Рабочая программа и КТП Риторика Ладыженская 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2012.

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

В авторскую программу изменения не внесены.

Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога

  1. Общая характеристика спецкурса «Риторика»

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. ВРабочая программа и КТП Риторика Ладыженская 3 классторой блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. В курсе «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи - с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование); - с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй); - с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

  1. Описание места спецкурса «Риторика» в учебном плане

Программа «Детская риторика» составлена из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов в год - 34.
  1. Описание ценностных ориентиров содержания спецкурса «Риторика»

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение спецкурса «Риторика»

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - оценивать свою вежливость; - определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо); - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; - анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; - продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; - перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; - знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио - , видео - ) сопровождением; - в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - отличать подготовленную и неподготовленную речь; - знать особенности неподготовленной речи; - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); - пользоваться основными способами правки текста.
  1. Содержание спецкурса «Риторика»

3-й класс (34 часа)


ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.


  1. Тематическое планирование спецкурса «Риторика»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ

1ч в неделю - 34 часа


п/п

Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации совзаимодействия

Информационно-методическое обеспечение

тема и тип урока

внеурочная занятость

самостоятельная работа

объем освоения и уровень владения компетенциями

универсальные учебные действия (УУД)

Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Общение

1

Наука риторика. Проверь себя.

Тест.

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский (эвристический);

- творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуативно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой- индивидуально-личностный.

Личностные:

Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового; определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Познавательные:

Формулировать тему и цель урока; знать основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы;

-редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Личностно-развивающая

Практикум, разноуровневые задания.

Индивидуальная.

Учебник-тетрадь

2

Что мы помним о речевой ситуации. Повторение.

Твои речевые роли.

Работа с учебником-тетрадью

Речевые ситуации

Фронтальная.

Работа с учебником-тетрадью

риторические игры

3

С какой целью? Зачем?

Работа с учебником-тетрадью

Личностно-развивающая. Проблемное изложение.

Организация совместной учебной деятельности. Моделирование

Групповая

Учебник-тетрадь

4

Учимся говорить. Неподготовленная речь.

Подготовленная речь, приемы подготовки. Подумай : кому -о чём - зачем.

Работа с учебником-тетрадью

Личностно-развивающая

Беседа.

Этикетные диалоги

Групповая работа

Фронтальная.

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский (эвристический);

- творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуативно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой- индивидуально-личностный.

5

Ключевые слова.

Рисунки, схемы.

Составление схем и рисунков.

Личностно-развивающая

Упражнения.

Практикум, иллюстрирование

Фронтальная.

Учебная. Индивидуальная.

Учебник-тетрадь

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

6

План.

Составление плана к тексту.

Практикум, составление плана.

Учебная. Индивидуальная.

7

Прорепетируй выступление.

Конкурсы. Речевые ситуации.

Учебная. Индивидуальная.

8

Говорим подробно, кратко.

Организация совместной учебной деятельности.

Фронтальная.

9

Похвала. Комплимент комплименту - рознь.

Не забудь похвалить.

Личностно-развивающая

Практикум. Речевые ситуации

Риторические игры

Познавательная. Парная. Фронтальная.

10

Слушаем, вдумываемся…

Работа с учебником-тетрадью

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Практикум. Риторические задачи.

Фронтальная.

Учебник-тетрадь

11

Учимся читать, писать. Читаем учебные тексты.

Работа с учебником-тетрадью

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский (эвристический);

- творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуативно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой- индивидуально-личностный.

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Личностно-развивающая

Практикум. Составление плана

Познавательная. Коллективная.

Учебник-тетрадь

12

Учимся писать. редактировать

Поиск и сбор информации.

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Личностно-развивающая

Редактирование.

Индивидуальная.

Карточки

13

Вежливое общение. Проверь себя.

Что такое вежливость.

Тест.

Личностно-развивающая

Практикум, разноуровневые задания.

Учебная. Индивидуальная.

Тест

Беседа. Демонстрация.

Фронтальная

Учебник-тетрадь

14

Вежливо - невежливо - грубо. А ты вежлив?

Личностно-развивающая

Фронтальная

15

Хорошее настроение. Добрые дела - добрые слова.

Личностно-развивающая

Фронтальная

Текст

16

Разные тексты. Проверь себя. Тексты разные нужны.

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский (эвристический);

- творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуативно-заинтересованный;

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой- индивидуально-личностный.

Личностные:

оценивать свою вежливость при общении; осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.

Метапредметные:

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем;

корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ

Познавательные:

анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.

Коммуникативные:

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Личностно-развивающая. Поисковая.

Практикум, разноуровневые задания.

Учебная. Индивидуальная.

Карточки.

17

Диалог и монолог.

Работа с каточками.

Диалоги. Монологи

18

Правильная речь. Пиши правильно.

Работа с карточками.

Проблемные задания

Редактирование

Тест. Карточки.

19

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

Работа с карточками.

Проблемные задания. Работа со словарем

Учебная. Индивидуальная. Коллективная.

Карточки.

20

Правила успешного пересказа. Пересказ.

Работа с учебником-тетрадью

Личностно-развивающая

Практикум. Чтение,

пересказ

Индивидуальная. Фронтальная.

Учебник-тетрадь

21

Выбери нужное.

Работа с учебником-тетрадью

Упражнения.

22

Цитата в пересказе.

Практикум. Пересказ текста.

23

Кратко о книге.

Знание:

- репродуктивный;

- продуктивный;

- исследовательский (эвристический);

- творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

- нейтральный;

- ситуативно-заинтересованный;

-

- устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

- предметно-содержательный;

- личностно-групповой- индивидуально-личностный.

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

составление аннотации

Учебная. Индивидуальная. Фронтальная.

24

Поздравляю тебя…Вас. Поздравляю Кого? С чем? Как?

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности.

Учебник-тетрадь

25

Желаю Кому? Чего? Как?

Личностно-развивающая

Учебная. Индивидуальная. Фронтальная.

26

Поздравления к праздникам. С днём рождения .

составление поздравлений. Групповая работа

27

С Новым годом.

С праздником 8-е Марта.

Личностно-развивающая

28

Учись объяснять и доказывать. Рассуждение.

Работа с учебником-тетрадью

Культурно-компетентностный опыт:

- знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

- креативно-преобразовательный уровень;

- личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Фронтальная.

Учебник-тетрадь

29

Сравни и скажи. Правила сравнения.

Практикум. Риторические игры

Индивидуальная. Коллективная.

30

Вывод и рассуждение.

Организация совместной учебной деятельности.

31

Правило в доказательстве.

Цитата в доказательстве.

Работа с учебником-тетрадью

Практикум. Моделирование

Организация совместной учебной деятельности.

32

Что общего и чем различаются. Сравни и скажи.

Работа с учебником-тетрадью

Личностно-развивающая

Коллективная работа

33

Правила сравнения.

Как строятся сравнительные тексты.

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности.

Учебник-тетрадь

34

Подведем итоги. Урок-праздник «Риторический фестиваль»

Риторический праздник

Личностно-развивающая

Организация совместно й учебной деятельности.

Рефлексивная. Коллективная.



  1. Описание материально - технического обеспечения спецкурса «Риторика»


  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.Н.Никольская, Г.И. Сорокина - М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2012.

  2. Детская риторика в рассказах и рисунках: 3-й класс. Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В. Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева - М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2006.


© 2010-2022