Конспект урока Изобразительного искусства Картина-пейзаж

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 3 классе

Учитель: Лазовская Оксана Юрьевна

Тема: Картина - пейзаж

Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи - пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж»(по замыслу автора)

Задачи урока:

обучающие

- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

- показать роль искусства в понимании красоты природы;

- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;

- особенности построения композиции пейзажа;

развивающие

- развивать воображение, творческую фантазию;

- совершенствовать умение рисовать по памяти; воспитывающие: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;

картины о природе.

Литературный ряд: стихи о природе

Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,

План урока

I. Орг. момент (1-2)

II. Актуализация знаний (3мин)

III. Постановка цели и задач урока (Какие задачи надо решить, чтобы достичь цели) (2мин)

IV. Работа по теме (8 мин)

1. Жанр - пейзажа

2. Пейзажи русских художников

3. Виды пейзажей

4. План работы над пейзажем

V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)

VI. Рефлексия. Итог урока (4-5 мин)

VII. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)





ХОД УРОКА

I Орг. момент (1-2)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Начнем мы наш урок творчества. Творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!

II Актуализация знаний (3мин)

Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, можно ли разделить их на группы?

1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.

-Правильно, а как такие картины мы называем? (Пейзажи)

-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)

-Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Картина-пейзаж)

- А кто мне скажет, что такое пейзаж?

Словарь С.Ожегова: " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."

*** (ролик)

Если видишь на картине,

Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!


Итак, ПЕЙЗАЖ -это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.

IV Работа по теме (8 мин)

1. Жанр - пейзажа Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. - Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)

2. Пейзажи русских художников - Ребята, а можете мне с назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи) Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. -Только художников вдохновляет природа к творчеству? Приведите свои примеры. (Музыканты, поэты, писатели, скульпторы...) - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.

Расскажите, что изобразил автор.

Саврасов А.К. "Грачи прилетели" -это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.

Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом.

Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один - грусть и печаль, а другой - улыбку и радость.

(Физкультминутка для глаз)

3. Виды пейзажей.

Посмотрите на картины чем они похожи и чем отличаются? (Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)

Верно. Пейзажи бывают разных видов:

  • Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)

  • Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

  • Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники - маринисты.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы вспомним их (Слайд).

4.Повторение порядка работы над пейзажем:

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

Какими важными законами перспективы будите пользоваться?

Линейная перспектива:

  • Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.

  • Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

Воздушная перспектива:

  • Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.

  • Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные - бледными.

  • Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.

Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?

V Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин) Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или морской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)

VI Итог урока. Рефлексия. (4-5 мин).

Итак, подведем итог нашей работы.

Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я научился...

Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине. Что общего во всех картинах? (Природа России)

Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Что оценивать-критерии)

Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.

  1. Соблюдения законов перспективы

  2. Цветовая гамма картины (Весенние краски)

  3. Целостность композиции.

Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)

Как, на ваш взгляд, сложнее рисовать в группе или индивидуально? А оценивать проще себя или товарищей? Почему?

Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок (палитра настроения):

Полезным и интересным? (небесно-голубой)

Интересным, но бесполезным? (синий)

Полезным, но не интересным (Светло синий)

Бесполезный и не интересный (Темно-синий)

Такую же «Палитру настроения» предложим и нашим гостям. Посмотрим какое настроением у них после нашего урока.

VII Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)

Всем спасибо за работу. Вы молодцы. У вас получилось на сегодняшнем уроке побывать в роли художников - пейзажистов.


Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.



© 2010-2022