Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»



СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:



Руководитель МО _______________/Креховецкая С.Ю./

Приказ от «31» августа 2015 г. № 532



Заместитель директора по УВР ______/Канюкова Т.И../

Директор ____________ /Канаев И.В./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету «Технология»

(уровень начального общего образования)


Класс - 1





Учитель - Мироненко Н.В.




Количество часов в неделю - 1



Количество часов в год - 33




Программа разработана на основе авторской программы Конышевой Н.М. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Технология»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - Смоленск: « Ассоциация 21 век». 2013.







Прошла экспертизу на заседании методического совета. Протокол от «31» августа 2015 г. № 1



Содержание


  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета, курса
  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
  6. Содержание учебного предмета, курса
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся начального общего образования
  8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.





























  1. Пояснительная записка


Данная рабочая учебная программа по курсу «Технология» в начальной школе разработана на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

- Авторской программой Конышевой Н.М. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Технология»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - Смоленск: « Ассоциация 21 век». 2013.

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • Приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253

  • - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр. № 570 от 29.08.2014 г.)

- Учебного плана МБОУ «СОШ № 13» (Пр. № 539 от 29.08.2014 г.)


Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

- литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности). Данный курс направлен на достижение целей и реализацию задач ООП школы: Цель ООП НОО: формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО. Задачи ООП НОО:

  • спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в сторогом соответствии с требованиями стандарта;
  • обеспечить целостность образовательного процесса путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы;
  • осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы.
  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Миссия школы: создание социально-педагогических условий для развития личности, способной к самоопределению, социализации и непрерывному самообразованию.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.


В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 33 часов в 1-м классе, 34 часов во 2-4-м классах, общее количество часов, отводимых на изучение учебного предмета в системе начального общего образования, - 135.

По курсу технологии во 2-4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение курса.

Содержательная и методическая поддержка проектной работы обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.

Учебный план школы представляет собой соотношение обязательной части, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80 % от общего нормативного времени, отведённого на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20 % и предоставляет возможность проведения образовательных межпредметных модулей. Вводный модуль «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 2 недели (10 дней) по 3 урока в день, рассчитан на 30 часов. Проводится в начале учебного года (сентябрь), вписывается в курс «Технология» - 2 часа.

7 часов выделено для проведения внеурочных форм занятий, направленных (в рамках освоения программы) на развитие метапредметных и личностных результатов. Это уроки-праздники, уроки-игры, уроки-исследования, мастерские.

Период

Количество часов

Количество часов, планируемых для проведения во внеурочной форме (20%)

1-я четверть

9

2

2-я четверть

7

1

3-я четверть

9

1

4-я четверть

8

2

Учебный год

33

6




  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются: - формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; - формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки; - воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении; - формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности; - воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные У учащихся будут сформированы:
  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные Учащиеся научатся:
  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные Учащиеся научатся:
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные Учащиеся научатся:
  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
  1. самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.


  1. Содержание учебного предмета, курса.

1 класс (33 часа)

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем задачи (8 часов)

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны знать:

  • основные требования культуры и безопасности труда:

- о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

- правила безопасной работы с ножницами и иглой;

- приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

- правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

- правила аккуратной работы с клеем;

  • названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
  • наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
  • наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
  • названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
  • назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Учащиеся должны уметь:

  • подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
  • выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
  • использовать правила и приемы рациональной разметки;
  • аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
  • аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
  • аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
  • аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
  • аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
  • изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
  • пришивать пуговицы;
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
  • выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут знать:

  • свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
  • происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
  • разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся могут уметь:

  • самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
  • создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  • пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
  • устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
  • осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).







  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся начального общего образования

№ п/п

Дата

Раздел

Кол-во часов

Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Универсальные учебные действия

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

план

факт

Межпредметный модуль «Ведение в школьную жизнь» ( 1 ч.)



1.

Модуль «Введение в школьную жизнь»

Групповые задания с недоопределёнными правилами.

Знакомство с учебным предметом и учебно-методическим комплектом по технологии. Инструктаж по технике безопасности

Ознакомление с содержанием учебного предмета «технология», материалами и инструментами для работы. Ознокомление с основными правилами поведения и организации работы на уроках технологии.

ОНЗ

Урок-игра

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, словарь, схемы), знать, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (содействовать)

Вступать в общение, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого.

Организовывать свою деятельность, подготавливать инструменты и рабочее место; руководствоваться правилами при выполнении работы.

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы.

Учимся работать с разными материалами (11 ч. + межпредметный модуль «Введение в школьную жизнь» - 1 ч.)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мас­теров родного края.

Сравнивать конструктивные и де­коративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функ­циями, понимать особенности де­коративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной дея­тельности.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависи­мости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художе­ственные особенности предлагае­мых изделий, искать наиболее це­лесообразные способы решения задач прикладного характера в за­висимости от цели и конкретных условий работы.

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимос­ти его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структури­ровать и формулировать) то но­вое, что усвоено




2

Модуль «Введение в школьную жизнь»

Праздник «Посвящение в школьники»».


Урок-праздник

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.


Внимательно

слушать.

Не перебивать друг-

друга.


Применять установленные правила в планировании способа решения.


Выстраивать обще

групповые и

командные цели.




3

Лепим из пластилина: «Чудо-дерево»

«Мышиное семейство» Правила подготовки рабочего места перед началом урока


Ознакомление с приёмами лепки. Обучение изготовлению изделий простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Развитие тонкой моторики, творческого воображения.

Урок-практикум

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию, использовать её в работе.

Обсуждать работу с товарищем, вступать в общение, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого; осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Организовывать свою деятельность, подготавливать инструменты и рабочее место; планировать работу, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; проявлять вни- мательное и заинтересованное отношение к объектам природы



4

Лепим из пластилина:

«Дары осени». Правила уборки своего рабочего места


Ознакомление с приёмами лепки. Обучение изготовлению изделий простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Развитие тонкой моторики, творческого воображения.

Урок-практикум

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию, использовать её в работе.

Обсуждать работу с товарищем, вступать в общение, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого; осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Организовывать свою деятельность, подготавливать инструменты и рабочее место; планировать работу, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы



5

Учимся работать с бумагой.

Складывание тюльпана.

«Цветущий луг»

Инструктаж «техника работы с ножницами, клеем»

Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадраьа из прямоугольной полосы.

Урок-практикум

Ориентироваться в учебнике, восприни- мать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат

Обсуждать выбор вариантов практической работы с одноклассниками, вступать в общение, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого; осуществлять со- вместную деятельность по изготовлению изделий.

Организовывать свою деятельность при работе с новым материалом, подготавливать инструменты и рабочее место; планировать умственные и практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выпол- нении работы;

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; проявлять вни- мательное и заинтересованное отношение к объектам природы.



6

Учимся работать с бумагой.

«Колоски. Хлебный букет»;

Урок-практикум



7

Учимся работать с бумагой. «Собачка. Весёлые друзья»

Урок-практикум



8

Аппликация из засушенных листьев:

«Золотая осень»

Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы.

Урок-практикум

Ориентироваться в учебнике, воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; исследовать (наблюдать) свойства нового материала; сравнивать, сопоставлять свойства различных материалов; оценивать материал (засушенные растения) с точки зрения художественно-эстетической выразительности; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат; создавать в воображении выразительный художественный образ.

Обсуждать выбор вариантов практической работы с одноклассниками, вступать в общение, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого; осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Организовывать свою деятельность при работе над новым изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы.



9

Аппликация из засушенных листьев:

«Образы осени»

Урок-практикум



10

Работаем с яичной скорлупой.

Обучение приёмам работы с пустой яичной скорлупой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации).

Урок-исследование

Ориентироваться в учебнике, воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; исследовать (наблюдать) свойства нового материала; оценивать материал с точки зрения художественно- эстетической выразительности; прогнозировать действия с ори- ентацией на предполагаемый результат; создавать в воображении выразительный художественный образ и воплощать его в соответ- ствии с замыслом.

Обсуждать выбор вариантов практической работы с одноклассниками, вступать в общение, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого; осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий

Исследовать свойства нового материала, организовывать свою деятельность при работе над новым изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; проявлять внимательное и вдумчивое отношение к объектам окружающего мира.



11

Лепим из фольги

разные формы. Ёлочные

украшения


Ознакомление с фольгой как поделочным материалом, его конструктивными и декоративно-художественными возможностями. Обучение приёмам обработки фольги.

Урок-практикум

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Производить оценку выполненной работы.

Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

Определять последовательность действий с учетом конечного результата.


Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам



12

Лепим из фольги

разные формы. «Серебряный паучок»

Урок-практикум

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 ч.)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства, способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертеж­ных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-худо­жественные особенности предлагаемых заданий, выделять известное и неизвестное, осуществлять ин­формационный, практический по­иск и приобретать новые знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисун­ки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Создавать мысленный образ конст­рукции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эсте­тической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблю­дая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.



13

Размечаем детали по шаблону. Аппликация

«Снеговик». Правила безопасной работы с бумагой.

Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей - шаблоном, его назначением и приёмами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки.

Урок-практикум

Ориентироваться в учебнике, воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; анализировать и сравнивать образцы изделий и способы работы; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат; создавать в воображении выразительный художественный образ и воплощать его в технике аппликации

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение то- варищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, про- являть доброжелательность и такт, слушая другого; осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Организовывать свою деятельность при работе над изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товари- щей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; проявлять вни- мательное и вдумчивое отношение к объектам окружающего мира



14

Размечаем по линейке и

сгибанием. Цепь из полос

бумаги.

Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления.

Урок-практикум

Выбирать более эффективные способы решения задач.

Производить оценку выполненной работы.

Определять общую цель и пути её достижения.

Составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи.

Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам



15

Образы зимней сказки:

«Новогодняя ёлка»

Обучение новым приёмам лепки (лепка из целого куска, лепка полой формы)



Урок-практикум

Ориентироваться в способах решения задач.

Производить оценку выполненной работы.

Ставить вопросы, обращаться за помощью

Преобразовать практическую задачу в познавательную.

Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам



16

Образы зимней сказки:

«Сказочный заяц»

Урок-практикум

Ориентироваться в способах решения задач.

Производить оценку выполненной работы.

Ставить вопросы, обращаться за помощью

Преобразовать практическую задачу в познавательную.

Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам



17

Работаем с крепированной бумагой:

«Вьюнок»


Ознакомление сновым поделочным материалом, изучение его декоративно-художественных свойств.Обучение новым приёмам обработки материала.

Урок-практикум

Научится соотносить правильность выбора и результата действия; распознавать виды бумаги.

Производить оценку выполненной работы.

Научится формулировать ответы на вопросы; аргументировать свою позицию.

Формулировать учебную задачу.


Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам



18

Работаем с крепированной бумагой:

«Цветок

кактуса»

Урок-практикум



19

Учимся сгибать картон и

плотную бумагу. Открытка

ко Дню защитника

Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приёму предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона

Урок-практикум

Ориентироваться в учебнике, воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; анализировать и сравнивать образцы изделий и способы работы; выполнять работу по графической инструкции; проектировать собственный творческий замысел по созданию изделия с заданными качествами; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение то- варищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, про- являть доброжелательность и такт, слушая другого

Организовывать свою деятельность при работе над изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Понимать смысл праздников, уважительно относиться к защитникам Отечества и эенщине-матери



20

Учимся сгибать картон и

плотную бумагу.

Открытка

для мамы

Урок-мастерская



21

Учимся работать с нитками и иглой. Кисточки-

веснянки.

Правила работы с иглой.

Закрепление приёмов вырезания фигур сложным контуром. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновидностями. Обучение приёмам использования нитей в различных видах декоративно-прикладных изделий.

Урок-практикум

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать результат и оценивать процесс и результат деятельности.

Производить оценку выполненной работы.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения

Определять последовательность действий с учетом конечного результата. Выявлять и исправлять ошибки.

Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам



22

Учимся работать с нитками и иглой.

Пришивание пуговиц.

Урок-практикум



23

Учимся работать с нитками и иглой.

Лучистая рамка.


Урок-практикум



24

Новая жизнь капсул «Киндер- сюрприз».

Губка для обуви.

Ознакомление сновыми материалами и возможностями их использования в изготовлении полезных вещей. Обучение приёмам обработки поролона.

Урок-практикум

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Производить оценку выполненной работы.

Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Бережно и заботливо относиться к вещам.

Конструируем и решаем задачи (8 ч.)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными осо­бенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-худо­жественных условий: определять особенности конструкции, подби­рать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и вы­полнять по ней работу. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художест­венные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и ре­ализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор не­обходимой информации, создание и практическая реализация окон­чательного образа объекта, определение своего места в общей де­ятельности, формулировать то новое, что открыто и усвоено на уроке.



25

Аппликация из геометрических фигур «Парус-ник».

Правила работы с клеем

Совершенствование навыков работы с бумагой, закрепление приёмов работы с клеем.

Урок-практикум

Воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; анализировать и сравнивать образцы изделий; прогнозировать действия для получения необходимо го результата; планировать систему действий и выполнять практи- ческую работу по плану; анализировать, сравнивать полученные результаты с образцом, определять способы корректировки

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение то- варищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, про- являть доброжелательность и такт, слушая другого.

Подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; организовывать свою деятельность при работе над из- делием: планировать практические действия, распределять общий объём работы, контролировать результаты, вносить коррективы в работу; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, стремление к творческому поиску, способность к интеллектуальному напряжению, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы.



26

Узор из симметричных

деталей.

Ознакомление сприёмами разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. Закрепление правил и приёмов вырезания деталей с криволинейным контуром.

Урок-практикум

Воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; производить мысленную трансформацию (складывание, развёртывание) симметричных фигур; устанавливать причинно-следствен- ные связи между выполняемыми действиями и их результатами; анализировать и сравнивать образцы изделий; прогнозировать действия для получения необходимого результата; планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану; анализировать, сравнивать полученные результаты с образцом, определять способы корректировки..

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, проявлять доброжелательность и такт, слушая другого

Подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; организовывать свою деятельность при работе над изделием: планировать практические действия, распределять общий объём работы, контролировать результаты, вносить коррективы в работу; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, стремление к творческому поиску, способность к интеллектуальному напряжению, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению рабо- ты.



27

Аппликация- задача «Птица».

Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания деталей с криволинейным контуром.

Урок-практикум

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Производить оценку выполненной работы.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Прогнозировать практические действия для получения результата.

Бережно и заботливо относиться к вещам.



28

Домик хитрого гнома.

Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление сновыми приёмами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика)

Урок-практикум

Воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; производить мысленную трансформацию (складывание, развёрты- вание) бумажной формы; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; ана- лизировать конструкцию; прогнозировать, планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану; анализиро- вать, сравнивать полученные результаты с образцом, определять способы корректировки.

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение то- варищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, про- являть доброжелательность и такт, слушая другого.

Подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; организовывать свою деятельность при работе над изделием: планировать практические действия, распределять общий объем работы, контролировать результаты, вносить коррективы в работу; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, стремление к творческому поиску, способность к интеллектуальному напряжению, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению рабо- ты.



29

Разные образы - разные

способы работы. Аппликация «Салют».

Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем.

Урок-практикум

Анализировать учебную информацию (в учебнике, рабочей тетради, образцах учителя); сравнивать и сопоставлять различные приёмы работы и результаты; проводить наблюдения объектов окружающего мира; проектировать собственный замысел; планировать работу в соответствии с замыслом; творчески использовать освоенные приёмы работы в своих изделиях.

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение то- варищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, про- являть доброжелательность и такт, слушая другого.

Подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; организовывать свою деятельность при работе над изделием: планировать практические действия, распределять общий объём работы, контролировать результаты, вносить коррективы в работу; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, внимательное и заинтересованное отношение к объектам окружающего мира, стремление к творческому поиску, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы.



30

Разные образы - разные

способы работы. Аппликация «Букет».

Урок-практикум



31

Работаем с набором

«Конструктор». Конструирование букв. Правила работы. Приёмы сборки

простых узлов.

Ознакомление с различными видами наборов «Конструктор», их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки.

Урок-исследование

Воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; анализировать и сравнивать образцы изделий; прогнозировать действия для получения необходимо- го результата; планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану; анализировать, сравнивать полученные результаты с образцом, определять способы корректировки.

Обсуждать работу с одноклассниками, аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, про- являть доброжелательность и такт, слушая другого.

Исследовать свойства отдельных конструктивных элементов и приёмы работы с ними. подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; организовывать свою деятельность при работе над изделием: планировать практические действия, распределять общий объём работы, контролировать результаты, вносить коррективы в работу; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, стремление к творческому поиску, способность к интеллектуальному напряжению, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы.



32

Работаем с набором

«Конструктор».

Решение конструкторских задач

Урок-практикум




Подведение итогов года.

Выставка творческих

работ учащихся.

Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.

Урок-мастерская

Воспринимать, анализировать и понимать информацию; анализировать изделия и аргументированно представлять их; излагать своё мнение и свои впечатления об изделиях и работе на уроках технологии

Обсуждать произведения с одноклассниками, с родителями; аргументированно излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей; вступать в общение, соблюдая правила общения, проявлять доброжелательность и такт, слушая другого.

Организовывать экспозицию, распределять обязанности по организации и проведению выставки; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять познавательный интерес и творческие способности, внимательное и заинтересованное отношение к творчеству своих товарищей.



  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.


для учителя:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013

  2. Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

  3. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

для учащихся:

  1. Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.


  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

В основе системы оценивания образовательной системы «Гармония» лежат принципы: - ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу; - взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса; - единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя - самой школой - учениками, педагогами, администрацией); - участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляют возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В зависимости от этапа обучения в образовательной системе «Гармония» используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. Достижение метапредметных результатов обеспечивается основными компонентами образовательного процесса - учебными предметами, представленными в инвариантной части базового плана. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: - с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (См.: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова - М.: 2008); - при анализе выполнения проверочных заданий по технологии, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений. В методическом оснащении образовательной системы «Гармония» такие задания представлены в контрольных и тестовых заданиях по всем учебным предметам. (См. раздел в ООП - Программы отдельных учебных предметов). Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе. Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11-13.)


© 2010-2022