Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс (перспективная начальная школа)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена мною в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по окружающему миру: (авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с.) Данная программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю) , рассчитана на 4 года обучения и является программой базового уровня. Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач: - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; - создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности; - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного стандарта: русским языком, литературным чтением и опирается на их содержание. Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Раздел 1. Человек и природа Раздел 2. . Правила безопасного поведения Раздел 3. Человек и общество
В изучение данных раэделов (по сравнению с авторской программой) внесены следующие изменения:

Название раздела

Количество часов авторской программы

Количество часов рабочей программы

Примечание

Раздел 1. Человек и природа

54 часа

54 часа

Количество часов увеличено в соответствии с годовым календарным графиком

Раздел 2. Правила безопасного поведения

4 часа

Раздел 3. Человек и общество

14 часов

12 часов

Итого

68 часов

70 часов

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 3-х классах является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые имеют хорошую базовую подготовку по предмету. В связи с этими приоритетными методами обучения являются:

Методы реализации программы: -практический; -объяснительно-иллюстративный; -частично- поисковый; -наблюдение; -информативный Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данных классов определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе практической ее части) по окружающему миру требуются следующее оборудование и технические средства обучения: Способы и средства: -технические средства; -модели и таблицы; -рисунки; -альбомы по искусству; -дидактический раздаточный материал; . Контроль достижения учениками уровня Федерального государственного образовательного стандарта НОО осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме проверочных работ, тестов.
Основные требования к уровню подготовки учащихся третьих классов следующие:
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3 - м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-ем классе является формирование следующих умений:

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить место изученного события на ленте времени;
  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.


Тематический план

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 класс

( 2 часа в неделю. Всего 70 часов)


Название раздела

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

метапредметные и личностные

Раздел I. Человек и природа.

54





Знать:

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Уметь:

показывать на глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия);

-называть 2-3 страны, их главные достопримечательности, показывать расположение на карте

* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;

* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;

* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее

сохранение;

* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;


Личностные УУД: 1.Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового.

2. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

2. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Проверочная работа Раздел 2 Правила безопасного поведения

4

Уметь:

* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования

своего самочувствия при простуде;

* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

* соблюдать правила безопасности в гололед;

* сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее

сохранение.


Личностные УУД

Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.

Умение обнаруживать простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой.

Умение структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных призна-ков, составлять таблицы.

Коммуникативные УУД

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формировать умение проговаривать последователь-

ность действий на уроке.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.


Раздел 3

Человек и общество

12

Уметь:

* описывать достопримечательности Московского Кремля;

* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические

события с датами;

* находить место изучаемого события на ленте времени;

* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт -Петербург;

* искать необходимую информацию из книг и других источников;


Личностные УУД:

1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, географические особенности, многонациональность, основные исторические события)

2.Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. 3.Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового. Регулятивные УУД:

1. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

2. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

3. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. Познавательные УУД:

1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

2. Извлекать необходимую информацию. 3.Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы.

Итоговая проверочная работа ИТОГО:

70 ч.





Выполнение практической части программы

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для 3 - х классов

п/п

Дата

Тема

Форма контроля

1.


Вода и воздух. Проверь себя.

Проверочная работа

2.


Проверь себя.

Итоговая проверочная работа








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для 3 класса

урока

Дата урока

Название раздела, тема урока

Примечания

По плану

По факту

Раздел 1. Человек и природа. (54 часа)

1.

Наш мир знакомый и загадочный.

2.

Глобус - модель земного шара.

3.

Материки и океаны на глобусе.

4.

Формы поверхности Земли.

5.

Географическая карта.

6.

Учимся читать карту.

7.

План местности.

8.

Холмы и овраги.

9.

Стороны горизонта.

10.

Ориентирование на местности.

Компас.

11.

Ориентирование на местности.

(урок-экскурсия)

12.

Изображение Земли на глобусе

и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование).

13.

Тела; вещества; частицы.

14.

Твердые вещества; жидкости и газы.

15.

Вода - необыкновенное вещество.

16.

Свойства воды в жидком состоянии

(заседание клуба).

17.

Термометр и его устройство.

18.

Свойства воды в твердом состоянии

(заседание клуба).

19.

Свойства воды в газообразном

Состоянии.

20.

Круговорот воды в природе.

21.

Туман и облака.

22.

Осадки.

23.

Вода - растворитель (заседание клуба).

24.

Растворы в природе.

25.

Почему воду надо беречь?

26.

Океан; которого нет на карте и глобусе.

27.

Воздух - это смесь газов.

28.

Свойства воздуха (заседание клуба).

29.

Свойства воздуха (заседание клуба).

30.

Температура воздуха.

31.

Ветер.

32.

Что такое погода?

33.

Заключительный урок.

Вода и воздух.

34.

Вода и воздух. Проверь себя.

35.

Горные породы.

36.

Разрушение горных пород.

37.

Что такое минералы?

38.

Полезные ископаемые.

39.

Свойства полезных ископаемых

(заседание клуба).

40.

Почему надо беречь

полезные ископаемые.

41.

Как образуется почва.

42.

Почва и её состав (заседание клуба).

43.

Зачем и как люди заботятся о почве.

(заседание клуба)

44.

Лес и его обитатели

45.

Лес и его обитатели

46.

Луг и его обитатели

47.

Поле и его обитатели

48.

Пресные водоемы и его обитатели

49.

Пресные водоемы и его обитатели

50.

Болото и его обитатели

51.

Значение лесов

52.

Безопасное поведение в лесу

(заседание клуба)

53.

Луг и человек.

54.

Надо ли охранять болота?

Раздел 2. Правила безопасного поведения (4 часа)

55.

Дары рек и озёр.

56.

Безопасное поведение у водоемов

(заседание клуба)

57.

Человек-защитник природы

58.

Природа будет жить.

Раздел 3. Человек и общество (12 часов)

59.

Путешествие в прошлое.

60..

Лента времени.

61.

Золотое кольцо России.

62.

Золотое кольцо России.

63.

Путешествие по Санкт-Петербургу

(заседание клуба)

64.

Путешествие по Санкт-Петербургу

(заседание клуба)

65.

Достопримечательности города на Неве.

66.

Достопримечательности родного края .

67.

Достопримечательности родного края (урок-экскурсия)

68.

Достопримечательности родного края (урок-экскурсия)

69.

Проверь себя.

70.

Заключительный урок

ИТОГО:

70 часов






Список литературы для учащихся:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Царева Л.А. Окружающий мир,3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Список литературы для учителя:


1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Царева Л.А. Окружающий мир., 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. 5.А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. -М.: Просвешение, 2011 6.Р.Г.Чуракова .Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. -М.:Академкнига/ Учебник, 2011





© 2010-2022