• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу

Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Тема: «Кто родителей почитает,

тот вовек не погибает»

(по программе «Школа России»)








Разработала:

Акиньшина Тамара Фёдоровна,

учитель начальных классов

МОУ «Никольская средняя школа

Белгородского района белгородской области»

Цель урока

формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Формирование УУД Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа. Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание. Личностные УУД: эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание к им. Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Планируемые результаты

Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы с прозаического произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

Ресурсы Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс; портрет Л.Н. Толстого; выставка книг; презентация по теме урока; карточки с частями пословиц; карточки с вопросами по количеству учеников для выполнения домашнего задания.

. Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Артикуляционная зарядка.

а) Упражнение «Задуй свечу».

б) Упражнение для разогрева голосовых связок.

в) Работа с таблицами для развития широкого поля зрения.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

V. Изучение нового материала.

а) Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

б) Чтение статьи о Л.Н.Толстом.

в) Пересказ сказки «Три медведя».

г) Физкультминутка.

VI. Работа над рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

а) Словарная работа.

б) Чтение текста учителем - стр. 110-111.

в) Первичная проверка понимания.

г) Повторное чтение рассказа учащимися.

д) Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.

VII. Обобщающая беседа

VIII. Итог урока.

Ход урока.

Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Организационный момент.














II. Артикуляционная зарядка.




Личностные

Коммуникативные

На доске изображения человечков с разными настроениями.

Посмотрите внимательно на доску и выберите того человечка, который вам нравится больше всех. Почему выбрали именно этого человечка? Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у одного из человечков. А сейчас посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

- Урок начнём с зарядки.

а) Упражнение «Задуй свечу»

- Данное упражнение - помогает формировать навык владения дыханием и голосом. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

б) Упражнение «Медвежата» - для разогрева голосовых связок.

- Вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать. Слова произносим протяжно, баском, четко произнося [м]

Мам, меду бы нам,
Мам, молока бы нам.

- Слова медвежат произнесите: шёпотом; громко; радостно; грустно; скороговоркой. в) Работа с таблицами для развития широкого поля зрения.

Поднимают смайлик, приветствуют друг друга улыбкой.

Дети выполняют упражнения.

III. Проверка домашнего задания.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Игра «Сложи название».

На доске слова: Лебедь. Стрекоза. Рак. Чиж. Щука. Голубь. Муравей.

-Что объединяет всех этих животных?

- Кто автор этих басен?

- Что такое басня?

- С какими баснями вы уже познакомились? (Выставка детских рисунков).

- Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте послушаем чтение басни «Муравей и стрекоза» по ролям.

- Назовите главную мысль этой басни? - Чему она учит?

Отвечают на вопросы учителя.







1 ученик представляет выставку детских рисунков.



3 группы читают по ролям басню.

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Познавательные.

Личностные.

- Послушайте загадку.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.

- Сегодня мы поговорим о семье.

- Как вы понимаете слово семья?

- Скажите, дети, какая семья называется дружной?

- О семье русский народ сочинил много пословиц. Давайте составим некоторые из них. На доске записаны пословицы. Но только начало пословицы в одной строчке, а конец пословицы - в другой. Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

Игра «Собери пословицы»

При солнышке тепло… и душа на месте.

Вся семья вместе… тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… при матери добро.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского писателя, который тоже писал о семье. Попробуйте угадать его.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы




















Трое учащихся выходят к доске и составляют пословицы, объясняют их смысл.


V. Изучение нового материала.

Познавательные.

Личностные. а) Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. - Более 100 лет назад дети с 10-12 лет дети начинали работать наравне с взрослыми. У них не было возможностей ходить в школу. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их проходило быстро. Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо крестьяне обращались за помощью к местному служителю церкви. И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. В назначенный день крестьянские ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил - и вся робость прошла.

Графом этим был… (Показ портрета Л. Н. Толстого). Узнали? Ребятишки с удовольствием стали ходить в его школу. Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безжалостную жизнь бедноты. Он считал, что сможет изменить их судьбу, если будет учить их грамоте, разбудит в них любовь к книгам. Но книг для детей простых и понятных было очень мало. И хотя у писателя всегда было много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки - Л. Н. Толстой нашел время и для детских учебных книг. Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году - почти 200 лет назад. А умер в 1910. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений - 90 томов! б) Чтение статьи о Л.Н.Толстом. - Давайте прочитаем высказывание авторов учебника о Л. Н. Толстом.

- Какие же произведения написал Л. Н. Толстой?

- С какими произведениями вы знакомы?

в) Пересказ сказки «Три медведя». - А узнали ли вы эту сказку? («Три медведя»). Её тоже написал Л. Н. Толстой. Расскажите её по рисункам
























Называют писателя.






Знакомятся с презентацией о Л.Н.Толстом.




























Читают по «цепочке» текст в учебнике на стр. 108.

Рассматривают выставку книг Л.Н.Толстого.



2 человека рассказывают сказку «Три медведя» по иллюстрациям у доски.

Физкультминутка

Личностные.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я. Двое учеников выходят к доске и показывают движения, остальные за ними повторяют.

VI. Работа над рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».



















Самостоятельная работа


Коммуникативные.

Регулятивные.

Личностные.

























Познавательные.

Личностные.

- Откройте учебник на странице 110 и прочитайте название произведения, которое будем сегодня читать.

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению. О какой семье пойдет речь? Где они живут? Как вы думаете, какие они?

а) Словарная работа.

- В тексте встречаются слова: лохань, невестка, слаживает. Кто знает, что они обозначают?

Проверка: лохань - деревянная чашка

невестка - жена сына

слаживает - складывает

б) Чтение текста учителем - стр. 110-111

в) Первичная проверка понимания.

- Каков жанр произведения, написанного Л.Н.Толстым? Это сказка, рассказ или стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

- Интересный ли рассказ? Чем он вам понравился?

-Какие действующие лица в этом рассказе?

г) Повторное чтение.

д) Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.

-Попробуем вместе поразмышлять над произведением. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- Почему сын и невестка перестали сажать деда за стол? Докажите. Подтверждение своих слов ищите, совещаясь с товарищем по парте.

- Почему невестка решила давать старику еду в лоханке? Кому обычно дают еду в лохани? Докажите.

- Как вы думаете, правы или нет, были сын и невестка?

- Как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу? - Что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу? Докажите.





Высказывают свои предположения.










Следят глазами по учебнику за чтением учителя.








Отвечают на вопрос.


Учащиеся читают рассказ про себя.







Дети отвечают на вопросы учителя словами из текста.


VII. Обобщающая беседа.

Коммуникативные.

Регулятивные.

Личностные.

-Как они стали относиться после этого к дедушке?

-Какая из собранных нами пословиц подходит к истории? Почему?

-Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?

-Как мы должны относиться к пожилым людям и родителям?

-Что мы можем посоветовать героям этого стихотворения?

У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца.

За ними нашей детворе в футболе не угнаться.

Легко ли бегать целый день,

Порою против ветра,

Да так, что собственная тень

Отстанет на полметра!

Но вот во двор выходит дед

Позвать внучат к обеду.

-Здесь вашим внукам равных нет!-

-Заметил кто-то деду.

Дед неохотно молвил: «Да...»

Потом добавил строже:

-Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей,

Когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли,

Хоть я стар, и полуслеп, и ... не мастак в футболе. - Можно ли этих мальчиков назвать внимательными? О чем надо задуматься этим ребятам?

Отвечают на вопросы учителя.



































Высказывают своё мнение о прослушанном.

IX. Подведение итогов урока.







Домашнее задание


















Рефлексия


Выставление оценок.

Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные.

Личностные.

а) - С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какой рассказ мы прочитали?

-Какая главная мысль рассказа?

-Чему научил вас этот рассказ? -А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

б) Домашнее задание:

- Составить рассказ о своей семье. Вам помогут в этом вопросы.

Рассказ о семье.

1. С кем ты живешь?

2. Как зовут маму, папу, братьев, сестер…? Есть ли у тебя бабушки и дедушки?

3. Где работает мама? Папа?

4. Чем занимаешься ты?

5. Какая ваша семья? Почему ты так решил?


- Взять в библиотеке книгу с рассказами Л.Н. Толстого и прочитать любой из них.

в) Рефлексия.

- А теперь ещё раз посмотрите на наших человечков и определите: настроение какого из них больше всего совпадает с вашим настроением к концу урока. Почему?

- Урок хочу закончить словами из стихотворения:

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней…

-Спасибо за работу.

Отвечают на вопросы.














Записывают домашнее задание.




Получают карточки с вопросами.













Дети думают и показывают смайликов.


Выставляют друг другу отметки.


Используемые источники:


1. Литературное чтение. 2 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. /Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 224с.: ил.- (Школа России).

2. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». [Текст]: Книги 1, 2, 3: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Толоконников и др.; Сост. В. Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 1995.- 208 с.- ISBN 5-09-006104-1.


© 2010-2022