
- Списать.
- Определить способ образования имён существительных в группе, выделить.
- Докажите.
Образец устного ответа:
Непогода - когда нет хорошей погоды.
Не + погода = непогода
№2
Грибок, лесок, гномик.
-Списать и разобрать имена существительные по составу.
-Определить способ образования данных слов в группе.
-Докажите.
Образец устного ответа:
Дубок - маленький дуб.
Дуб + -ок- = дубок
№3
Подстаканник, подоконник, подлокотник.
-Списать и разобрать имена существительные по составу.
-Определить способ образования в группе.
-Докажите.
Образец устного ответа:
подсвечник - подставка под свечу.
Под- + свеча + -ник- = подсвечник
-Какую проблему решали исследователи?
- Кто работал по карточке №1?
-Какие существительные были вам предложены?
Какой вывод вы сделали?
-Аргументируйте свой ответ.
Аналогично №2 и №3.
(На доске расположены номера №1,№2, №3.
После ответов детей напротив каждого номера прикрепляется способ образования сущ.)
№1
№2
№3
- Все ли известные способы образования слов вспомнили?
№4 (о,е)
- Приведите примеры.
- Чтобы все дети могли ответить на этот вопрос необходимо пополнить свой речевой запас.
В этом нам поможет наш друг учебник.
- Откройте с.75 упр.3. - Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения. -3 группа ребят поработает с дополнительными карточками. - Кому не хватило пары поработаем у доски (индивидуально со слабыми учащимися). Карточки для 3 группы. Море катает Рыба ходит Вода рубит Сам лазит Каша ловит Лес варит Скала проводит -Какие слова образовали? -От какой ошибки можно предостеречь учащихся? Какая соединительная гласная пишется в словах? - Что необычного? (о)
-Когда же приставка может оказаться в середине слова? -Назовите такие существительные.
-Давайте послушаем какие слова образовали ребята, которые работали по карточкам.
- Сколько способов образования существительных выявили в ходе исследовательской работы. Какие?
Дети объединяются в группы, формулируют правило работы в группе.
- Существительные.
- Определить способ образования существительных.
Самостоятельная работа в
группах.
-Определяли способ образования существительных в группе.
№1
приставочный
№2
суффиксальный
№3
приставочно - суффиксальный
- Нет. Способ сложения двух основ с помощью соединительных гласных
- Ответы детей
- Основной состав класса работают в парах, составляя слова.
- Сильные учащиеся самостоятельно по карточкам.
- Слабые - индивидуально с учителем у доски.
- Дети называют.
- Правильно писать соединительную гласную.
-О, Е
- Приставка в середине слова.
-Когда второе слово начинается с приставки.
- Газопровод, нефтепровод,
водопровод
- Мореход, рыболов, водопровод, самовар, кашевар, скалолаз
- Четыре
- Приставочный,
суффиксальный,
приставочно - суффиксальный, сложения двух основ
Предметные:
новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма.
Метапредметные
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Физминутка
1 мин
Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Музыкальная физминутка показывается на интерактивной доске
Выполняют движения
6.Открытие нового знания.
(11 мин) Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.
- Совершили мы новое открытие? -Как вы думаете, это все способы образования слов? - Когда возникает проблема, что мы делаем на уроке? - Только ли учебник помогает совершать открытия? 1) - Узнайте, что за книга поможет нам сегодня? Очень любим их читать, Добро и зло в них различать, Удивляться волшебству- Учат разуму-уму… -Сказки предлагают для исследования группу слов.
Слайд№4 Самолёт птица Скатерть скороходы Жар ковёр Сапоги самобранка - Как сказочные слова можно связать с темой урока? -Какие?
2) - А как их записать? -Как решить возникшую проблему? -Правило стр.76. -Как называется такой способ образования существительных?
-Как записываются данные слова? - Какие будут предложения по созданию модели этого способа образования слов. После дискуссии на доске появляется схема-опора. - Запишите существительные из сказки, используя новые знания.
4) А в жизни можно встретить такие слова? Слайд№5 -Какие бы из них вы объединили? -Очень важно обращать внимание на лексическое значение слов. Слайд№6-8 - К какой части речи относятся записанные слова? Как мы их записали? Почему?
- Ответ детей.
- Нет.
- Пытаемся ее разрешить в ходе обсуждений, обращаемся к учебнику.
-Можно обратить к словарю
- Сказки.
- Существительные.
Образовать новые…
- Дети у доски объединяют существительные в пары.
- Возникла проблема.
-Можно обратиться к учебнику.
-Работают над правилом.
- Способом образования слов сложением целых слов без соединительных гласных.
- Дефис.
-Ответы детей.
- Запись слов на доске и в тетради: Ковёр- самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги скороходы.
- Дети предлагают варианты.
Записывают: дом-музей, диван-кровать, лётчик-космонавт.
- Существительные.
-Через дефис.
- Новый способ образования слов.
Предметные:
уметь определять способ образования слов и объяснять правописание
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные:
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
7. Первичное закрепление (6 мин) Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
-
Устный контроль.
Стр.76 упр.6
-Поиграем и узнаем, кто в классе самый внимательный. Рассмотрите существительные в . упр.6.
1в - найдёт существительные, соответствующие первой схеме,
2в - соответствующие второй схеме.
- Какие существительные не выбрали?
- Почему?
-Покажите веером № способа образования этих слов.
-
Фронтальный контроль
На слайде существительные. Дети веером показывают способ образования слов.
Слайд№10
Оцените свою работу
Прием «Лови ошибку»
На доске записаны слова, проверьте правильность их написания
Самалёт, лунаход, пылесос, сталивар
_Знакомо ли вам слово «сталевар»? Что оно обозначает?
Самостоятельная работа детей.
1в: выставка-продажа
кафе-ресторан
2в: вездеход
самокат
пароход
- подснежник
пришкольный
- приставочно - суффиксальный способ
- №4, 2, 3, 5, 1
Самостоятельное оценивание работы
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Предметные:
умение действовать по алгоритму, правилу.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные:
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
8.Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону (5 мин) Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.
1.Возьмите карточки .Какое задание предлагаете выполнить?
-Определить способ образования существительных. Поставить соответствующий номер.
Карточки.
1в.
Перелесок ( ), девица ( ), самолёт ( ), поход ( ), рыба-пила ( ).
2в.
Снегопад ( ), пересадка ( ),дымок ( ), гуси-лебеди ( ), заход ( ).
2.Самопроверка по слайду.
Предложения детей.
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Предметные:
умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности
Метапредметные
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия
10. Словарная работа ( 2) мин
Цель: познакомить с правописанием непроверяемого слова
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется
И вдохновенья нет.
Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
И появился - здасьте вам! -
Из Арктики буран.
М. Бородицкая Вопросы и задания: - Прочитайте стихотворение. - Что наколдовала колдунья? -Какую погоду? - Почему Африка и Арктика написаны с большой буквы? Запишите: слово «пого́да». -Составьте предложение с использованием этого слова. Запишите Прочитайте о происхождении слова погода в рубрике «Путешествие в прошлое» (учебник).
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.
Погоду
Предметные:
умение применять алгоритм работы со словарными словами
Метапредметные
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные: способность контролировать свои действия
9.Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.
- Какая тема урока?
- В процессе исследования, мы выяснили сколько способов образования существительных ? Какие?
Оценка результативной работы, выявление уровня понимания учащимися поставленной цели
-Было ли открытие нового знания?
-Какая же перед нами стояла цель?
Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий? В чем были ваши трудности?
Что для этого нужно сделать?
Закончите предложения:
1. На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я….
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…
-Оцените свою работу на уроке. Поставить любой знак на той ступеньке, как вы себя оцениваете. Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.
Способы образования имен существительных.
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ, сложение целых слов без соединительной гласной
Ответы учащихся
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности