• Преподавателю
  • Начальные классы
  • ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА



Швец Надежда Александровна

ГУ «Средняя школа №23 им. М. Козыбаева»


Следует отметить, говорил А.З. Сафиуллин в своей книге «Географическое краеведение», что проходит время, когда школьное краеведение было уделом одних лишь энтузиастов и любителей. В настоящее время оно становится обязательным условием выполнения требования и практического осуществления задач, стоящих перед общеобразовательной школой. Поэтому краеведение должно пронизывать все стороны учебно-воспитательной работы. В системе школьного краеведения урок занимает основное место. Работая в школе этнокультурного диалога, стараюсь применять элементы краеведения на уроках математики. Устный счет - необходимый этап каждого урока математики. Какие же основные задачи этого этапа?

  1. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
  2. Формирование прочных вычислительных навыков.
  3. Психологическая подготовка учащихся к новому материалу.
  4. Повышение интереса к предмету.
  5. Расширение представлений о родном крае.
  6. Развитие логического, мышления, внимания, памяти.
Еще Я.А.Каменский писал «Надо дело поставить так, чтобы при одной работе выполнялось и тройное дело, чтобы всякая работа давала больше чем один результат». Рационально подобранное содержание, умелый подбор соответствующих методов, форм организации и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи стоящие, перед учителем. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, должны находиться в методической связи с основной темой урока и носить проблемный характер. О.П.Зайцева выделяет следующие формы устного счета.
  1. Беглый слуховой.
  2. Зрительный.
  3. Комбинированный.
Лучшими достижениями учителя считается беглый слуховой. Приведу пример выше указанного устного счета по теме «Нумерация многозначных чисел в 4 классе.
  • Протяженность реки Тобол 1591 км. Определи количество десятков и сотен в данном числе.
  • В одном грамме почвы находится 1000 000 бактерий гниения. Уменьши данное число на 2 назови получившийся результат.
  • В1977 году в Казахстане была создана «Красная книга». Сколько лет мы знаем о существовании данной книги?
  • Около 2000 га земли в 2007 году предстояло засеять семенами сосны и березы в нашей области - это в 2 раза меньше, чем в 2006 году. Сколько гектаров земли было засеяно в 2007 году семенами сосны и березы?
Дети любят зрительный устный счет, так как его проведение часто включает элементы игры. Поясню это на примере игры «Математическое сито». Дидактическая цель игры развивать умения использовать имеющиеся знания в делении чисел на 2 и 7.
Задание. Из ряда чисел (16, 2, 6, 7, 8, 1, 12, 4, 18) выбери и запиши те, которые делятся на 2 и 7. Ответ: (2, 6, 8, 12, 14, 18 ,16):2; (7,14):7 На какие две группы мы можем разделить эти числа? Четные: 2, 6, 8, 12, 14, 16; 18. Нечетные: 1, 7. Найдите сумму четных чисел (76). Подумайте как можно лучше сгруппировать слагаемые. Увеличьте полученное число на 24, вы узнаете, сколько лет живет беркут (100).
Далее сообщаю детям информацию о проходившем в Костанае республиканском турнире по охоте с ловчими птицами «Салбурын-2007». Искусству охоты с ловчими птицами тысячи лет, когда-то обученный крылатый охотник мог прокормить целый аул, но сейчас такая необходимость отпала, и птиц держат скорее ради забавы. В Казахстане с крылатыми помощниками охотятся уже тысячи лет. В старину за хорошо обученную птицу давали несколько верблюдов, сегодня ее стоимость равна стоимости хорошей машины. Умерших пернатых хоронили, старых и раненых отпускали на волю. Уходят эти птицы как положено тем, кто свободнее ветра: с большой высоты камнем падают вниз, чтобы никогда не взлететь. Таким образом, быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Так как однообразное повторение одних и тех же упражнений порождает скуку и понижает интерес к предмету. Поэтому использование разнообразных заданий и дидактического материала увеличивает степень наглядности числовых операций, вносит большое оживление в работу. Но самым удачным, по мнению многих учителей, считается комбинированный устный счет. Данные задания краеведческого характера использую в устном счете в 3 классе по теме «Устные вычисления в пределах тысячи».
  • Сколько лет Наурзумскому заповеднику, если он был основан в1930 году?
  • В 2007 году Костанайские штангисты завоевали 5 золотых, 2 серебряных и 7 бронзовых наград. Сколько всего наград привезли штангисты в наш город?
  • Цветы одуванчика раскрываются в 6 часов утра и закрываются 15 часов. Сколько часов желтые цветочки радуют глаз человека?
  • Донор - значит «дарящий». В Костанае есть люди, которые по просьбе донорского отдела ОБЦ откликаются на чужую боль и сдают кровь, так необходимую для спасения человеческой жизни. Узнай, на протяжении скольких лет человек по собственному желанию может сдавать кровь, если донором может быть человек в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший медицинский осмотр.
  • На озерах Наурзумского заповедника можно увидеть 210 видов птиц. Гнездятся здесь лишь 136 видов. Сколько видов птиц выводят свое потомство в других местах?
  • Лебедь очень красивая перелетная птица, находится под защитой государства. Улетает лебедь из наших мест в октябре и возвращается в конце марта. Сколько месяцев пробудет в наших краях?
Если говорить о месте устного счета, то это процесс регулируемый, как в отношении времени, отводимого на эту часть урока, так в отношении умственной нагрузки. Если это новая тема, то упражнения вводятся в начале урока, задания должны быть нацелены на актуализацию знаний для полного усвоения этого материала. Изредка устный счет можно включать в проверку домашнего задания. Например, при закрытых тетрадях дети видят на доске домашние примеры, в которых надо исправить ошибки. 24:2=11; 14*5=70; 36:3=12; 43*2=46; 18*5=90; 100:25=3; 76*0=76; 8:1=8 Дети быстро считают, находят ошибки, исправляют их. Такой вид работы, во-первых позволяет слабо успевающим детям показать себя с лучшей стороны; во-вторых тренирует внимание и память. Обязательное условие устной работы - принцип дифференциации. Слабые ученики считают медленно, поэтому в первом и втором классе можно использовать сигнальные карточки с цифрами. Не следует спрашивать только сильных учеников. Сильным детям можно предложить заранее приготовленный программированный опрос. На доске записаны вопросы, варианты ответов. Дети должны выбрать правильный ответ и записать в карточку нужную букву. Чтобы не обидеть ребенка, говорю о выборе заданий по желанию. Это дает младшим школьникам уверенность в себе, желание работать на уроке, пробовать свои силы.
  1. Масса 1000 семян пшеницы 40 г, а ржи в 2 раза меньше. На сколько меньше весит 1000 г пшеницы, чем ржи?
a) на 20 г; b) в 2 раза; c) на 38 г.
  1. Сколько прямых можно провести через одну точку?
a) 3; b) сколько угодно; c) 1.
  1. Автомобиль в сутки выбрасывает 20 кг выхлопных газов. Вырази данную величину в граммах.
a) 200 г; b) 20000 г; c) 2000 г.
  1. Санитары леса муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
a) 1200; b) 48; c) 60.
  1. 240*5=
a) 1200; b) 1000; c) 800.
  1. Площадь квадрата 64 кв см. Найди периметр.
a) 32 см; b) 16 см; c) 14 см. Даже на таком этапе урока, как физкультминутка, можно использовать коллективный диалог с театрализованными элементами. Учитель: Если я не права, то вы приседаете, если же права - стоите на месте.
  • Результат от умножения называется суммой.
  • Городу Костанаю исполнилось 128 лет.
  • В одном веке - 100 лет.
  • Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо от большего числа отнять меньшее.
  • Длина учебника математики 120 см.
  • Чтобы найти уменьшаемое надо к вычитаемому прибавить разность.
Этот прием использую редко, хотя детям интересно. Используя подобный прием нельзя забывать о том, что применять его следует в том случае, если дети хорошо расслабляются физически. Подобранный материал должен готовить ребенка к следующему этапу урока. На своих уроках я иногда применяю так называемый «Праздничный счет», посвященный каким-либо календарным датам. Цель данной работы не только проверить знания по определенной теме, но и расширить представление об определенном празднике. Из данного устного счета дети узнают о праздновании дня «Святого Валентина» в разных странах.
  • В Казахстане, как и во многих других странах, в день праздника дарят подарки в форме сердца. В нашем классе 27 учеников, если 20 учеников получат по 2 сердечка, а 7 учеников получат по 3, то сколько всего детей уйдет домой с подарками?
  • В Испании принято дарить сладости. Марчела испекла 6 пирогов, а Паола - в 5 раз больше. Сколько пирогов испекла Паола?
  • Французы сочиняют четверостишья. Пьер сочинил 32 стиха и отправил их 4 девочкам. Сколько стихов получила каждая девочка?
  • В Японии проводят конкурс на самое громкое любовное послание. Хью написал за 3 минуты 24 любовных слова. Сколько слов он писал в минуту?
  • А в Америке продают примерно108 миллионов красных роз и много сладостей. Артур купил 8 букетов по 3 розы. Сколько роз он купил?
Сообщаю детям, что у нас празднуют этот праздник только с 1990 года. Подбирая задания краеведческого характера, стараюсь задачи чередовать с численными примерами. Они должны быть интересными и поучительными, изложены простым ясным языком, быть конкретными по содержанию и носить практическую направленность. Числа выбираются небольшие, чтобы детям были более доступны численные операции с приложением на практике приемов устного счета. Некоторые из задач решаются в процессе чтения, для решения сложных учитель может воспользоваться записью опорных цифр на доске. Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображения, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний. Таким образом, система устного счета играет одну из приоритетных ролей не только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.
Используемая литература.
  1. //Начальная школа: плюс, минус . 1/2001 г., с.38.
  2. //Начальная школа». 3/1987 г., с.23.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика. - Изб. пед. соч. М., 1939, т.I.
  4. Костанайская область. Книга - фотоальбом.
  5. //Костанай. 2007 г, №13. Биркле С. «День птиц».
  6. //Наша газета. 2007 г, №13.
  7. Красиворон Т. «В несколько строк». //Что? Где? Когда? 2007 г, №13.
  8. Жуковская Н.Ф., Виноградова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1981.
  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Познавательный задачник по математике.
  10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уникальный рабочий материал по математике.
  11. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение. М., Просвещение, 1979.
  12. Бектасова Б.К. Краткий топонимический словарь Костанайской области. Костанай, 1996
  13. Живые сокровища Казахстана. Изд. «Казахстан». А., 1979, Гаврилов Э.И. «Из жизни пернатых».
  14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.
  15. Каратаев М., Алтайский К. Земля счастья. А., «Жалын», 1977.
© 2010-2022