Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Технологическая карта урока русского языка Способы образования имен существительных.Пояснительная записка

ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 4» гп Пойковский

Автор: учитель начальных классов Милицкая Ольга Николаевна стаж работы 24 года , квалификационная категория высшая.

Технологическая карта

Учебный предмет русский язык

Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 часть. - М.: Вентана-Граф, 2013

УМК «Начальная школа XXI века»

Класс 3

Тип урока урок открытия нового знания

Технология построения урока проблемно-диалогическая

Тема урока Способы образования имён существительных

Цель урока создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету

Задачи урока

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова; закрепить умение определять способ образования слов; формировать умение образовывать слова, соответствующие данной схеме

учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.

Развивающие:

развивать умения и навыки учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; орфографическую зоркость

развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание); умение анализировать свою деятельность.

Воспитывающие:

содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая доброжелательную творческую атмосферу.

Основные термины, понятия

способ образования слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ, сложение целых слов без соединительной гласной

Планируемые результаты Предметные: уметь определять способ образования имен существительных, образовывать существительные согласно данной схеме, группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.


Метапредметные умения.

Познавательные:

- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению).

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,

- формулировать своё мнение,

- воспринимать различные точки зрения;

- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Регулятивные:

- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя

Личностные:

- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,

- положительное отношение к изучению курса русский язык .

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии : технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие, педагогика сотрудничества

Ресурсы:

- основные

- дополнительные Учебник: Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 часть. - М.: Вентана-Граф, 2013, тетрадь, карточки
интерактивная доска, проектор

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - Приготовились? - Вперёд!.. Начинаем наш урок. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: (Открывается надпись:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому - активным будь! -Готовы с интересом применять свои знания ?! -Запишите число, классная работа.

  1. Дети потягиваются, встают ровно.

  2. Садятся.

  3. Читают девиз урока.

  4. Поднимают руки, отвечая на вопросы учителя.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Актуализация знаний (3 мин) Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания», организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия с фиксацией индивидуального затруднения.


-Любите ли вы играть? Я вам предлагаю поиграть в игру «ДА-НЕТ» Правда ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Изменяется ли имя существительное по родам? Правда ли, что у существительного 3 склонения? Изменяется ли имя существительное по падежам? Может ли существительное в предложении быть сказуемым?
Каллиграфическая минутка -Запишите сочетания букв в тетрадь. под про за на над вы во с в ник ик ек ок онок ёнок чик тель иц ец - Подумайте, что может быть общего у сочетаний 1 строчки? 2 строчки? -Какие части слова вы знаете еще?
-Назовите те части слова, которые могут участвовать в образовании слов? -Какие вы знаете способы словообразования? Приведите примеры.

-Прочитайте слова, записанные на доске. (чайник, беспорядок, подорожник, пароход) К какой части речи относятся эти слова? - Определите способ словообразования

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).


Дети записывают сочетания букв на разных строчках.

- Приставки и суффиксы. Обозначают так ?:

- приставка, суффикс, корень, окончание

- приставка, суффикс

- Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ. Ответы детей

Читают слова, записанные на доске.

- существительные

-суффиксальный, приставочный, приставочно- суффиксальный, сложение двух основ

Предметные:

-знать название частей слова; способы образования слов

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

3. Сообщение темы урока.

Целеполагание.

(1 мин)

Цель: организация постановки цели урока

-Сформулируйте тему урока

(открываю на доске).

- Какие ключевые слова можно выделить в названии темы?

-Какие задания будем выполнять?

- Все ли способы знаем?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Проверим ваши гипотезы, дружно работая на уроке.

-Способы образования имён существительных

- Образование существительных.

- Образовывать новые слова-существительные, определять способ образования

- Возможно нет.

-Узнать какими способами образуются существительные

-Сколько таких способов

- Научиться образовывать существительные согласно данной схеме.

Познавательные УУД:.

уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

4.Организация восприятия и осмысления нового знания (12 мин) Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.

1)Исследова-тельская работа по карточкам.




2)Проверка исследовательской работы.



3)Дифференцированная работа в парах.



4)Проверка самостоятельной работы.


Для этого проведём исследование. Объединитесь в группы по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.

- Рассмотрите предложенные вам слова.

- Как они связаны с темой урока?

- Какое задание вы могли бы выполнить?

- Приступайте к работе.

Карточки для учащихся:

№1

Неудача, невезение, недруг.

- Списать.

- Определить способ образования имён существительных в группе, выделить.

- Докажите.

Образец устного ответа:

Непогода - когда нет хорошей погоды.

Не + погода = непогода

№2

Грибок, лесок, гномик.

-Списать и разобрать имена существительные по составу.

-Определить способ образования данных слов в группе.

-Докажите.

Образец устного ответа:

Дубок - маленький дуб.

Дуб + -ок- = дубок

№3

Подстаканник, подоконник, подлокотник.

-Списать и разобрать имена существительные по составу.

-Определить способ образования в группе.

-Докажите.

Образец устного ответа:

подсвечник - подставка под свечу.

Под- + свеча + -ник- = подсвечник

-Какую проблему решали исследователи?

- Кто работал по карточке №1?

-Какие существительные были вам предложены?

Какой вывод вы сделали?

-Аргументируйте свой ответ.

Аналогично №2 и №3.

(На доске расположены номера №1,№2, №3.

После ответов детей напротив каждого номера прикрепляется способ образования сущ.)

№1

№2

№3

- Все ли известные способы образования слов вспомнили?

№4 (о,е)

- Приведите примеры.

- Чтобы все дети могли ответить на этот вопрос необходимо пополнить свой речевой запас.

В этом нам поможет наш друг учебник.

- Откройте с.75 упр.3. - Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения. -3 группа ребят поработает с дополнительными карточками. - Кому не хватило пары поработаем у доски (индивидуально со слабыми учащимися). Карточки для 3 группы. Море катает Рыба ходит Вода рубит Сам лазит Каша ловит Лес варит Скала проводит -Какие слова образовали? -От какой ошибки можно предостеречь учащихся? Какая соединительная гласная пишется в словах? - Что необычного? (о)
-Когда же приставка может оказаться в середине слова? -Назовите такие существительные.
-Давайте послушаем какие слова образовали ребята, которые работали по карточкам.
- Сколько способов образования существительных выявили в ходе исследовательской работы. Какие?

Дети объединяются в группы, формулируют правило работы в группе.

- Существительные.

- Определить способ образования существительных.

Самостоятельная работа в

группах.




-Определяли способ образования существительных в группе.

№1

приставочный

№2

суффиксальный

№3

приставочно - суффиксальный

- Нет. Способ сложения двух основ с помощью соединительных гласных

- Ответы детей

- Основной состав класса работают в парах, составляя слова.

- Сильные учащиеся самостоятельно по карточкам.

- Слабые - индивидуально с учителем у доски.



- Дети называют.

- Правильно писать соединительную гласную.

-О, Е

- Приставка в середине слова.

-Когда второе слово начинается с приставки.

- Газопровод, нефтепровод,

водопровод

- Мореход, рыболов, водопровод, самовар, кашевар, скалолаз

- Четыре

- Приставочный,

суффиксальный,

приставочно - суффиксальный, сложения двух основ

Предметные:

новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма.

Метапредметные

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Физминутка

1 мин

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Музыкальная физминутка показывается на интерактивной доске

Выполняют движения

6.Открытие нового знания.

(11 мин) Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.





- Совершили мы новое открытие? -Как вы думаете, это все способы образования слов? - Когда возникает проблема, что мы делаем на уроке? - Только ли учебник помогает совершать открытия? 1) - Узнайте, что за книга поможет нам сегодня? Очень любим их читать, Добро и зло в них различать, Удивляться волшебству- Учат разуму-уму… -Сказки предлагают для исследования группу слов.

Слайд№4 Самолёт птица Скатерть скороходы Жар ковёр Сапоги самобранка - Как сказочные слова можно связать с темой урока? -Какие?
2) - А как их записать? -Как решить возникшую проблему? -Правило стр.76. -Как называется такой способ образования существительных?



-Как записываются данные слова? - Какие будут предложения по созданию модели этого способа образования слов. После дискуссии на доске появляется схема-опора. - Запишите существительные из сказки, используя новые знания.


4) А в жизни можно встретить такие слова? Слайд№5 -Какие бы из них вы объединили? -Очень важно обращать внимание на лексическое значение слов. Слайд№6-8 - К какой части речи относятся записанные слова? Как мы их записали? Почему?

- Ответ детей.

- Нет.

- Пытаемся ее разрешить в ходе обсуждений, обращаемся к учебнику.

-Можно обратить к словарю

- Сказки.

- Существительные.

Образовать новые…

- Дети у доски объединяют существительные в пары.

- Возникла проблема.

-Можно обратиться к учебнику.

-Работают над правилом.

- Способом образования слов сложением целых слов без соединительных гласных.

- Дефис.

-Ответы детей.

- Запись слов на доске и в тетради: Ковёр- самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги скороходы.

- Дети предлагают варианты.

Записывают: дом-музей, диван-кровать, лётчик-космонавт.

- Существительные.

-Через дефис.

- Новый способ образования слов.

Предметные:

уметь определять способ образования слов и объяснять правописание

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные:

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

7. Первичное закрепление (6 мин) Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.


  1. Устный контроль.

Стр.76 упр.6

-Поиграем и узнаем, кто в классе самый внимательный. Рассмотрите существительные в . упр.6.

1в - найдёт существительные, соответствующие первой схеме,

2в - соответствующие второй схеме.

- Какие существительные не выбрали?

- Почему?

-Покажите веером № способа образования этих слов.

  1. Фронтальный контроль

На слайде существительные. Дети веером показывают способ образования слов.

Слайд№10

Оцените свою работу

Прием «Лови ошибку»

На доске записаны слова, проверьте правильность их написания

Самалёт, лунаход, пылесос, сталивар

_Знакомо ли вам слово «сталевар»? Что оно обозначает?

Самостоятельная работа детей.

1в: выставка-продажа

кафе-ресторан

2в: вездеход

самокат

пароход

- подснежник

пришкольный

- приставочно - суффиксальный способ

- №4, 2, 3, 5, 1

Самостоятельное оценивание работы

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Предметные:

умение действовать по алгоритму, правилу.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные:

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

8.Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону (5 мин) Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

1.Возьмите карточки .Какое задание предлагаете выполнить?

-Определить способ образования существительных. Поставить соответствующий номер.

Карточки.

1в.

Перелесок ( ), девица ( ), самолёт ( ), поход ( ), рыба-пила ( ).

2в.

Снегопад ( ), пересадка ( ),дымок ( ), гуси-лебеди ( ), заход ( ).

2.Самопроверка по слайду.

Предложения детей.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Предметные:

умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности

Метапредметные

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия

10. Словарная работа ( 2) мин

Цель: познакомить с правописанием непроверяемого слова

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет.

Колдунье не колдуется

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан,

И появился - здасьте вам! -

Из Арктики буран.

М. Бородицкая Вопросы и задания: - Прочитайте стихотворение. - Что наколдовала колдунья? -Какую погоду? - Почему Африка и Арктика написаны с большой буквы? Запишите: слово «пого́да». -Составьте предложение с использованием этого слова. Запишите Прочитайте о происхождении слова погода в рубрике «Путешествие в прошлое» (учебник).

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Погоду


Предметные:

умение применять алгоритм работы со словарными словами

Метапредметные

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: способность контролировать свои действия

9.Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.

- Какая тема урока?

- В процессе исследования, мы выяснили сколько способов образования существительных ? Какие?

Оценка результативной работы, выявление уровня понимания учащимися поставленной цели

-Было ли открытие нового знания?

-Какая же перед нами стояла цель?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий? В чем были ваши трудности?

Что для этого нужно сделать?

Закончите предложения:

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я….

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

-Оцените свою работу на уроке. Поставить любой знак на той ступеньке, как вы себя оцениваете. Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.

Способы образования имен существительных.

Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ, сложение целых слов без соединительной гласной

Ответы учащихся

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



© 2010-2022