Рабочая программа по окружающему миру (3 класс) УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

01-34

Ст. Багаевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №3



«Утверждаю»

Директор МБОУ Багаевской СОШ № 3:

Приказ от 30.08.2014 г. № 628

________________ И.Д. Бойченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру Учебный предмет, курс



начального общего образования для 3 В класса Уровень общего образования (класс)



68 часов

Количество часов

Учитель: Щелканова Виктория Анатольевна

Программа разработана на основе

программы начального общего образования

учебно-методического комплекса «Школа России»

под редакцией А.А. Плешакова

Москва: «Просвещение», 2014 г.



Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - программой начального общего образования по окружающему миру для общеобразовательных учреждений автора А. А Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), утверждённой Министерством образования и науки РФ (УМК «Школа России», Москва: «Просвещение», 2014 г.); - основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Багаевской средней общеобразовательной школы № 3; - учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014-2015 уч. год в рамках ФГОС НОО, утверждённого приказом МО и ПО РО от 30.04.2014 г. № 263; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвёрждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.09 г. № 373. Программа рассчитана на 68 часов, запланировано 67 часов, т.к.: тема урока «На севере Европы» совпала с праздничным днем 1 мая и будет объединена с темой «Наши ближайшие соседи» и проведена 28.04. Таким образом программный материал будет пройден за 67 часов на основании протокола пед. совета № 1 от 30.08.14 г. и приказа по школе № 648 от 30.08.14 г. «Об уплотнении программного материала».



Общая характеристика учебного предмета Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение», 2014), планируемых результатов начального общего образования и соответствует учебному плану школы. Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место предмета в учебном плане


Программа предмета «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов (из расчета 2ч в неделю, 34 учебные недели) в соответствии с учебным планом МБОУ Багаевской СОШ № 3 и годовым календарным учебным графиком.

Формы, методы и технологии организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: - индивидуальные; - индивидуально-групповые; - фронтальные; - в парах. В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа, наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация), проблемное изучение знаний. Проблемное обучение - это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Тогда учитель указывает путь ее решения. В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы: - объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом; - частично - поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу; - исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем. Технологии обучения: - личностно-ориентированного образования; - игровые технологии; - информационно - коммуникативные технологии; - системно-деятельностный метод.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание программы


Как устроен мир (6 ч)


Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - часть общества. Человек - часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч) Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, её свойств. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнение воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Разрушение почвы. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Охрана грибов. Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте.

Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервнаясистемы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Опасные места в квартире, доме и окрестностях. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи. Правила поведения с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.

Чему учит экономика (12 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства - основа экономики. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана. Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность, её основные отрасли. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Путешествие по городам и странам (15 ч) Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Планируемые результаты изучения курса


Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Календарно - тематическое планирование уроков окружающего мира

(67 часов)

№ п/п

Тема урока

Дата

Основные виды учебной деятельности

план

факт

1 четверть (18 ч)

Как устроен мир

1

Природа


02.09


сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам

2

Человек


05.09


Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных

3

Проект «Богатства, отданные людям»


09.09


работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

4

Общество

12.09


рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

5

Что такое экология?

16.09


приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы

6

Природа в опасности! Охрана природы

19.09


положительные и отрицательные влияния человека на природу

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

23.09


Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

Эта удивительная природа

8

Тела, вещества, частицы.

26.09


Различать тела и вещества

9

Разнообразие веществ.

30.09


Описывать изучаемые вещества по предложенному плану

10

Воздух и его охрана.

03.10


Объяснять свойства воздуха

11

Вода.

07.10


Объяснять свойства воды

12

Превращения и круговорот воды.

10.10


Различать три состояния воды

13

Берегите воду!

14.10


Понимать, что надо охранять и беречь воду

14

Что такое почва.

17.10


моделировать связи почвы и растений

15

Разнообразие растений

21.10


Приводить примеры растений разных групп и видов

16

Солнце, растения и мы с вами

24.10


Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

17

Размножение и развитие растений.

28.10


Называть разные способы распространения плодов и семян

18

Охрана растений.

Проверочная работа.

31.10


Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе

2 четверть (14 ч)

19

Разнообразие животных

11.11


Приводить примеры животных разных групп

20

Кто что ест?

14.11


21

Проект «Разнообразие природы родного края»

18.11


работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

22

Размножение и развитие животных

21.11


Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп

23

Охрана животных

25.11


Называть меры по охране животных

24

В царстве грибов

28.11


различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов

25

Великий круговорот жизни

02.12


Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

05.12


Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

Мы и наше здоровье

27

Организм человека.

09.12


Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека

28

Органы чувств.

12.12


Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств

29

Надёжная защита организма.

16.12


Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

30

Опора тела и движение.

19.12


Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека

31

Наше питание

23.12


32

Проект «Школа кулинаров»

26.12


работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

3 четверть (22 ч)

33

Дыхание и кровообращение

09.01


Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе

34

Умей предупреждать болезни

13.01


Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания

35

Здоровый образ жизни.

16.01


Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

20.01


Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

Наша безопасность

37

Огонь,

вода и газ.

23.01


Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

38

Чтобы путь был счастливым.

27.01


Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

39

Дорожные знаки.

30.01


Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

40

Проект «Кто нас защищает».

03.02


работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

41

Опасные места.

06.02


Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

42

Природа и наша безопасность

10.02


Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

43

Экологическая безопасность

13.02


Называть правила экологической безопасности

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

17.02


Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

Чему учит экономика

45

Для чего нужна экономика.

20.02


Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги».

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

24.02


Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии

47

Полезные ископаемые.

27.02


Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые

48

Растениеводство

03.03


Различать и классифицировать культурные растения

49

Животноводство.

06.03


Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике.

50

Какая бывает промышленность.

10.03


Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

51

Проект «Экономика родного края».

13.03


работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

52

Что такое деньги.

17.03


Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты

53

Государственный бюджет.

20.03


Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета

54

Семейный бюджет.

24.03


Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

4 четверть (14 ч)

55

Экономика и экология

07.04


Понимать взаимосвязь экономики и экологии. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

10.04


Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

Путешествие по городам и странам

57-59

Золотое кольцо России.

14,17, 21.04


Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

60

Проект «Музей путешествий».

24.04


работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

61

Наши ближайшие соседи. На севере Европы

28.04


Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. Называть страны севера Европы, их столицы

62

Что такое Бенилюкс

05.05


Называть страны Бенилюкса, их столицы

63

В центре Европы.

08.05


Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности

64

По Франции и Великобритании

12.05


Показывать местоположение Франции и Великобритании на карте, называть их столицы

65

На юге Европы

15.05


Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы.

66

По знаменитым местам мира

19.05


Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

67

Обобщение знаний по теме «Путешествия по городам и странам». Проверочная работа

22.05


Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания



Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.



Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В двух частях. Ч.1. - М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В двух частях. Ч.2. - М.: Просвещение, 2013

Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». К УМК А.А. Плешакова («Школа России»). 3 класс - Москва: ВАКО, 2014

Приложение на электронном носителе к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. 3 класс. В двух частях. - М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы:

uchportal.ru/ - учительский портал

pedsovet.su/load/ - сообщество взаимопомощи учителей



СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Багаевской СОШ № 3 от 28.08. 2014 года № 1 ___________ И.Г. Пьянова подпись руководителя МС



СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ И.Г. Пьянова подпись

28.08. 2014 год



© 2010-2022