Конспект урока по окружающему миру на тему Откуда берутся снег и лед? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Конспект урока окружающего мира на тему:

«Откуда берутся снег и лед»

Урок-исследование

Цели:

Образовательные

- дать понятие о снеге и льде

- познакомить учащихся со свойствами снега и льда

- познакомить с образованием снега и льда через практическую работу

Развивающие

- развивать исследовательские умения учащихся

- развивать наблюдение, речь, воображение

Воспитательные

- воспитать интерес к явлениям природы

- формировать экологическую культуру учащихся

Оборудование:

-рисунок снеговика

-конверт с загадками

-конверты с карточками: снег, лед, белый, бесцветный, прозрачный, непрозрачный, рыхлый, плотный, хрупкий, тает (по одному на парту)

-таблицы со свойствами снега и льда (по одной на парту)

-клей-карандаш

-блюдца со снегом, блюдца со льдом (по одному на парту), 2 стакана с теплой водой (у учителя)

-листы цветной бумаги (1лист на двоих), кусочек газеты (один на двоих)

-кусочек стекла (у учителя)

-молоток (у учителя)

  1. Организационный момент

Прозвенел веселый звонок

Мы начнем интересный урок.


  1. Выступление синоптика.

В начале урока заслушаем выступление синоптика. Сводка погоды на 22 декабря. (Сегодня 22 декабря пасмурно, ветер умеренный, осадки)


  1. Настрой на урок.

- Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Мы превратимся в ученых исследователей и совершим научное открытие.

- А кто такие исследователи? (тот, кто занимается научными исследованиями)

- А какими должны быть эти люди?

- Сегодня мы тоже на уроке - исследователи и для успешности работы выберем девиз ,которому вы будете следовать в течение урока.

Буду внимательным.

Буду старательным.

Буду активным.

- Какой девиз выбрал … и почему?

- Я желаю вам удачи!

4. Введение в тему.

Наше исследование мне хочется начать со стихотворения.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- А сейчас у нас какое время года?

- Чем вы любите заниматься на улице?

- А теперь попробуйте угадать, кто пришел к вам в гости.

Загадка.

В голове - снег, в животе - снег, и в ногах - снег, и в руках - снег. (снеговик)

- Познакомьтесь, это ваш научный руководитель. Он принес вам загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать тему урока, то есть то, о чем будем говорить сегодня.

Загадки.

Он все время занят делом Рыбам зиму жить тепло:

Он не может зря идти. Крыша - толстое стекло. (Лед)

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

(на доске появляются карточки СНЕГ ЛЁД)

- Как вы думаете, о чем будем вести речь на уроке? ( о снеге и льде)

- У любого исследования есть предмет, который надо исследовать. Мы будем исследовать снег и лед.

- А что такое снег и что такое лед, откуда они берутся в природе?

- Это ваши предположения, а по научному - Гипотеза. Любую гипотезу можно опровергнуть (гипотез неверная) или подтвердить (гипотез верная). К концу урока выясним, кто выдвинул верную гипотезу, а кто неверную.

Цель нашего исследования: Изучить какими свойствами обладает снег и лед. И откуда берутся снег и лед.

- Изучать эти свойства мы будем в своих лабораториях. Работа в парах.

5. Новый материал

А) изучение свойств

- Прежде чем мы будем искать ответы на вопросы «Что такое снег и что такое лед?» надо изучить свойства снега и льда.

Опыт 1. Изучение цвета

- Какое свойство мы можем определить, взглянув на эти два предмета?

- Попробуем определить цвет снега и льда. Какого цвета снег? Давайте убедимся в этом.

-Посмотрите на снег. На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет снега. Приложите полоски и сравните цвет снега и каждой полоски.

- Можно ли сказать, что снег синий? Зеленый? Желтый? Красный? Белый?

- Сделайте вывод о цвете снега.

- А можно ли сказать, что лед белый?

Чтобы не ошибиться и правильно определить цвет льда - приложите ко льду: синюю полоску, желтую, зеленую, красную.

- А теперь посмотрите на лед, который у меня в руках. (учитель берет стекло). Сравните цвет льда и стекла. Какой вывод можно сделать?

- Итак, цвет снега …(белый), цвет льда …(бесцветный)

(Заполнение таблицы )

Опыт 2. Изучение прозрачности.

- Положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст.

- А теперь посмотрите через кусочек льда.

- Как называются предметы, через которые все видно?

- Какой вывод можно сделать о снеге? О льде?

-Итак, снег … (непрозрачный), лед … (прозрачный)

(Заполнение таблицы)

Опыт 3. Изучение плотности, рыхлости.

- Попробуйте карандашиком сделать ямку в снеге.

- А теперь тоже самое, только в кусочке льда. Что скажете? Какой вывод можно сделать?

- Снег …(рыхлый), лед … (плотный)

- А если по кусочку льда стукнуть молоточком, что произойдет? (расколется)

Значит, лед обладает еще одним важным свойством: лед - хрупкий (вклеивают в таблицу)

- А пока мы с вами проводили эти опыты, посмотрите, что произошло со снегом и льдом? (они стали таять)

- Это говорит нам о том, что в тепле снег и вода … (тают) (вклеивают в таблицу)

А теперь давайте подведем итог:

-Чем сейчас мы занимались?

- Давайте еще раз назовем эти свойства

Физкультминутка

Б) Беседа «Откуда берутся снег и лед?»

- Мы выяснили, что снег и лед имеют различные свойства, но что у них общего? (снег и лед под воздействием тепла превращаются в воду)

- Верно, снег и лед превращаются в воду под воздействием тепла.

- А если вода замерзнет, что она образует? (лед)

- А где в природе вы видели лед? (на реке, в луже, сосульки, гололед, иней, узоры на окнах)

- Еще в природе существуют огромные скопления льда на суше, может быть кто-нибудь из вас знает, как они называются? (ЛЕДНИКИ)

- да, это ледники. А как образуется ледник? (Если снег долго лежит, то он накапливается, слеживается, превращается в ледяные крупинки. Нужно долгое время, чтобы образовался лед. Ледник образуется в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно.)

- В океанах встречаются огромные ледяные глыбы в десятки и даже сотни километров. Это АЙСБЕРГИ

- Подробнее о ледниках и айсбергах можно узнать из энциклопедий и других книг, потом поделиться с нами этими знаниями.

- А теперь скажите, можно ли в доме увидеть лед? Где?

- Как в домашних условиях воду превратить в лед? ( показ формы для льда). Зачем люди замораживают лед?

- Так что же такое лед? (замерзшая вода)

- А когда образуется снег?

- А что такое снег? (Это снежинки, который падают с неба)

- Как образуются снежинки? (Снежинки образуются высоко над землей, в облаках. Когда их в облаке скапливается очень много, они не могут удержаться в небе и падают на землю)

Сказка «Кругосветное путешествие»

Жила-была снежинка. Жила и мечтала увидеть мир. Пригрело как-то яркое солнышко.

- Что произошло с нашей снежинкой?(превратился в капельку)

- да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей земли, испаряют при этом огромное количество влаги. Вот и наша капелька устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли. А на пути ей встречается много капелек - сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако.

- Что произошло дальше?

-В виде каких осадков выпадает влага?

-Снег появляется когда холодно. Полетела наша снежинка вниз. Прилетела на землю и снова встретилась со снежинками-сестричками. А снежинки все разные по рисунку, но одинаковый по форме.

- откройте тетради на стр.20 и рассмотрите снежинки. Сколько лучиков имеет каждая? (6)

- Снеговик не успел дорисовать снежинки. Вы ему помогите, дорисуйте дома.

Итак, давайте сделаем вывод.

-Что такое снег? Лед?

- Откуда берутся снег и лед?

6. Итог

- А теперь давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?

- вспомните те предположения ,который вы выдвинули в начале урока. Подтверждаем мы их или опровергаем?

7. Рефлексия.

-Вспомните те девизы, которые выбирали. Следовали ли вы им?

- Понравилось ли вам быть исследователями?

- трудно ли быть исследователем?

© 2010-2022