Тренинг для родителей. Методическая розработка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТРЕНИНГ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

(Методическая разработка к занятию)


Цели: осознание родителем, что ребенок отвечает за себя, и он должен принимать собственные решения; ребенок изначально является ответственным и хорошим человеком, но, не имея опыта проявляет себя таким, совершает тревожащие родителей поступки и часто боится быть ответственным за свое поведение.
Основная и высшая цель воспитания - передача ребенку ответственности за собственную жизнь. Принятие ответственности на себя означает, что вы стремитесь предвидеть последствия ваших действий и определить в каждой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с вашими собственными ценностями. Если у родителей есть трудности с ребенком, то они возможно: руководят его жизнью, что является не родительской заботой, а прямым долгом самого ребенка; не хотят делать счастливой собственную жизнь.

Слово «ответственность» содержит понятие ответа. Ответственность предполагает, что человек в состоянии ответить за то, что происходит. И предполагается, что ребенок достаточно воспитан, чтобы отвечать за свое поведение. Предложить поразмышлять на тему: «что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть ответственным и способным принять решения самому».

Например, в шкале родительской озабоченности Вас беспокоит тот факт, что ваш ребенок:
  • поздно ложится спать, у него слипающиеся, затуманенные глаза, вялость и сонливость, и это сказывается больше на жизни вашего ребенка, чем на вашей. Тем не менее, некоторые моменты могут влиять и на вашу жизнь: ребенок ворчлив и раздражителен на следующий день; не дает вам побыть одному; лишает вас покоя вечером и ночью; требует, чтобы вы разбудили его на следующее утро;
  • гуляет допоздна, и даже всю ночь. Ваша главная забота здесь - безопасность ребенка. Безопасность ребенка является важным фактором его жизни, влияющим на вашу жизнь постольку, поскольку вы испытываете беспокойство по данному поводу. Однако некоторые моменты могут влиять и на вашу жизнь: шумит, когда поздно возвращается домой, нарушая ваш покой, или будит вас среди ночи. Не делает уроков. Прогуливает занятия в школе. Плохо учится. Все, что связано у вашего ребенка со школой, влияет, прежде всего, на его жизнь. Крайне редко можно встретить родителей, которым удалось заставить ребенка учить уроки. Тем не менее, некоторые моменты могут влиять и на вашу жизнь: вам постоянно звонят из школы;
  • прогуливает школьные занятия; живет дома как иждивенец. Ваша обязанность состоит в предоставлении ребенку всего необходимого для нормальной его жизни - учиться и готовиться стать взрослым. Если он не учится, а живет на средства родителей, то это и есть иждивенчество.

Что делать?
  1. Выберите из списка пункт, ответственность за который можно без особого труда передать ребенку.
  2. Расслабьтесь (можно включить музыку). Представьте, что вы видите, как ребенок совершает тот или иной поступок. При этом вы, может быть, почувствуете прежние переживания вины, тревоги, ответственность.
  3. Вспомните: теперь за это несете ответственность не вы, а ребенок. Постарайтесь не испытывать неприятных эмоций.
  4. Представьте, как ощущение свободы и расслабления разливается по телу, словно вы сбросили тяжелый груз.
  5. В состоянии покоя представьте, как теперь будет вести себя ребенок без вашего контроля над ним. Наблюдайте за его поведением с интересом и доверием, представляя, что ребенок успешно сам решает проблему.
  6. Теперь, не выходя из состояния расслабления, отрепетируйте обращение к ребенку, в котором вы передаете ему ответственность за выбранный пункт перечня, обращаясь к нему от первого лица:

«Дима, я беспокоился (лась) и сердился (лась) по поводу того …, что ты вчера не пошел в школу и я пытался (лась) заставить тебя пойти… Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, это твои проблемы, и они влияют на твою жизнь. Я понял(а), что ты вполне можешь самостоятельно принимать правильные решения относительно.. (занятий в школе). С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным. Я буду интересоваться твоими делами и помогать тебе, если ты об этом попросишь, но все это теперь твое дело». В обращении нет вопросительных предложений, и подлежащим является местоимение «Я». Предложения такого рода называются «Я - высказываниями». Постоянно репетируйте краткое высказывание в отношении тех аспектов данного пункта, которые продолжают вас беспокоить: Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей; Я хочу, чтобы каждый выполнял свои обязанности; Я не хочу содержать иждивенца и т.п. В Я - высказываниях говорится о том, чего вы хотите и что вы собираетесь делать. Когда Я - высказывание станет для вас естественным и простым обращением, необходимо, подобрав удобный момент, прямо и решительно передать ребенку ответственность за этот пункт поведения. Действуя таким образом, следует поэтапно передавать ответственность за остальные пункты.
В качестве одного из примеров предлагается следующее задание. Изучить список прав, которые родители хотели бы иметь.
  • Право быть одному;
  • Право иметь собственные отношения с супругой (супругом);
  • Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества;
  • Право на личное время;
  • Право на уважительное отношение;
  • Право на нормальные, разумные тишину и спокойствие;
  • Право чувствовать, что каждый несет свою ношу и не содержать иждивенцев;
  • Право закрыть свой дом и знать, что после этого уже никто не войдет в него.

Подумайте, предоставили ли вы ребенку права, тождественные тем, которые вы сами хотели бы иметь. Отношения должны быть равными. Ребенок, который не готов к партнерским отношениям в семье, может терроризировать родителей молчанием или заявить
© 2010-2022