Виды коррекционно - развивающих упражнений на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающее обучение.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствия отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - это принцип коррекционной направленности обучения.

Коррекционно-развивающие уроки - это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов и психических функций каждого ученика.

Цели урока: Образовательная цель определяет, чему будет учитель учить на данном уроке. Эта цель определяет тип урока. Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие высших психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов.

Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех образовательных уроках, уроках труда. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматического развития организма - на уроках физического воспитания, ритмики. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия - на уроках изо, труда, музыки.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении. Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, и тем самым, реализовался охранительный режим обучения.


Виды коррекционно - развивающих упражнений.

  1. а) прочти написанное на карточках (слоги). Рассмотри картинки. Соедини линиями карточки так, чтобы получились слова.

б) в каждом рисунке спрятано слово. Догадайся, какое? Прочитай его, обведя указкой буквы (изографы)

в) покажи правильно напечатанные буквы, закрыв зеркальные изображения пальчиком. Придумай 2-3 слова с каждой из этих букв в начале слова.

г) «Паутина». В паутине запутались буквы. Их можно спасти, составив из них как можно больше слогов.

д) «Иностранные слова». Детям предъявляются карточки «РОДОГА», «КАМОШ», МОНЛИ» и задание в стихотворной форме:

Даны слова вам странные,

Почти как иностранные.

На них вы посмотрите

И переведите! (дорога, мошка, лимон)

е) «Слово рассыпалось». Детям предлагают задание в стихотворной форме:

Слово рассыпалось, буквы смешались

Слоги и буквы совсем растерялись.

Очень прошу вас, друзья, помогите,

Буквы скорее на место верните!

ж) «Цветочек». Детям предлагается подобрать к данному слову родственные. При этом на каждое придуманное слово на цветочке закрепляют лепесток. Например: дом-домик-домишко-домище-домовой. Затем предлагается вспомнить эти родственные слова и записать их.

з) «Полубуковка». Детям предлагаются карточки:

Вот от слова что осталось,

По полбуквы оторвалось.

Слово вы восстановите,

Правильно его прочтите.

и) «Внимательные глаза». Детям предъявляется карточка или запись на доске:

ФРФЕФЧФКФА

С этим словом что-то сталось,

Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,

Слово ты освободи! (речка)

  1. а)»Найди ошибку» . Детям предъявляются написанные словосочетания, в которых нужно найти ошибку: веселая гости, белый зима, верная товарищи и т. д.

б) «Найди пару». Детям предъявляются записанные в два столбика слова

НОВЫЙ БОТИНКИ

НОВАЯ ПОРТФЕЛЬ

НОВОЕ КУРТКА

НОВЫЕ РУЖЬЕ

Они должны соединить стрелками слова по смыслу.

в) «Спросилкин» Детям необходимо подобрать как можно больше глаголов (действий) к данному слову

-Что можно сделать с картофелем? (Сварить, помыть, съесть, выкопать, посадить, запечь, отрезать, накрошить, нарисовать)

г) «Скажи по-другому». На доске написано предложение. Предлагается прочитать его с разной интонацией, называя соответствующий знак при письме.

Стоит Егорка на пригорке.

Стоит Егорка на пригорке!

Стоит Егорка на пригорке?

д) «Волшебница-точка». Детям предъявляется запись:»Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети.» Они должны правильно расставить точки.

е) «Склеенное предложение». Детям предъявляется карточка: «Пастушокпотушилкостер». Им необходимо разрезать ее так, чтобы получились отдельные слова.

ж) «Что было сначала, а что потом?» На доске записан текст с нарушенным порядком предложений.

Грибы.

Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов.

У меня большой белый гриб.

На карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложениями так, чтобы получился рассказ.

з) «О чем рассказывает автор». Детям предъявляется задание: «Расставьте слова в предложениях в нужном порядке и узнайте, о чем хотел сказать автор.

1 вариант (без нарушений согласования)

Зима.

Глубокий , землю, снег, покрыл. На , толстый, реках, лежит, лед. Одежду , теплую, и, на, улицу, побежали, дети, надели. В , играют, они, снежки. Не , страшен, и, мороз, им.

2 вариант (с нарушением согласования)

Зима.

Глубокий , земля, снег, покрыл. На, толстый, река, лежит, лед. Одежда , теплая, и, на, улица, побежали, дети, надели. Не, страшен, и, мороз, им.

и) «Закончи сказку». Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение: В некотором царстве, в тридесятом государстве жили - были король с королевой, у них росла красавица-дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды…

к) закончи предложение, записав недостающее слово:

Ярко светит ….

Показалась зеленая …..

На деревьях распускаются ….

л) составить из слов 3 предложения. Даны слова на карточках:

ПРИШЛА, ПЕРВЫЕ, НАБУХЛИ, ВЕСНА, СКОРО, ПОЧКИ, ПОЯВЯТСЯ, ДЕРЕВЬЯХ, ЗЕЛЕНЫЕ, НА, ЛИСТОЧКИ.

м) Составь пословицу. Дано начало пословицы - надо найти продолжение.

Любишь кататься… людей насмешишь.

Делу время…. люби и саночки возить.

За двумя зайцами погонишься …. ни одного не поймаешь.

Поспешишь … потехе час.

н) «Прочти, спроси, ответь».

У Жени плюшевый медвежонок. У кого…? Что есть …?

Женя никогда не обижает его. Кто …? Как относится …?

о) Работа со скороговорками.


© 2010-2022