- Преподавателю
- Начальные классы
- Тренинг для родителей. Методическая розработка
Тренинг для родителей. Методическая розработка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ярош Н.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТРЕНИНГ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
(Методическая разработка к занятию)
Цели: осознание родителем, что ребенок отвечает за себя, и он должен принимать собственные решения; ребенок изначально является ответственным и хорошим человеком, но, не имея опыта проявляет себя таким, совершает тревожащие родителей поступки и часто боится быть ответственным за свое поведение.
Основная и высшая цель воспитания - передача ребенку ответственности за собственную жизнь. Принятие ответственности на себя означает, что вы стремитесь предвидеть последствия ваших действий и определить в каждой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с вашими собственными ценностями. Если у родителей есть трудности с ребенком, то они возможно: руководят его жизнью, что является не родительской заботой, а прямым долгом самого ребенка; не хотят делать счастливой собственную жизнь.
- Слово «ответственность» содержит понятие ответа. Ответственность предполагает, что человек в состоянии ответить за то, что происходит. И предполагается, что ребенок достаточно воспитан, чтобы отвечать за свое поведение. Предложить поразмышлять на тему: «что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть ответственным и способным принять решения самому».
Например, в шкале родительской озабоченности Вас беспокоит тот факт, что ваш ребенок:
- поздно ложится спать, у него слипающиеся, затуманенные глаза, вялость и сонливость, и это сказывается больше на жизни вашего ребенка, чем на вашей. Тем не менее, некоторые моменты могут влиять и на вашу жизнь: ребенок ворчлив и раздражителен на следующий день; не дает вам побыть одному; лишает вас покоя вечером и ночью; требует, чтобы вы разбудили его на следующее утро;
- гуляет допоздна, и даже всю ночь. Ваша главная забота здесь - безопасность ребенка. Безопасность ребенка является важным фактором его жизни, влияющим на вашу жизнь постольку, поскольку вы испытываете беспокойство по данному поводу. Однако некоторые моменты могут влиять и на вашу жизнь: шумит, когда поздно возвращается домой, нарушая ваш покой, или будит вас среди ночи. Не делает уроков. Прогуливает занятия в школе. Плохо учится. Все, что связано у вашего ребенка со школой, влияет, прежде всего, на его жизнь. Крайне редко можно встретить родителей, которым удалось заставить ребенка учить уроки. Тем не менее, некоторые моменты могут влиять и на вашу жизнь: вам постоянно звонят из школы;
- прогуливает школьные занятия; живет дома как иждивенец. Ваша обязанность состоит в предоставлении ребенку всего необходимого для нормальной его жизни - учиться и готовиться стать взрослым. Если он не учится, а живет на средства родителей, то это и есть иждивенчество.
Что делать?
- Выберите из списка пункт, ответственность за который можно без особого труда передать ребенку.
- Расслабьтесь (можно включить музыку). Представьте, что вы видите, как ребенок совершает тот или иной поступок. При этом вы, может быть, почувствуете прежние переживания вины, тревоги, ответственность.
- Вспомните: теперь за это несете ответственность не вы, а ребенок. Постарайтесь не испытывать неприятных эмоций.
- Представьте, как ощущение свободы и расслабления разливается по телу, словно вы сбросили тяжелый груз.
- В состоянии покоя представьте, как теперь будет вести себя ребенок без вашего контроля над ним. Наблюдайте за его поведением с интересом и доверием, представляя, что ребенок успешно сам решает проблему.
- Теперь, не выходя из состояния расслабления, отрепетируйте обращение к ребенку, в котором вы передаете ему ответственность за выбранный пункт перечня, обращаясь к нему от первого лица:
«Дима, я беспокоился (лась) и сердился (лась) по поводу того …, что ты вчера не пошел в школу и я пытался (лась) заставить тебя пойти… Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, это твои проблемы, и они влияют на твою жизнь. Я понял(а), что ты вполне можешь самостоятельно принимать правильные решения относительно.. (занятий в школе). С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным. Я буду интересоваться твоими делами и помогать тебе, если ты об этом попросишь, но все это теперь твое дело». В обращении нет вопросительных предложений, и подлежащим является местоимение «Я». Предложения такого рода называются «Я - высказываниями». Постоянно репетируйте краткое высказывание в отношении тех аспектов данного пункта, которые продолжают вас беспокоить: Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей; Я хочу, чтобы каждый выполнял свои обязанности; Я не хочу содержать иждивенца и т.п. В Я - высказываниях говорится о том, чего вы хотите и что вы собираетесь делать. Когда Я - высказывание станет для вас естественным и простым обращением, необходимо, подобрав удобный момент, прямо и решительно передать ребенку ответственность за этот пункт поведения. Действуя таким образом, следует поэтапно передавать ответственность за остальные пункты.
В качестве одного из примеров предлагается следующее задание. Изучить список прав, которые родители хотели бы иметь.
- Право быть одному;
- Право иметь собственные отношения с супругой (супругом);
- Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества;
- Право на личное время;
- Право на уважительное отношение;
- Право на нормальные, разумные тишину и спокойствие;
- Право чувствовать, что каждый несет свою ношу и не содержать иждивенцев;
- Право закрыть свой дом и знать, что после этого уже никто не войдет в него.
Подумайте, предоставили ли вы ребенку права, тождественные тем, которые вы сами хотели бы иметь. Отношения должны быть равными. Ребенок, который не готов к партнерским отношениям в семье, может терроризировать родителей молчанием или заявить