- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Изобразительного искусства Картина-пейзаж
Конспект урока Изобразительного искусства Картина-пейзаж
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазовская О.Ю. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Учитель: Лазовская Оксана Юрьевна
Тема: Картина - пейзаж
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи - пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж»(по замыслу автора)
Задачи урока:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти; воспитывающие: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе.
Литературный ряд: стихи о природе
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,
План урока
I. Орг. момент (1-2)
II. Актуализация знаний (3мин)
III. Постановка цели и задач урока (Какие задачи надо решить, чтобы достичь цели) (2мин)
IV. Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзажа
2. Пейзажи русских художников
3. Виды пейзажей
4. План работы над пейзажем
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
VI. Рефлексия. Итог урока (4-5 мин)
VII. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
ХОД УРОКА
I Орг. момент (1-2)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Начнем мы наш урок творчества. Творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!
II Актуализация знаний (3мин)
Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, можно ли разделить их на группы?
1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.
-Правильно, а как такие картины мы называем? (Пейзажи)
-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
-Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Картина-пейзаж)
- А кто мне скажет, что такое пейзаж?
Словарь С.Ожегова: " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
*** (ролик)
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Итак, ПЕЙЗАЖ -это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.
IV Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзажа Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. - Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)
2. Пейзажи русских художников - Ребята, а можете мне с назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи) Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. -Только художников вдохновляет природа к творчеству? Приведите свои примеры. (Музыканты, поэты, писатели, скульпторы...) - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
Расскажите, что изобразил автор.
Саврасов А.К. "Грачи прилетели" -это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.
Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом.
Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один - грусть и печаль, а другой - улыбку и радость.
(Физкультминутка для глаз)
3. Виды пейзажей.
Посмотрите на картины чем они похожи и чем отличаются? (Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)
Верно. Пейзажи бывают разных видов:
-
Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)
-
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
-
Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники - маринисты.
Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы вспомним их (Слайд).
4.Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Какими важными законами перспективы будите пользоваться?
Линейная перспектива:
-
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.
-
Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта
Воздушная перспектива:
-
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
-
Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные - бледными.
-
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?
V Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин) Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или морской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)
VI Итог урока. Рефлексия. (4-5 мин).
Итак, подведем итог нашей работы.
Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине. Что общего во всех картинах? (Природа России)
Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Что оценивать-критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
-
Соблюдения законов перспективы
-
Цветовая гамма картины (Весенние краски)
-
Целостность композиции.
Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)
Как, на ваш взгляд, сложнее рисовать в группе или индивидуально? А оценивать проще себя или товарищей? Почему?
Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок (палитра настроения):
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
Такую же «Палитру настроения» предложим и нашим гостям. Посмотрим какое настроением у них после нашего урока.
VII Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
Всем спасибо за работу. Вы молодцы. У вас получилось на сегодняшнем уроке побывать в роли художников - пейзажистов.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.