- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку на тему Имя собственное
Конспект по русскому языку на тему Имя собственное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Щукина И.Я. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет, класс: русский язык ,1 класс
Тема урока: имена собственные.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
-
Личностные. Проявлять интерес к занятиям по русскому языку.
-
Регулятивные. Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы;
-
Познавательные. Искать нужную информацию в учебнике; в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
-
Коммуникативные. Знать правила общения в школе, в классе; адекватно реагировать на обращения учителя; использовать в общении правила вежливости; формулировать собственное мнение и позицию
-
Предметные задачи. Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные.
АМО. «Солнышко и тучка» (Для оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты), « Ладонь, кулак, ребро» (развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия).
Оборудование: рабочая тетрадь Климанова «Русский язык», мультимедиа проектор.
Ход урока.
/АМО « Солнышко и туча»/
(Слайд 1)
Мотивационно-ориентационный этап
- Прозвенел звонок, начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- И стремимся по ступеням знаний к новым открытиям
(Слайд 2)
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
КАРАНДАШ
-Сегодня к нам в гости пришёл Весёлый Карандаш. Он написал буквы А, М, С, ч.
(Слайд 3)
Задание: Какая буква может быть лишней и почему? (ч - строчная)
Постановка темы и учебной задачи
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (Когда пишется заглавная буква.)
- Весёлый карандаш хочет с вами предлагать в игру ЖМУРКИ
(Слайд 4)
- Сейчас вы все закроите глазки и на вопрос будет отвечать только тот ученик, которого я назову. Задача понятна? … Закрывайте глазки..
- Мальчик, сколько слогов в слове ИГРА?
- Девочка, сколько слогов в слове ЖМУРКИ?
- Откройте, пожалуйста, глаза. Почему никто не ответил? ( Не было названо имя)
- Андрей, сколько слогов в слове ИГРА?
- Почему ответил именно ты? ( Это моё имя)
- Ева, сколько слогов в слове ЖМУРКИ?
- Почему именно ты ответила? …
- Сформулируйте тему урока
(Слайд 5)
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
Открытие новых знаний
- Как вы думаете, какие задачи на уроке нам предстоит решить?
Групповая работа
(Слайд 6)
Задания:
-
Прочитайте предложения.
-
Обратите внимания на выделенную букву и слово.
-
Сделайте вывод: что такое имя собственное и как оно пишется?
№ 1.
Меня зовут Женя. Моя фамилия Иванов. Моё отчество Сергеевич.
№ 2.
У меня есть собака Жучка и кошка Муся. У Муси два котёнка - Мурка и Пушок.
№ 3.
Название нашей страны Россия. Столица России - город Москва. Я живу в городе Воронеж. Наша школа находится на улице Шендрикова.
№ 4.
Мой любимый рассказ « Заячьи лапы». Сестрёнка любит сказку «Репка».
№ 5.
Я очень люблю читать книги. Мои любимые литературные герои Золушка, Буратино, Герда и Винни-Пух.
№ 6.
Мы с сестрой любим читать энциклопедию. Оттуда мы узнали, что самое глубокое озеро в мире - Байкал. Самая длинная река - Нил. Самое большое и глубокое море в мире - Филиппинское море.
ПРОВЕРКА
(Слайд 7)
- К именам собственным относится большая группа географических названий. Сегодня мы коснулись лишь части. И о них мы будем говорить на следующих уроках, вы будете узнавать из книг и из путешествий. Главное помните, географические названия могут быть короткими (из 1 буквы - название деревни в Норвегии) и длинными ( из 85 букв - название холма в Новой Зеландии), но все они пишутся с заглавной буквы, потому что это их собственные имена.
(Слайд 8)
Первичное закрепление
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Не зевай»
(Слайд 9 - 12)
Задание:
- Я буду называть слово, и на экране будет появляться картинка. Если слово будет обозначать имя собственное - вы хлопаете в ладоши и говорите: « Пишу с заглавной буквы». Если слово будет обозначать имя нарицательное - вы будете молча качать головой.
ШАРИК
ОРЁЛ
РОЗА
ТИГР
Сообщение ученика:
Тигр - название реки в Месопотамской низменности. Переводится с разных древних языков Месопотамии как «быстрая река», «стрела» или «вода быстрая, как стрела».
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
(Слайд 13)
Р/тетрадь
АМО « Ладонь - кулак - ребро»
-
Стр. 14, Упр. 3
-
Стр. 15, Упр.5
Работа в парах
Задание:
-
Найти слово, в котором количество букв и звуков разное. Указать пр. карандашом кол-во букв и звуков. (Альма - 5 б., 4 зв.)
-
Что объединяет слова 2 столбика? (Двусложные)
-
Какое слово из второго столбика может быть лишним и почему? ( Пушок - 5 б. и все согласные твёрдые, парные глухие; Барсик - ударный первый слог)
-
Стр. 18, Упр.12
(Слайд 14)
- Какая орфограмма есть в слове Москва? Что это за слово? (Словарное)
(Слайд 15)
- С каким словарным словом именем собственным мы ещё знакомились? (Россия)
Рефлексия
- Какую цель ставили в начале уроке? Достигли её?
АМО «Солнышко и туча»
(Слайд 16)
-
Я узнал (а) …
-
Больше всего мне понравилось …
-
Было трудно …
-
Хочу узнать …
-
Понравился ответ … за то, что…
-
Оцените свою работу.
(Слайд 17)
№ 1.
Меня зовут Женя. Моя фамилия Иванов. Моё отчество Сергеевич.
№ 2.
У меня есть собака Жучка и кошка Муся. У Муси два котёнка - Мурка и Пушок.
№ 3.
Название нашей страны Россия. Столица России - город Москва. Я живу в городе Воронеж. Наша школа находится на улице Шендрикова.
№ 4.
Мой любимый рассказ « Заячьи лапы». Сестрёнка любит сказку «Репка».
№ 5.
Я очень люблю читать книги. Мои любимые литературные герои Золушка, Буратино, Герда и Винни-Пух.
№ 6.
Мы с сестрой любим читать энциклопедию. Оттуда мы узнали, что самое глубокое озеро в мире - Байкал. Самая длинная река - Нил. Самое большое и глубокое море в мире - Филиппинское море.
7