Урок краеведения по теме Времена года на Севере 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гуляева Валентина Ивановна учитель начальных классов

г. Северодвинск

МАОУ «СОШ№2»


Урок краеведения 2 класс «Времена года на Севере».

Цель:

показать красоту нашего северного края: в художественных произведениях Ф. Абрамова, фото и видеоматериалах.

Задачи: Воспитательные:
Создать условия для формирования эстетического отношения к природе родного края через произведения искусства. Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы. 2. Создать условия для знакомства с природным явлением - северное сияние с опорой на зрительные и вербальные образы. Развивающие:
Развивать познавательный интерес, инициативу, любознательность, творчество; умение сравнивать, обобщать, анализировать, развивать ассоциативное мышление.
Формируемые УУД: регулятивные: следовать установленным правилам - принимать и сохранять цель познавательной деятельности, осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
познавательные: находить необходимую информацию в различных источниках, понимать информацию, представленную в виде текста и схемы; выделять существенную информацию из текста, моделировать макет северного сияния, проводить сравнение и классификацию изученных объектов, строить сообщения в устной форме;
коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
предметные: понимать текст о природе, называть характерные признаки зимы, группировать объекты природы по различным признакам; извлекать информацию о природе из дополнительных источников.

Оборудование занятия:

1. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2- 4 классов 2010г.

2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э. И. Николаева; сост., отв. ред. И. Ф. Полякова. - 3-е изд.., перераб. и доп. - Архангельск: ГОУ " АО ИППК РО", 2010.

3. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И. Ф. Поляковой. - Архангельск, 2010

4. Архангельская область: Словарь - справочник для младших школьников/ Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е. В. Михайленко.- 4-е изд., перераб. И доп. - ГАОУ « Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011

5. Видеозапись северного сияния.

6. Слайды зимних явлений природы (оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь).

7. Слайды (фотографии) северного зимнего пейзажа.

8. Музыка: песня «Приезжайте к нам на север» в исполнении Академического северного русского народного хора.

9. Снежинки, вырезанные из бумаги, со словами, обозначающие явления природы (оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь).

10. Материалы (полоски из цветной бумаги) для выполнения аппликации северного сияния.


Ход урока.

1,2 этап Мотивация. Актуализация знаний.

Учитель: Мне хочется начать наше занятие с интерактивной разминки. (Интерактивная разминка - это приём, позволяющий провести повторение изученного материала при участии каждого ученика)

  1. Если вы думаете, что главный город Архангельской области - Москва-

- потопайте ногами.

Как называется наш областной центр?

  1. Если вы уверены, что людей, которые живут по берегу Белого моря, называют поморы-

- хлопните в ладоши!

  1. Если вы считаете, что ловят у нас на Севере: сигов, сёмгу, треску, навагу-

-кивните головой!

4) Если вы согласны, что северные ягоды : брусника, клюква, черника, морошка-

-помашите рукой!

5) Если вы утверждаете, что, жанры устного народного творчество это: колыбельные песни, прибаутки, загадки, заклички

- положите руки за голову!

6) Если вы думаете, что северные писатели и поэты это: Б. Шергин, Н. Рубцов, С. Есенин,

Ф. Абрамов -

- поднимите руки вверх.

-Что не так? Почему?

7) Если вы согласны, что Ломоносов М.В. - великий русский учёный, наш земляк -

-улыбнитесь!

8) Если вы зимой гуляете на свежем воздухе, катаетесь на лыжах, коньках, санках, играете в хоккей-

- встаньте!

-Молодцы, вы были внимательны, показали свои знания и что отрадно ведёте здоровый образ жизни!

-Вам понравилась разминка? Чем? ( Учащиеся отмечают, что вопросы помогли вспомнить изученный материал, было интересно, весело и разнообразно).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой нашего края.

3этап. Постановка учебной задачи.

Учитель: Северяне любят свою северную землю в любое время года и не перестают удивляться её красоте. Поэты слагают стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам прочитать в тетради загадку нашей северной поэтессы Антонины Зязиной. Подумайте, какое слово пропущено.

(Чтение про себя).

- Прочитайте загадку вслух.

- Допишите слово. (Учащиеся дописывают слово «зима»)

-О чём будем говорить на занятии?

-Поставьте учебную задачу! (Познакомиться с особенностями зимы в нашем крае)

Прочитайте дальше задание.

-Подумайте: зима какая? Что делает? (устные высказывания)

-Допишите свои слова или понравившиеся. Снег пушистый, серебристый, Такой новенький, зернистый Покрыл землю и дома, Пришла матушка - зима.

(Урок краеведения по теме Времена года на Севере 2 классУрок краеведения по теме Времена года на Севере 2 классКакая?) морозная снежная

(Что делает?) Урок краеведения по теме Времена года на Севере 2 классУрок краеведения по теме Времена года на Севере 2 классУрок краеведения по теме Времена года на Севере 2 классУрок краеведения по теме Времена года на Севере 2 класс
заметает студит кружит взбивает


Прочтите, что у вас получилось?

Учитель. Мы составили синквейн.

Проверка.

2. Работа над предложением о зиме

Учитель:- Составьте предложение о зиме. Чтобы составить предложение о зиме, можно использовать слова, которые вы подбирали, посмотреть фотографии северного зимнего пейзажа и послушать песню в исполнении Государственного Академического Северного русского народного хора «Приезжайте к нам на Север». Учитель показывает картины зимней природы на слайдах в музыкальном сопровождении. Слайды на фоне музыки. (Приложение 1, 2) Учащиеся говорят свои предложения. Учитель предлагает записать своё или понравившееся предложение о зиме. (если ребёнок затрудняется в составлении предложения, предлагаю карточки с опорными словами, с которыми можно составить предложение) - Проверка работы.

3. Обобщение знаний о явлениях природы.

Учитель. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт снег. Но природа и сама великая художница.

-Посмотрите на снежинки, которые находятся перед вами. (на столах у учащихся лежит набор разноцветных снежинок, на которых написаны слова: оттепель (на розовых снежинках), изморозь (на голубых снежинках), гололедица (на сиреневых снежинках), снегопад (на белых снежинках), метель(на синих снежинках), ).

-Прочитайте слова, которые написаны на снежинках. (оттепель, изморозь, гололедица, снегопад, метель)

-Что их объединяет? (зимние явления природы)

Учитель вывешивает на доску плакат с названием: «Зимние явления природы»

Учитель предлагает задание в парах.

Я буду читать текст, вы должны угадать о каком явлении природы идёт речь, обсудить и поднять соответствующую снежинку.

Начинаем!

  1. Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но бывает зимой такое интересное явление природы, которое вы все очень любите, когда снег подтаивает, легко лепится. Вот тогда ребятишки и лепят снежные бабы, замки, крепости. Это - (оттепель)

  2. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявшийснег замерзают. В это время на дорогах надо быть особенно осторожным, чтобы не получить травм. Это-(гололедица)

3) Очень интересно наблюдать ещё за одним зимним явлением природы. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая землю ровным слоем. Это - (снегопад)

4) При сильном ветре мы можем наблюдать _____. Снег кружится, летает, несётся по воздуху и по земле. У домов, заборов, деревьев вырастают снежные сугробы. (метель)

  1. Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая, зимняя бахрома. В это время всё вокруг становится удивительно красивым. Особенно красиво в лесу и парке ( изморозь). (Приложение 3)

4 этап. Открытие нового знания.

1.Работа в рабочей тетради.

Ещё об одном зимнем явлении природы прочитаем загадку.

Цветная занавеска ночное небо закрывает.

Это ненецкая загадка. Кто такие ненцы прочитаем в Словаре.

2. Работа со словарём. Учащиеся ищут в словаре и объясняют значение.

(ненцы - народ, живущий на севере Архангельской области в Ненецком автономном округе).

-Прочитайте загадку вслух.

-Назовите отгадку, запишите.
5этап. Первичное закрепление.

1. Работа с Хрестоматией.

-Найдите загадку об этом явлении природы в хрестоматии «Морянка».

-Как вы будете искать загадку? (учащиеся ищут загадку по оглавлению)

-Прочитайте.

- Как вы догадались, что именно эта загадка? -Кто из вас видел это удивительное явление природы? Опишите его (учащиеся делятся своими впечатлениями)

- Посмотрите, как выглядит это природное явление. (Приложение 4) (Видеозапись северного сияния.) В это время учитель комментирует:

Комментарии. Северное сияние - самое красочное световое явление в природе. Это свечение мельчайших частиц воздуха. По форме они бывают и разнообразные дуги, тянущиеся через всё небо, ленты и пучки лучей, нечто вроде занавесей или театральных кулис. Оно непрерывно меняет формы: колышется, извивается, вспыхивает и гаснет.

После просмотра видеозаписи учащиеся делятся своими впечатлениями об увиденном.

-Что вас удивило?

Вот это удивительное природное явление - северное сияние удалось объяснить великому учёному, нашему земляку М. В. Ломоносову.

Физминутка

Мы зимой в снежки играем ( движения руками - «лепим снежки», далее по тексту)

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду летим

И снегурку лепим мы

Гостью - зиму любим мы.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Работа с текстом Ф. Абрамова «Северное сияние», Хрестоматия стр.88

-Прочитаем, как описывает это явление Ф. Абрамов

Чтение текста учителем.

-Прочитайте текст про себя.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради.

- Прочитайте вопрос в тетради

-Каким словом, близким по значению, автор называет это природное явление?

(Сполохи - это народное название северного сияния, его так называют люди, живущие на Севере)

-Найдите и запишите слова-действия, которые использует Ф.Абрамов при описании северного сияния.

-Проверим, какие вы записали слова? (пляшут, переливаются)

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

- Вспомните, какая была учебная задача? (Учащиеся называют учебную задачу - познакомиться с особенностями зимы в нашем крае.

- Что нового узнали?

Учитель. Самое красивое зимнее явление природы - северное сияние.

- Вот какое стихотворение сочинила мурманчанка Олеся:

Полярное сияние увидишь в небе ты-

И, кажется, что сбудутся все, все твои мечты!

Оно то вроде хмурится, то будто слёзы льёт

То улыбнётся, кажется, и вдруг - совсем уйдёт.

Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты

Оно - сестрёнка радуги и дочка темноты. Гуляя по улицам города, вглядывайтесь в зимнее небо, и однажды в зимний морозный вечер может, вы и увидите это удивительное чудо. Постараемся и мы изобразить это необычное, уникальное природное явление своими руками! (Коллективное составление аппликации северного сияния. Каждый учащийся приклеивает цветную полоску бумаги на синий лист ватмана, в результате получается аппликация северного сияния) - Какое задание показалось самым интересным?


© 2010-2022