Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окользина Марианна Валентиновна

МБОУ СОШ № 9 г.Нижневартовск

Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе.


Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями нас уже не удивишь, они стали привычными и являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития. Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя - учителя начальной школы. Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Современная школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Особенность обучения детей в начальной школе заключается в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для коллектива нашей школы и для меня лично работа по ФГОС НОО стала важным и ответственным делом. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат. Как следствие, у меня возникло много вопросов, которые предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС. Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся УУД? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?Какую технологию применить? Работая с детьми, наш педагогический коллектив находится в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которое помогает формировать УУД. Особенность данной педагогической технологии заключается в том, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология помогает образованию новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП - это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в1997 г.при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США ДжинниСтил и Курт Мередит. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД. Базовыми аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения. Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.
Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД: 1.Личностные действия: знание моральных норм;умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения;ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях;установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 2. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. В основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия». Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах. Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученикав парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная. Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Сложности про использовании данной технологии могут быть у детей с низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально - волевым развитием. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель современного учителя формирование УУД.

Литература

  1. ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение.2009

  2. Педагогические технологии : учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.

  4. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.

  6. Мельникова Е.Л. - Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М., 2002.


© 2010-2022